Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:02, контрольная работа

Описание

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им (запретам), стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия им.

Содержание

1. Содержание предупреждения преступности.
2. Субъекты предупреждения преступности.
3. Правовые, организационные и тактические основы предупреждения преступности.

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

 

 

Кафедра уголовно правовых дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «криминология»

 

 

предупреждение преступности

 

 

 

 

 

Выполнил: Долгополова Валерия Сергеевна

№ з/к 1001034218

Студент 3 курса

Научный руководитель: ______________________

_____________________________

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

ТОГУ-ЦДОТ

2012

 

 

 

План.

1.      Содержание предупреждения преступности.

2.      Субъекты предупреждения преступности.

3.      Правовые, организационные и тактические основы предупреждения преступности.

Содержание предупреждения преступности.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им (запретам), стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия им.

В частности, эту роль в той или иной степени играла любая система уголовного законодательства, которому изначально присуща цель так называемой общей превенции независимо от того, провозглашена она в законе или нет. Постепенно пришло понимание того, что предупреждение преступности несет в себе большой социально позитивный потенциал и по ряду признаков выгодно отличается от других направлений борьбы с этим злом.

Отдельные фрагментарные высказывания на эту тему содержатся в трудах древних мыслителей. Так Платон говорил о законодательстве, которое должно отвращать людей от совершения преступлений, Аристотель подчеркивал значение борьбы с испорченными правами, обычаями и привычками, противоречащими требованиям разума.

Идея предупреждения преступности получила вполне четкие формулировки у просветителей XVIII века. Автор знаменитого трактата "О духе законов" Монтескье отмечал, что "хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы". Эти мысли получили дальнейшее развитие в работах Беккариа, Вольтера, многих других мыслителей, включая отечественных. Например, А.Н. Радищев указывал, что "верховная власть многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1-е — воспретительные, 2-е — побуждающие, 3-е — предупреждающие"

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности, однако реальное состояние предупредительного "хозяйства" в современной России таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая в советское время) практически разрушена, а новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями, что говорит о большом количестве совершаемых преступлений. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте — в значительной мере дело будущего.

Вместе с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности — это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

По уровню принято выделять общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специальное) предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же, не ради борьбы с преступностью, осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления и т.д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные — это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации) применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе — это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, — это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Типичный пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности — применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст.ст. 119, 150, 151, 218, 223, 224, 225 УК РФ).

Наряду с перечисленными можно, например, назвать предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного характера. Известная специфика содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями субъектов, объектов предупредительного воздействия и другими признаками.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака: во-первых, время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень "социальной испорченности личности».

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно "предупреждение-профилактика", "предупреждение-предотвращение") употребляются как синонимы.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем "разведку", начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т.д. Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по-субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические'! беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором — предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.

Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна — не допустить совершения преступления либо его повторения.

Возможна дифференциация предупреждения преступности и по иным кроме названных основаниям, например: по признаку процессуальной урегулированности, степени радикальности, относимое к правоохранительной, контрольной и иным видам деятельности.

Подводя итог можно сделать вывод, что социальная ценность предупреждения преступности в жизни общества представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Субъекты предупреждения преступности.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом, задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированных и неспециализированных, различающихся по другим признакам.

К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое материально-техническое кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности.

Следует отметить особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимонопольного комитета, Госторгинспекции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органов санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т.д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования на них, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как приостановление действия хозяйствующих субъектов, отзыв лицензий, административные штрафы и т.д. Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограничению действия широкого спектра криминогенных факторов.

Информация о работе Предупреждение преступности