Общие положения тактики допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание

Уголовный процесс невозможно представить без решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, без обвиняемого. С развитием общества появились определенные правила, в соответствии с которыми лица обвиняются в совершении преступления. Приятно сознавать, что уже прошли те времена, когда в области уголовного процесса царил произвол и полное отсутствие закона. Новый Уголовно-процессуальный кодекс установил правила предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

Содержание

Введение
1. Понятие, значение и виды допроса
2. Производство допроса
3. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших
4. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого
5. Особенности допроса несовершеннолетнего
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Криминалистика.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Закон ограничивает время  непрерывного допроса несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) – двумя  часами, а также в течение дня  – четырьмя часами.

Участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними  является обязательным. Поэтому в  допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы  своему подзащитному, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с протоколом этого допроса, но также знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.

 Еще одной особенностью производства  по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних является обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело. Обеспечение участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого возложено как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника. В ходе допроса педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса.

В соответствии с УПК  РФ, родители и иные законные представители  допускаются к участию в уголовном  деле по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются следующие права:

1) знать, в чем подозревается  или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при  предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения  следователя, - в иных следственных  действиях, производимых с его  участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства  и отводы, приносить жалобы на  действия и решения дознавателя,  следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании расследования  знакомиться со всеми материалами  уголовного дела, выписывать из  него любые сведения и в  любом объеме.

Прокурор, следователь, дознаватель  вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным.

В том случае, если у  лица, ведущего предварительное расследование, либо у суда имеются основания  полагать, что действия законного  представителя наносят ущерб  интересам несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле (например, законный представитель ведет антиобщественный образ жизни, сам неоднократно судим и т.д.). Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы криминалистических и психологических аспектов получения  информации в процессе допроса от допрашиваемого являются сложными и  неоднозначными.

Исследования вопросов организации и тактики допроса  позволяет сделать вывод, что  для получения полных и достоверных показаний в процессе допроса необходимое понимание психики допрашиваемого. Такое понимание возможно при изучении личностных, возрастных, психологических особенностей допрашиваемого.

Допрос – это самостоятельное  следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в процессуальной форме показаний лиц о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для дела. Среди следственных действий, проводимых в ходе расследования, допрос является самым распространенным. Именно он выступает в качестве основного способа собирания и проверки доказательств, в силу чего от его успешного проведения во многом зависит результат расследования.

В то же время допрос –  одно из наиболее сложных, многоплановых  следственных действий, часто проходящих в условиях конфликтной ситуации. Достижение целей допроса зависит от того, сумеет ли следователь изменить данную ситуации. Для этого требуется высокое профессиональное мастерство, знание психологии и умение учесть психологические особенности допрашиваемого, а также знание и умелое использование при допросе различных тактических приемов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Спб., 2003.
  3. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  5. Курс криминалистики: Учебник под ред. проф. Белкина Р.С. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  6. Громов Н.А. Предъявление, изменение и дополнение обвинения и допрос обвиняемого. – Саратов, 1993
  7. Бахин В.П. Понятие, сущность и содержание криминалистической тактики: Лекции. М., 1999.

Информация о работе Общие положения тактики допроса