Политический преступник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:16, реферат

Описание

Традиционно в общественном мнении проблема преступности занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Этим обстоятельством постоянно пользуются как действующие политики, находящиеся у власти, так и те, кто к ней стремится. Эта проблема становится более привлекательной для исследователей и представителей средств массовой коммуникации, если преступное поведение используется для получения, сохранения, распределения или утраты власти с использованием демократических институтов государства и общества. Однако центральным ядром этого интереса является личность, совершающая преступные деяния в сфере политики, именуемая "политическим преступником".

Содержание

Введение
1. Личность политического преступника
2.Типология и классификация политических преступников
3.Политические преступники в российских средствах массовой
информации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Личность политического  преступника

2.Типология и классификация  политических преступников

3.Политические преступники  в российских средствах массовой

информации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционно в общественном мнении проблема преступности занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Этим обстоятельством постоянно пользуются как действующие политики, находящиеся у власти, так и те, кто к ней стремится. Эта проблема становится более привлекательной для исследователей и представителей средств массовой коммуникации, если преступное поведение используется для получения, сохранения, распределения или утраты власти с использованием демократических институтов государства и общества. Однако центральным ядром этого интереса является личность, совершающая преступные деяния в сфере политики, именуемая "политическим преступником".

В конце ХХ века отечественными специалистами, изучающими криминогенные  процессы в политической сфере жизни  общества были выделены основные формы и виды проявления преступности в сфере политики, проведены крупные научные исследования феномена политической преступности, опубликовано большое количество научных статей и сообщений, так или иначе связанных с рассмотрением отдельных аспектов взаимосвязи преступности и политики. В результате чего политическая криминология, наравне с экономической и семейной криминологией, криминологией средств массовой информации и виктимологией, была объявлена отраслью российской криминологической науки, внутри которой формируются собственные научные направления, составляющие ее основной предмет.

В начале текущего века интерес  к основным проблемам российской политической криминологии среди отечественных  и зарубежных специалистов не уменьшается, а, наоборот, постоянно увеличивается. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что спрос на учебную и учебно-методическую литературу за последние два-три года по данной отрасли знаний значительно возрос, а спецкурс "Политическая криминология" стал активно внедряться в учебный процесс высших учебных заведений юридического профиля.

Основными целями данной работы являются теоретический анализ проблемы политической преступности, выделение её самостоятельных типов  и видов, определение криминологической  характеристики политических преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Личность  политического преступника

Общественные науки, изучающие  сложные социальные явления, связывают  предмет своего познания в большей  или меньшей степени с проблемой  человека. Не составляют исключения из этого правила и юридические науки криминального цикла, в том числе и криминология. Значение личности преступника определяется тем, что преступление, будучи результатом сознательной волевой деятельности человека, не только не мыслимо вне лица, его совершившего, но и в большей мере обусловлено сущностью и особенностями этого лица. Кроме того, без изучения личности преступника не могут быть поняты ни причины отдельного преступления, ни причины преступности как массового социального явления.

При достаточной изученности личности преступника в целом в отечественной и зарубежной криминологии следует отметить то обстоятельство, что личность отдельных категорий преступников описана и объяснена еще недостаточно полно и всесторонне. К числу таких малоизученных категорий личности преступника, в силу различных объективных и субъективных причин, относится и личность политического преступника и её различных видов или типов.

Для того чтобы обратиться к научному осмыслению и объяснению личности политического преступника, необходимо сначала определиться с содержанием более общего термина - "личность преступника". Традиционно в отечественной криминологической науке личность преступника рассматривалась как совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и обуславливающих ее преступное поведение Антонян Ю.М. Личность преступника // Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 1999. - С.125; Четвериков В.С., Четвериков В.В. Криминология: Учебное пособие. - М., 1997. - С.60; Кузнецова Н.Ф. Личность преступника // Криминология: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. - М., 2006. - С.59. Содержание этого определения позволяет раскрыть сущность данного понятия. Поэтому нам необходимо использовать общий подход и для выработки собственного операционного понятия "личность политического преступника". Здесь следует иметь в виду, что свойства человека, участвующего в политике, приобретаются в результате его общественной или политической деятельности, и именно эта деятельность, а точнее, прошлый политический или общественный опыт, подсказывает ему наиболее доступные и результативные способы приобретения, сохранения, распределения или утраты власти. При этом отдельные неоднократно апробированные из этой массы способов и приемов хотя и подтверждают свою эффективность, однако запрещены нормами национального и/или международного права. Поэтому выбор средств достижения власти - это всегда выбор лица, претендующего на эту власть. Это обстоятельство и делает личность политического преступника предметом научного криминологического интереса.

С учётом изложенного  можно предположить, что личность политического преступника - это  совокупность социально значимых свойств  личности, образовавшихся в процессе её общественной либо политической деятельности и обуславливающих использование ею для достижения политических целей средств, порицаемых с позиции действующего национального и/или международного уголовного законодательства.

При изучении личности политического преступника целесообразно выяснять круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы и цепочки. Наиболее распространенным в общей теории отечественной криминологии является выделение шести групп признаков, которые относятся к двум основным видам характеристик преступников: "объективным" или социальным, позициям и ролям; деятельности личности и "субъективным": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания. Такое деление следует позаимствовать и для исследования личности политического преступника, поскольку ее изучение невозможно без познания социальных позиций, ролей деятельности и мотивационной сферы деятельности человека или социальной группы.

При изучении личности политического преступника необходимо обратить внимание в первую очередь на мотивацию ее поведения, поскольку мотивационная сфера является “центром внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность” Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М., 1991. - С.107, в том числе и криминальную политическую активность.

Для исследования личности политического преступника нам  необходимо выделить однородные группы целей и мотивов совершения политических преступлений, на которые указывается в некоторых работах, посвященных изучению личности политического преступника либо их отдельных видов. Так, Салахова А.И., выделяет следующие из них: 1) приобретение власти; 2) сохранение власти; 3) укрепление власти; 4) распределение власти; 5) утрата власти; 6) создание нового независимого государства или автономной территории в рамках того же государства; 7) изменение внешних или внутренних границ национального государства или группы государств; 8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; 9) нетерпимость к политическому инакомыслию; 10) изменение системы управления в государстве; 11) прекращение политической деятельности. Салахова А.И. Понятие и криминологическая характеристика личности политического преступника // Актуальные вопросы экономики и права в современной России. Сборник научных трудов.- Нижнекамск, 1999. - Вып. 3. - С.80-81.

По мнению профессора Дьякова С.В. и других криминологов, наиболее часто встречающимися мотивами политических преступлений являются недовольство проводимой действующим правительством политикой и обида на органы государственной власти за допущенную несправедливость (мнимую или реальную) Дьяков С.В. Государственная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - С.631-632.

Как мы уже ранее отмечали, личность политического преступника - сложный объект для научного исследования различными отраслями знаний. Это  обусловлено как социальными  стереотипами. Данное обстоятельство дополнительно усугубляется еще и тем, что при исследовании личности политического преступника и его противоправного поведения приходится сталкиваться с большим количеством смежных понятий и неоднозначно воспринимаемыми научными, публицистическими и бытовыми терминами. К числу таких терминов, словосочетаний и категорий относятся: "политический заключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный", "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии". Эти термины несут в своем содержании негативный политический оттенок деятельности того или иного человека независимо от его правового или социально-политического статуса. Дать однозначную оценку содержания этой группе терминов практически невозможно, поскольку они появились на разных временных этапах развития общества и вводились порою различными субъектами политической деятельности, как для характеристики своих политических оппонентов, так и своих политических сторонников или союзников. В современном российском обществе одна часть понятий, такие как "политзаключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный" в большинстве случаев отождествляются по своей смысловой нагрузке с жертвами политических репрессий со стороны государства, его органов и должностных лиц. Другая часть, такие как "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии" несут в себе ярко выраженную негативную социально-политическую, а не правовую оценку деятельности определенных людей, как правило, их политическими оппонентами.

Действительно, в большинстве  случаев применительно к деятельности советского тоталитарного государства  вторая категория лиц ("враги народа") - скорее жертвы политических репрессий, чем политические преступники. Это  в первую очередь относится к лицам, судимым за антисоветскую агитацию и пропаганду, лично не поддерживавших большевистский политический режим и большевистскую (коммунистическую), а в последующем социалистическую, "единственно верную", идеологию.

Исследование личности политического преступника было бы не полным, если бы мы не рассмотрели вопрос о соотношении этой категории преступников с общеуголовными преступниками. Для криминологии представляют интерес следующие характерные особенности личности политического преступника:

1) политический преступник  не скрывает свое намерение  совершить политическое преступление  и признается в этом публично, тогда как общеуголовный, как  правило, скрывает свои намерения  и отрицает совершение преступления;

2) политический преступник оспаривает легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;

3) политический преступник  преследует цель изменения установленных  в государстве и обществе норм  права и морали, тогда как обычный  преступник таких целей не преследует;

4) политический преступник  действует бескорыстно, а обычный  преступник преследует эгоистический  интерес.

Главным и обязательным признаком  политического преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация.

Принципиальная разница заключается  в том, что в идеале "политический преступник" действует в интересах  части общества, покушаясь на интересы правящей политической элиты (политической партии, социальной группы или политического  клана). Поэтому для одной части населения он - политический преступник, а для другой - жертва политического режима. Общеуголовный преступник, как правило, совершает преступление, которое порицается всеми слоями общества и поэтому не вызывает у них сочувствия и сострадания.

Продолжая рассуждения о личности политического преступника, следует  иметь в виду, что не всегда и  не у всех политических преступников проявляются указанные признаки в полном объеме. У одних они  проявляются частично, у других могут  не проявляться вообще.

Существуют переходные периоды в деятельности политических преступников из одного состояния в  другое, из одного вида в другой. Возможны переходы из общеуголовных преступников в политические и, наоборот, из политических - в общеуголовные. "Перерождение" или превращение общеуголовных преступников в политические может происходить по-разному и по различным причинам объективного и субъективного характера. Однако в большинстве случаев общеуголовные преступники вначале строят свою преступную карьеру, приобретают капитал (финансовые, материальные, информационные и иные ресурсы), а уже потом легитимно или нелегитимно проникают в политическую сферу жизнедеятельности общества. Укрепившись в данной сфере, они начинают ее реформировать с применением средств и методов, порицаемых с позиции уголовного законодательства в целях получения дополнительных полномочий либо доступа к распределению национальными или региональными ресурсами для реализации личных или корпоративных интересов. В этих случаях практически невозможно найти узкую грань между политическими и корыстными интересами. Они настолько переплетаются между собой, усиливая и укрепляя друг друга, что и сами преступники их могут не видеть и не различать.

Информация о работе Политический преступник