Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:18, реферат
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей.
Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
В приведенном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Включение в данное понятие слова «личность» несет общесоциологическую нагрузку в том смысле, что оно показывает производность рассматриваемого понятия от более общего определения личности и отражает таким образом меру социальности в преступнике.
Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным цементирующим элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.
Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Поскольку речь идет о социальном типе, то оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но вся совокупность существенных относительно стойких свойств, качеств личности.
Криминологическая
типология должна давать представление
о степени развития криминогенных
свойств личности, их стойкости или
возможности изменения в
В основу построения одной из моделей типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Здесь следует учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).
Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:
негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;
корыстные побуждения;
индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам;
легкомысленно-
Наиболее
характерной нравственно-
Личность с корыстной направленностью характеризуется такими чертами, как стремление к стяжательству, склонность к разгульному образу жизни, эгоизм. Подобного рода ориентации способствуют совершению краж, мошенничеств, взяточничества и других корыстных преступлений.
Для
лиц, относящихся к третьей
Лицам четвертой типологической группы присуще совершение различных неосторожных преступлений.
По глубине, стойкости и интенсивности проявления антисоциальной направленности в криминологии принято выделять следующие типы преступников: случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный и особо злостный.
К случайным относятся лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести, противоречащие общей социально-положительной направленности их прежнего поведения.
Лиц,
впервые совершивших тяжкие преступления
под воздействием неблагоприятного
стечения обстоятельств и
Неустойчивый
тип преступников составляют лица,
совершившие преступления впервые,
но допускавшие и ранее
Злостный тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых.
Особо
злостными преступниками
Предложенные
типологии не могут расцениваться
как единственные и исчерпывающие.
Возможны и другие подходы к изучению
личности преступника.
4.Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Процесс
формирования личности всегда является
достаточно противоречивым. В то же
время, если этот процесс совершается
в позитивном направлении, его результат
будет благоприятен: рассогласованность
и противоречия между личностью
и средой, неизбежные в силу относительной
самостоятельности
Но
при неблагоприятном
Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:
сама личность со всеми присущими ей свойствами;
малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
общество
в целом, осуществляющее политическое,
духовное, культурно-воспитательное и
иное воздействие через средства
массовой информации и другие каналы.
Говоря о влиянии общества, следует
подчеркнуть, что политические, экономические
и социальные условия жизни членов
данного социума, жизненный опыт,
формы поведения и
Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В
правоохранительных органах эта
работа проводится в двух направлениях:
изучение и анализ конкретной личности
в связи с решением вопросов о
привлечении к уголовной
Предупреждение преступности
Предупреждение
преступности буквально означает предохранение
людей, общества, государства от преступлений.
Исторические корни данного вида социальной
практики уходят далеко в глубь веков:
с появлением первых уголовно-правовых
запретов и преступлений, как деяний, совершаемых
вопреки им, стали действовать меры не
только карательного, но и предупредительного
противодействия.
В настоящее
время предупреждение преступности
представляет собой сложный комплекс
разнообразных мер упреждающего
воздействия. Вместе с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т. е. многого из того, что присуще системному анализу. По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. В случае
общего предупреждения речь идет о
том, что позитивное развитие общества,
совершенствование его При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением. В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д. В зависимости
от масштаба применения различают меры
предупреждения: 1) общегосударственные,
относящиеся к большим По содержанию
меры предупреждения преступности могут
быть экономическими, политическими, социальными,
организационно- Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.
| |||||
Методы, индивидуального предупреждения преступлений | |||||
| |||||
Применение
методов индивидуального Можно выделить следующие методы индивидуального воздействия: убеждение, оказание помощи, принуждение. Метод убеждения – это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Убеждение применяется для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, могущих привести к совершению преступлений. Основными
формами реализации метода убеждения
являются: индивидуальные и коллективные
беседы, обсуждение поведения лица,
установление над ним индивидуального
и коллективного шефства, стимулирование
участия в общественно полезной
деятельности и т. п. Ознакомительная
беседа – ответственное мероприятие,
от содержания и результатов которого
во многом зависит ход дальнейшей
воспитательной работы. Психологическая
атмосфера такой беседы, ее тон
должны отражать общую линию индивидуальной
работы – сочетание Предупредительная
беседа проводится либо при наличии
фактов антиобщественного поведения
лица, взятого на профилактический
учет, либо без каких-либо внешних
поводов, в порядке повседневной
работы. Предупредительная беседа наряду
с главной ее задачей – оказанием
непосредственного Наряду
с беседой к числу основных
организационно-тактических Метод оказания
помощи, как правило, является одним
из самых эффективных в Для исключения отрицательного влияния с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение); лицо, с которым ведется работа, переводится в другой класс, школу, трудовой коллектив; отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д. Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего – милиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств. Ранее этому методу уделялось недостаточно внимания, поскольку декларировалась обязанность правоохранительных органов в основном использовать методы убеждения и помощи. Однако превентивная функция в данном случае выходила за пределы обязанностей сотрудников этих органов, подменяя и дублируя предупредительную работу Других субъектов предупреждения преступлений. Кроме того, правоохранительные органы не обладали, да и не обладают необходимыми возможностями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи. Метод принуждения реализуется путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они должны регламентироваться соответствующими правовыми нормами различных отраслей права – гражданского, семейного, административного и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное значение и наиболее часто применяемым правоохранительными органами, относятся следующие: административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств; штраф, реализующий материальную ответственность лица за свои антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения; принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих от его пагубного влияния и хулиганских посягательств; административный надзор, преследующий цель жесткого контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не ставшими на путь исправления. Наложение
и ужесточение ограничений в
отношении судимых, взятых под надзор,
позволяет установить барьеры на
пути их противоправной деятельности,
способствует социализации личности.
Возложение на лицо обязанности прибывать
периодически в орган внутренних
дел для регистрации лишает его
возможности вести Следует
помнить, что индивидуальное предупреждение
преступного поведения Согласно
нормативным актам эти В этих целях
данные подразделения по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних принимают
следующие меры: взаимодействуют с органами
социальной защиты, занятости населения,
образования, здравоохранения, трудовыми
коллективами, общественными объединениями,
благотворительными и иными фондами в
целях активизации предупреждения правонарушений
несовершеннолетних; вызывают несовершеннолетних,
родителей, лиц, их заменяющих, а также
приглашают иных лиц по делам и материалам,
находящимся в производстве милиции, для
выяснения обстоятельств, связанных с
правонарушениями подростков, получают
от них необходимые объяснения, сведения,
справки, документы; посещают несовершеннолетних
правонарушителей по месту их жительства,
учебы, работы; проводят профилактические
беседы с ними, родителями и иными лицами,
отвечающими за воспитание и поведение
подростков; задерживают и доставляют
несовершеннолетних в приемники-распределители
для несовершеннолетних по основаниям,
предусмотренным действующим законодательством
и нормативными актами МВД России; Существенной
спецификой обладает индивидуальное предупреждение
преступного поведения в тех
случаях, когда отсутствует информация
о лицах, которые уже совершили
преступления, но эти преступления
не раскрыты, а лица могут продолжать
преступную деятельность. Источниками
такой информации служат прежде всего:
книги и журналы учета происшествий, задержанных
и доставленных в дежурные части органов
внутренних дел; уголовные дела, материалы
об отказе в возбуждении уголовного дела
или о его прекращении; материалы об административных
или других правонарушениях; приговоры
судов; сообщения, извещения, иные материалы
милиции, исправительно-трудовых учреждений,
специальных учебно-воспитательных заведений,
подразделений органов внутренних дел,
суда, прокуратуры; заявления и письма
граждан; сообщения государственных, негосударственных
органов и организаций; Выявление лиц, которые могли совершить преступление и продолжать преступную деятельность, основано на осведомленности о лицах, вероятность криминального поведения которых прогнозируется как высокая, знании закономерностей детерминации и развития преступной деятельности. | |||||
Литература
Антонян Ю.М. Криминология: Избранные лекции — М., 2004.
Антонян Ю.М. Курс лекций по криминологии — М., 2003.
Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. — М., 2004.
Долгова А.И. Криминология: Краткий учебный курс — М., 2002.
Иншаков С.М. Криминология: Учебник. — М., 2000.
Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелли — СПб., 2003.
Криминология: Курс лекций. — Воронеж, 2004.
Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. — М., 2004.
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. — М., 1982.
Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.— М., 1998.
Информация о работе Личность преступника и индивидуальное предупреждение