Особенности уголовной ответственности несовершннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание

Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------2
1. Общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних----3
2. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления----------------------------------------5
3. Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних----------- 7
4. Поправки 2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»----------------------------------------------------------------------------------------8
5. Особенности ответственности несовершеннолетних--------------------------------------------9 6. Освобождение несовершеннолетних от уголовной---------------------------------------------12
7. Профилактика правонарушений несовершеннолетних---------------------------------------17
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------------------ 21

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 49.22 Кб (Скачать документ)

            Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные  центры социальной помощи семье  и детям, центры психолого - педагогической помощи населению,  центры экстренной психологической  помощи и иные учреждения социального  обслуживания, в соответствии с  уставами указанных учреждений  или положениями о них предоставляют  бесплатно социальные услуги  несовершеннолетним, находящимся в  социально опасном положении  или иной трудной жизненной  ситуации. принимают участие в  пределах своей компетенции в  индивидуальной профилактической  работе с безнадзорными несовершеннолетними,  в том числе путем организации  их досуга, а также оказывают  содействие в организации оздоровления  и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся  в помощи государства.

                Органы управления образованием  в пределах своей компетенции:  контролируют соблюдение законодательства  Российской Федерации и законодательства  субъектов Российской Федерации  в области образования несовершеннолетних;  осуществляют меры по развитию  сети специальных учебно - воспитательных  учреждений открытого и закрытого  типа, образовательных учреждений, детских домов и школ - интернатов  для детей - сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  а также других учреждений, оказывающих  педагогическую и иную помощь  несовершеннолетним, имеющим отклонения  в развитии или поведении;

             Органы по делам молодежи в  пределах своей компетенции: участвуют  в разработке и реализации  целевых программ по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних; осуществляют  организационно - методическое обеспечение  и координацию деятельности по  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  находящихся в их ведении социальных  учреждений, клубов и иных учреждений..

           Социально - реабилитационные центры  для подростков и молодежи, центры  социально - психологической помощи  молодежи, центры профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи, молодежные клубы и  иные учреждения органов по  делам молодежи в соответствии  с уставами указанных учреждений  или положениями о них  предоставляют  бесплатно социальные, правовые  и иные услуги несовершеннолетним; принимают участие в пределах  своей компетенции в индивидуальной  профилактической работе с несовершеннолетними,  находящимися в социально опасном  положении, в том числе путем  организации их досуга и занятости,  осуществления информационно - просветительных  и иных мер

           Органы внутренних дел в пределах  своей компетенции принимают  участие в предупреждении правонарушений  несовершеннолетних, а также оказывают  в этих целях необходимое содействие: подразделениям по делам несовершеннолетних  органов внутренних дел; центрам  временной изоляции для несовершеннолетних  правонарушителей органов внутренних  дел; подразделениям криминальной  милиции органов внутренних дел;  другим подразделениям органов  внутренних дел, осуществляющим  меры по предупреждению правонарушений  несовершеннолетних.

             Центры временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей  органов внутренних дел: обеспечивают  круглосуточный прием и временное  содержание несовершеннолетних  правонарушителей, проводят индивидуальную  профилактическую работу с доставленными  несовершеннолетними, доставляют  несовершеннолетних в специальные  учебно - воспитательные учреждения  закрытого типа, а также осуществляют  в пределах своей компетенции  другие меры по устройству  несовершеннолетних, содержащихся  в указанных учреждениях.

           Подразделения криминальной милиции  органов внутренних дел в пределах  своей компетенции:  выявляют, предупреждают,  пресекают и раскрывают преступления  несовершеннолетних.

         Уголовно - исполнительные инспекции  органов юстиции участвуют в  пределах своей компетенции в  индивидуальной профилактической  работе с несовершеннолетними,  контроль за поведением которых  осуществляется ими в соответствии  с Уголовно - исполнительным кодексом  Российской Федерации.

          Федеральные органы исполнительной  власти, в которых законодательством  Российской Федерации предусмотрена  военная служба, принимают в пределах  своей компетенции участие в  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления  детей - сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  списки воинских частей в качестве  воспитанников с согласия указанных  несовершеннолетних, а также с  согласия органов опеки и попечительства.

          Органы и учреждения, исполняющие  постановление судьи .

         Исполнение постановления судьи  обеспечивают: 1) центр временной  изоляции для несовершеннолетних  правонарушителей органа внутренних  дел - в части доставления несовершеннолетних  в специальные учебно - воспитательные  учреждения закрытого типа; 2) орган  управления образованием - в части  предоставления путевок для направления  несовершеннолетних в специальные  учебно - воспитательные учреждения  закрытого типа в течение 20 суток со дня получения запроса  о выдаче путевки; 3) комиссия по  делам несовершеннолетних и защите их прав, образованная органом местного самоуправления, - в части применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних 4) администрация специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа - в части обеспечения исправления несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.

            В связи с ратификацией Конвенции  ООН о правах ребенка в Российской  Федерации проводятся законодательные  работы, имеющие цель: устранить  противоречия в правовом регулировании  Конвенцией и законодательством  Российской Федерации ряда важных  юридических институтов, определяющих  статус несовершеннолетних; восполнить  существенные пробелы, имеющиеся  в данном правовом статусе,  обогатив его регламентацию за  счет установленных данной Конвенцией  и неизвестных нашему законодательству  юридических прав, использование  которых существенно расширит  возможности позитивного формирования  личности несовершеннолетнего (право  на выживание и здоровое развитие, на достаточный уровень жизни  и др.).

       В связи с практической реализацией  в стране концепции судебной  реформы на законодательном уровне  в настоящее время прорабатывается  вопрос о создании специализированных  судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их  деятельности должно стать положение  Конвенции о правах ребенка,  в соответствии с которым во  всех действиях в отношении  детей следует уделять особое  внимание наилучшему обеспечению  их интересов. Предполагается, что  эти суды возьмут на себя  как рассмотрение гражданских  дел, связанных с воспитанием  и содержанием детей (о расторжении  брака, алиментах, лишении родительских  прав и т. д.), так и судебное  разбирательство дел о преступлениях  и административных правонарушениях  несовершеннолетних, а также дел  о преступлениях взрослых лиц,  в результате которых нарушается  нормальное развитие и воспитание  детей и подростков (вовлечение  их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения  и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

        УК РФ рассматривает в отдельной  главе вопросы уголовной ответственности  и наказания несовершеннолетних  с учетом определенных особенностей  этой категории лиц. Органы  дознания, следствия и суды должны  учитывать социально-психологический  аспект жизни подростка, уровень  сознания, способность осознавать  происходящее и да-вать этому  оценку.

        Одной из особенностей привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности является дифференциация  пре¬ступлений относительно возраста, с которого она наступает.

За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность  наступает с четырнадцатилетнего  возраста, по общим же правилам —  по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).

          Несовершеннолетним считается лицо  до исполнения ему восемнадцати  лет. Это социальное и юридическое  положение наступает на следующий  день после восемнадцатого дня  рож¬дения лица. Например, лицо рождено  23 марта 1980 г., его совершеннолетие  наступает в 0 часов 24 марта  1998 г. В таком же порядке  исчисляется наступление четырнадцати  и шестнад¬цати лет.

Несовершеннолетний, совершивший преступление, может  быть признан виновным и ему может  быть назначено наказание, в то же время при совершении преступного  деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с  применени¬ем к нему принудительных мер воспитательного воздействия

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям  и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

           Меры, направленные на сокращение  численности несовершеннолетних  заключенных, принимались и ранее.  За счет амнистий 2000 и 2001 гг. количество  подростков в пенитенциарных  учреждениях сократилось почти  вдвое. Но после каждого такого  сокращения численность несовершеннолетних  заключенных снова возвращалась  к прежнему уровню.

Законодательные инновации 2003 г. создают не просто возможности  для сокращения, но и предпосылки  для повышения эффективности  системы уголовного правосудия и  исполнения наказания. Эффективность  в данном случае рассматривается  с точки зрения главных задач  правосудия в отношении несовершеннолетних («Конвенция о правах ребенка»):

содействие «его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе» (ст. 40.1).

обеспечение «такого  обращения с ребенком, которое  соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и  характеру преступления» (ст. 40.4).

Некоторые из важнейших  инноваций ФЗ-161 и ФЗ-162. Значительно  расширены возможности судов  по освобождению подростков от уголовной  ответственности, назначению наказаний, не связанных с лишением свободы (штраф, исправительных работ, обязательных работ), применения условного наказания  к лишению свободы. В последние  годы к лишению свободы приговаривалось 99% осужденных, из них 23-25% - к реальному. За преступления небольшой (для группы от 14 до 16 лет - и средней) тяжести, совершенные впервые, наказание в виде лишения свободы назначаться вообще не должно. Кроме того, суды теперь могут назначать несовершеннолетним правонарушителям небольшие сроки наказания. Снижена минимальная санкция (с 6 до 2 месяцев), убраны нижние пороги наказаний по многим видам преступлений, а за тяжкие и особо тяжкие преступления минимальная санкция вдвое меньше, чем у взрослых. Для группы от 14 до 16 лет, кроме совершивших особо тяжкие преступления) снижена максимальная санкция (с 10 до 6 лет). Кроме того, смягчены условия применения к несовершеннолетним условно-досрочного освобождения.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершннолетних