Учреждения социального обслуживания,
к которым относятся территориальные
центры социальной помощи семье
и детям, центры психолого -
педагогической помощи населению,
центры экстренной психологической
помощи и иные учреждения социального
обслуживания, в соответствии с
уставами указанных учреждений
или положениями о них предоставляют
бесплатно социальные услуги
несовершеннолетним, находящимся в
социально опасном положении
или иной трудной жизненной
ситуации. принимают участие в
пределах своей компетенции в
индивидуальной профилактической
работе с безнадзорными несовершеннолетними,
в том числе путем организации
их досуга, а также оказывают
содействие в организации оздоровления
и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся
в помощи государства.
Органы управления образованием
в пределах своей компетенции:
контролируют соблюдение законодательства
Российской Федерации и законодательства
субъектов Российской Федерации
в области образования несовершеннолетних;
осуществляют меры по развитию
сети специальных учебно - воспитательных
учреждений открытого и закрытого
типа, образовательных учреждений,
детских домов и школ - интернатов
для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
а также других учреждений, оказывающих
педагогическую и иную помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения
в развитии или поведении;
Органы по делам молодежи в
пределах своей компетенции: участвуют
в разработке и реализации
целевых программ по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних; осуществляют
организационно - методическое обеспечение
и координацию деятельности по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
находящихся в их ведении социальных
учреждений, клубов и иных учреждений..
Социально - реабилитационные центры
для подростков и молодежи, центры
социально - психологической помощи
молодежи, центры профессиональной
ориентации и трудоустройства
молодежи, молодежные клубы и
иные учреждения органов по
делам молодежи в соответствии
с уставами указанных учреждений
или положениями о них предоставляют
бесплатно социальные, правовые
и иные услуги несовершеннолетним;
принимают участие в пределах
своей компетенции в индивидуальной
профилактической работе с несовершеннолетними,
находящимися в социально опасном
положении, в том числе путем
организации их досуга и занятости,
осуществления информационно - просветительных
и иных мер
Органы внутренних дел в пределах
своей компетенции принимают
участие в предупреждении правонарушений
несовершеннолетних, а также оказывают
в этих целях необходимое содействие:
подразделениям по делам несовершеннолетних
органов внутренних дел; центрам
временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних
дел; подразделениям криминальной
милиции органов внутренних дел;
другим подразделениям органов
внутренних дел, осуществляющим
меры по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних.
Центры временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей
органов внутренних дел: обеспечивают
круглосуточный прием и временное
содержание несовершеннолетних
правонарушителей, проводят индивидуальную
профилактическую работу с доставленными
несовершеннолетними, доставляют
несовершеннолетних в специальные
учебно - воспитательные учреждения
закрытого типа, а также осуществляют
в пределах своей компетенции
другие меры по устройству
несовершеннолетних, содержащихся
в указанных учреждениях.
Подразделения криминальной милиции
органов внутренних дел в пределах
своей компетенции: выявляют, предупреждают,
пресекают и раскрывают преступления
несовершеннолетних.
Уголовно - исполнительные инспекции
органов юстиции участвуют в
пределах своей компетенции в
индивидуальной профилактической
работе с несовершеннолетними,
контроль за поведением которых
осуществляется ими в соответствии
с Уголовно - исполнительным кодексом
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной
власти, в которых законодательством
Российской Федерации предусмотрена
военная служба, принимают в пределах
своей компетенции участие в
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних,
в том числе путем зачисления
детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в
списки воинских частей в качестве
воспитанников с согласия указанных
несовершеннолетних, а также с
согласия органов опеки и попечительства.
Органы и учреждения, исполняющие
постановление судьи .
Исполнение постановления судьи
обеспечивают: 1) центр временной
изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органа внутренних
дел - в части доставления несовершеннолетних
в специальные учебно - воспитательные
учреждения закрытого типа; 2) орган
управления образованием - в части
предоставления путевок для направления
несовершеннолетних в специальные
учебно - воспитательные учреждения
закрытого типа в течение 20
суток со дня получения запроса
о выдаче путевки; 3) комиссия по
делам несовершеннолетних и защите
их прав, образованная органом местного
самоуправления, - в части применения мер
воспитательного воздействия в отношении
несовершеннолетних 4) администрация специального
учебно - воспитательного учреждения закрытого
типа - в части обеспечения исправления
несовершеннолетнего в течение срока
его содержания в указанном учреждении.
В связи с ратификацией Конвенции
ООН о правах ребенка в Российской
Федерации проводятся законодательные
работы, имеющие цель: устранить
противоречия в правовом регулировании
Конвенцией и законодательством
Российской Федерации ряда важных
юридических институтов, определяющих
статус несовершеннолетних; восполнить
существенные пробелы, имеющиеся
в данном правовом статусе,
обогатив его регламентацию за
счет установленных данной Конвенцией
и неизвестных нашему законодательству
юридических прав, использование
которых существенно расширит
возможности позитивного формирования
личности несовершеннолетнего (право
на выживание и здоровое развитие,
на достаточный уровень жизни
и др.).
В связи с практической реализацией
в стране концепции судебной
реформы на законодательном уровне
в настоящее время прорабатывается
вопрос о создании специализированных
судов по делам несовершеннолетних.
Основополагающим принципом их
деятельности должно стать положение
Конвенции о правах ребенка,
в соответствии с которым во
всех действиях в отношении
детей следует уделять особое
внимание наилучшему обеспечению
их интересов. Предполагается, что
эти суды возьмут на себя
как рассмотрение гражданских
дел, связанных с воспитанием
и содержанием детей (о расторжении
брака, алиментах, лишении родительских
прав и т. д.), так и судебное
разбирательство дел о преступлениях
и административных правонарушениях
несовершеннолетних, а также дел
о преступлениях взрослых лиц,
в результате которых нарушается
нормальное развитие и воспитание
детей и подростков (вовлечение
их в преступную деятельность,
доведение до состояния опьянения
и др.).
Заключение.
УК РФ рассматривает в отдельной
главе вопросы уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних
с учетом определенных особенностей
этой категории лиц. Органы
дознания, следствия и суды должны
учитывать социально-психологический
аспект жизни подростка, уровень
сознания, способность осознавать
происходящее и да-вать этому
оценку.
Одной из особенностей привлечения
несовершеннолетнего к уголовной
ответственности является дифференциация
пре¬ступлений относительно возраста,
с которого она наступает.
За отдельные преступления,
перечень которых дан в ч. 2 ст.
20 УК РФ, уголовная ответственность
наступает с четырнадцатилетнего
возраста, по общим же правилам —
по достижении шестнадцатилетнего возраста
(ч. 1 ст. 20 УК).
Несовершеннолетним считается лицо
до исполнения ему восемнадцати
лет. Это социальное и юридическое
положение наступает на следующий
день после восемнадцатого дня
рож¬дения лица. Например, лицо рождено
23 марта 1980 г., его совершеннолетие
наступает в 0 часов 24 марта
1998 г. В таком же порядке
исчисляется наступление четырнадцати
и шестнад¬цати лет.
Несовершеннолетний,
совершивший преступление, может
быть признан виновным и ему может
быть назначено наказание, в то же
время при совершении преступного
деяния он может быть и освобожден
от уголовной ответственности с
применени¬ем к нему принудительных
мер воспитательного воздействия
Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
- система социальных, правовых, педагогических
и иных мер, направленных на выявление
и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям
и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Меры, направленные на сокращение
численности несовершеннолетних
заключенных, принимались и ранее.
За счет амнистий 2000 и 2001 гг. количество
подростков в пенитенциарных
учреждениях сократилось почти
вдвое. Но после каждого такого
сокращения численность несовершеннолетних
заключенных снова возвращалась
к прежнему уровню.
Законодательные инновации
2003 г. создают не просто возможности
для сокращения, но и предпосылки
для повышения эффективности
системы уголовного правосудия и
исполнения наказания. Эффективность
в данном случае рассматривается
с точки зрения главных задач
правосудия в отношении несовершеннолетних
(«Конвенция о правах ребенка»):
содействие «его
реинтеграции и выполнению им полезной
роли в обществе» (ст. 40.1).
обеспечение «такого
обращения с ребенком, которое
соответствовало бы его благосостоянию,
а также его положению и
характеру преступления» (ст. 40.4).
Некоторые из важнейших
инноваций ФЗ-161 и ФЗ-162. Значительно
расширены возможности судов
по освобождению подростков от уголовной
ответственности, назначению наказаний,
не связанных с лишением свободы
(штраф, исправительных работ, обязательных
работ), применения условного наказания
к лишению свободы. В последние
годы к лишению свободы приговаривалось
99% осужденных, из них 23-25% - к реальному.
За преступления небольшой (для группы
от 14 до 16 лет - и средней) тяжести, совершенные
впервые, наказание в виде лишения свободы
назначаться вообще не должно. Кроме того,
суды теперь могут назначать несовершеннолетним
правонарушителям небольшие сроки наказания.
Снижена минимальная санкция (с 6 до 2 месяцев),
убраны нижние пороги наказаний по многим
видам преступлений, а за тяжкие и особо
тяжкие преступления минимальная санкция
вдвое меньше, чем у взрослых. Для группы
от 14 до 16 лет, кроме совершивших особо
тяжкие преступления) снижена максимальная
санкция (с 10 до 6 лет). Кроме того, смягчены
условия применения к несовершеннолетним
условно-досрочного освобождения.