Понятие причин и условий конкретного преступления, и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ……………………………………………………………..3

2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ …………………………………………………..5

3. СИТУАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕЁ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...8

4. ВИКТИМОГЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………...9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………………………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Криминалогия - КР.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Національний університет  

«Одеська юридична академія»

Криворізький навчальний центр

ЗАОЧНА ФОРМА НАВЧАННЯ

 

 

Студент______курсу____________групи

 

Факультет__________________________

 

___________________________________

(прізвище, ім’я, по батькові)

Студ білет №_______

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА №_________

 

___________________________________

(назва дисципліни)

За______курс___________семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, И  ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ……………………………………………………………..3

 

2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ …………………………………………………..5

 

3. СИТУАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕЁ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...8

 

4. ВИКТИМОГЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………...9

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………………………11

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, И  ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Однако если причины  преступности в целом обусловлены  противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация  личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность

Это положение имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступного поведения  требует раздельного анализа  каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки  зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат  взаимодействия личности и внешней  конкретной ситуации. К тому же следует  добавить, что личность развивается  на основе взаимодействия психофизических  данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

Из этого следует, что  у взрослого человека все социально  значимые воздействия внешней среды  проходят через его сознание и  личностные особенности, т.е. между  человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

 

2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) - утрата индивидом, по каким либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме.

Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Сложившиеся социально-экономические противоречия в нашем обществе оказывают влияние на формирование преступных наклонностей личности через среду, в которой люди появляются на свет, развиваются, действуют. Несмотря на то, что люди разных поколений, живущие в одно и то же время, в одной и той же стране, находятся во многом в сходных условиях, все же у каждого отдельного человека – своя, в значительной мере особенная, окружающая среда, во взаимодействии с которой складывается характер, образ поведения, отношение к окружающим.

Именно отношения, складывающиеся в непосредственно близких контактах являются связующим звеном между объективной средой и индивидуальным миром личности. В социальной среде происходит согласование субъективно-индивидуальных черт характера и поведения личности с требованиями социального окружения, устанавливается определенный личностно-социальный статус.

Несовершенство социальной среды, исходящие из нее дурные влияния способствуют появлению и укреплению таких криминологически значимых свойств человека, как агрессивность и корыстность, неприспособленность к повседневной жизни, тревожность, ощущение какой-либо неполноценности (например, закомплексованность) и т.д.      

Специфическим типом  микросреды является воспитательно-принудительная которая складывается в местах отбывания наказания и прежде всего в местах лишения свободы. Осуждённые к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в исправительное учреждение с присущими им специальными режимом, особыми условиями труда, специфическими формами политико-массовой работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения. В установленном законе порядке они подвергаются определённым правоограничениям в сфере производственных, имущественных, социально-политических, семейных и других отношений, включаются в коллективы особого рода-коллективы осуждённых. В исправительных учреждениях проводится определённая работа для исправления и перевоспитания осуждённых, искоренения у них антиобщественных взглядов и привычек, преодоления нравственно-педагогической запущенности личности. В тоже время в этой работе не удаётся избежать и отрицательных влияний на осужденного со стороны его окружения, которое в какой-то степени может усугублять нравственную деформацию личности, затруднять достижение целей наказания. Эти отрицательные влияния исходят прежде всего от тех осужденных, которые не встали на путь исправления, с трудом поддаются перевоспитанию. Весьма опасны в этом отношении злостные преступники-рецидивисты, носители воровских традиций, нравов преступного мира, особенно если они объединяются в антиобщественные группировки, которые насаждают псевдоколлективизм, навязывают свою волю другим людям, используя для этого самые низменные средства и изощренные приёмы. Отрицательно воздействуют на осужденных и те лица, которые совершают преступления в местах лишения свободы или собираются продолжить свою преступную деятельность после освобождения, а также злостные нарушители режима.

Могут оказывать неблагоприятное  влияние на личность осужденного и самые разнообразные недостатки, просчеты в деятельности исправительных учреждений. В частности, не во всех исправительных учреждениях обеспеченна полная трудовая занятость осужденных. Имеются недостатки в организации их трудового использования, перевоспитания в труде, обучения и повышения квалификации. Воспитательная работа производится иногда на низком профессиональном уровне, в отрыве от них иных мер исправления и перевоспитания, с элементами формализма. Не всегда ещё достаточно глубоко и всесторонне изучается личность осужденных, вследствие чего сотрудники исправительных учреждениях не располагают информацией, позволяющей целенаправленно организовывать индивидуальную воспитательную работу.

Таковы основные типы социальной среды, отрицательные влияния которой обусловливают неблагоприятное нравственное формирование личности, ее антиобщественную ориентацию. Ни один из этих типов не может оцениваться при криминологическом анализе однозначно - только положительно или только отрицательно.     

 

3. СИТУАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕЁ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

В причинном комплексе  совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией  понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.

Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается  человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства  и волю и в соответствии с нравственными  качествами данного лица непосредственно  обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как  бы промежуточное место между  личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

По источникам возникновения  криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

Другими основаниями  классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в  момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий).

 

 

4. ВИКТИМОГЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

 

Проблема виктимного поведения является чрезвычайно  сложной формой поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных  факторов. Среди них социальные психологи  выделяют три преобладающих фактора  виктимизации: усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды, снижение адаптации людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни, значительные психологические стрессы.

Особым фактором виктимизации населения выступают катастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения

В группу ситуационных условий  входят виктимогенные условия, т. е. особенности поведения потерпевших. Виктимогенные условия преступлений стали изучаться криминологией  сравнительно недавно: с 1940-х годов родилось самостоятельное направление криминологии - криминологическая виктимология (от латинского "victima" - "жертва" и "logos" - учение, т. е. буквально "учение о жертве" или "учение о потерпевшем").

Система условий, формирующих  все аспекты детерминационно значимого проявления жертвы в криминологическом механизме, обозначается как виктимологическая ситуация.

Виктимологическая ситуация включает:

а) формирование личности потенциальной жертвы (преимущественно  с повышенной виктимностью);

б) виктимную жизненную ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению;

в) само виктимное поведение, вызвавшее совершение преступления;

г) поствиктимальное поведение.

Первая группа условий формирует личность с повышенной виктимностью, например, неправильное воспитание: ребенка не учат разборчивости в отношениях с людьми, терпимости, уважению и любви к ближнему, здоровой недоверчивости, недоступности, умению распознавать людей. Далее, повышенную виктимность провоцирует неправильное поведение, неумение строить отношения с людьми, совершение виктимных поступков (неумеренное потребление спиртных напитков, болтливость, неразборчивость в связях, приставание к незнакомым людям, употребление наркотиков, участие в азартных играх и т.д.).

Вторую группу виктимологических условий образуют обстоятельства, непосредственно предшествующие совершению преступления и проявляющиеся в процессе совершения преступления. 
В механизме преступления часто решающую роль играют отношения, в которых находятся жертва и преступник. В связи с этим необходимо различать виктимность, не связанную с какими-либо отношениями с преступником, и виктимность, проявляющуюся через отношения с ним.

Информация о работе Понятие причин и условий конкретного преступления, и их классификация