Психология преступности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, доклад

Описание

Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению преступности несовершеннолетних как объекта криминологического исследования необходимо дать понятие несовершеннолетней преступности. Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Работа состоит из  1 файл

криминальная психология.docx

— 38.08 Кб (Скачать документ)

 Пристрастию  к наркотикам способствует и  существующая у них иллюзия  полезности в виде примеров  создания произведений искусства  в состоянии наркотического опьянения,  «оживляющего» действия многих  наркогенных веществ. Имеет значение и стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом опьянении, поскольку оно сопровождается  временным всплеском положительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией.

Среди факторов риска можно назвать и потребность  установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы разрешаемого.

Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена  и явлениями психического инфантилизма, что присуще части несовершеннолетних, а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.

Здесь им на помощь нередко приходят наркоманы, стремящиеся  побудить к приему наркотических  веществ и других людей. В медицине существует даже специальный термин, обозначающий это явление, - прозелитизм  наркоманов, т.е. склонность учить других принимать наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием». Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация осуществляется в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения.

Кроме того, стремление привлечь к наркотикам новых людей  объясняется также корыстными побуждениями – расширение круга наркоманов облегчает  поиск наркотика и средств  на его приобретение.

В арсенале приобщения к наркотикам находятся практически  все виды межличностного взаимовлияния: заражение, подражание, убеждение, внушение, конформизм и др. Выступая в совокупности и дополняя друг друга, они создают непреодолимую силу.

 К наркомании  наиболее склонны несовершеннолетние  с акцентуированными, т.е. крайне  заостренными, ярко выраженными,  нов пределах нормы чертами характера, а также страдающие психопатиями. Причем разным видам акцентуаций и психопатий присущи свои формы наркотизации (статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при эпилептоидной, истероидной, гипертимной неустойчивой акцентуацииях).

Употребление  наркотиков чаще всего начинается в  молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании связаны с психологическими особенностями  этих возрастных периодов: незавершившееся  развитие нервной и эндокринной  систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми  к наркотикам.

Подверженность  заболеванию наркоманией наблюдается прежде всего у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не могут ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Прежде всего, речь идет о контингенте трудновоспитуемых (педагогически запущенных) школьников, о детях, живущих в неблагоприятных  условиях, с пьянствующими, ведущими асоциальный образ жизни родителями. Необходимо знать о возможных  отклонениях в психическом развитии учеников, помнить о невротических  и психопатизированных личностях. Другими словами, нужен постоянный учет в работе всех факторов риска подростковой наркотизации.

Однако такая  настороженность  не должна переходить в слежку или всеобщую подозрительность, во всяком случае, не должна быть очевидной  для учащихся.  Выявлять наркоманию у несовершеннолетних следует при  обязательном и непосредственном участии  педиатров или подростковых врачей, психиатров и наркологов, инспекторов  отделов  по пресечению правонарушений несовершеннолетних. Но постоянно контактируют с детьми педагоги и родители и  поэтому имеют возможность наблюдать  изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебе.

Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к учебным предметам, неожиданно возникший интерес к  химии. Озабоченность родителей  должны вызывать ситуации, когда ребенок  очень резко, без видимых причин прекращает заниматься в кружках, спортивных секциях. Одновременно могут появляться признаки повышенной утомляемости, снижение работоспособности. Наблюдаются ухудшение  памяти, невозможность сосредоточиться, неусидчивость, резкие перепады настроения. Все это усугубляет противоречия между подростком и взрослым (родителями, учителями), сопровождается отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.

Под особым наблюдением  должны быть те подростки, которые курят, поскольку установлено, что курению  наркотиков всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом возрасте является составной частью профилактики наркомании.

Разумеется, наличие  даже одновременно всех приведенных  проявлений еще не дает оснований  утверждать, что несовершеннолетний употребляет наркотики. Подобные тревожные  симптомы могут порождаться различными трудностями и отражать, например, трудности подросткового возраста.

Наркомания —  это не только потребление, но и изготовление, хранение и сбыт наркотических веществ. Это самая доходная сфера преступного  бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится несовершеннолетним и молодежи, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают.

Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или  юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении или вернувшиеся из спецшколы. Группе наркоманов свойственны: ярко выраженная конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе, строгая субординация, свои законы и правила поведения, сигналы  опознания.

Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением  и сбытом наркотиков, отождествляют  с наркоманами, т.е. лицами, употребляющими наркотики, что неправомерно. Группа, избравшая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя к употреблению наркотических веществ. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих к ней и сопутствующих групповых преступлений. Перечислим основные из них:

1) незаконный  посев или выращивание опийного  мака, индийской, южной, маньчжурской  конопли и других запрещенных  к возделыванию культур, содержащих  наркотические вещества;

2) их транспортировка  из регионов произрастания в  другие районы страны по конспиративным  каналам групп наркоманов;

3) подделка рецептов  с целью приобретения лекарств  наркотического действия;

4) продажа рецептов  или самих наркотических веществ,  предназначенных для лекарственных  целей;

5) организация  или содержание притонов для  принятия наркотических веществ  или предоставление помещения  в тех же целях;

6) совершение  в состоянии наркотического опьянения  групповых преступлений или же  совершение преступлений для  добычи средств на приобретение  наркотиков (кражи, грабежи, разбойные  нападения и т.п.);

7) создание подпольных  лабораторий по изготовлению  синтетических наркотиков, наркотиков  типа «винт» (не дающих привыкания)1 и использованию выделений живых  организмов (отдельных видов паукообразных)  для достижения наркотического  опьянения. 

Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах несовершеннолетних является криминальная субкультура. Для ее обозначения  используются и другие термины: «вторая  жизнь», «социально негативные групповые  явления», «асоциальная субкультура».

Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих  жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их длительному существованию, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Основу криминальной субкультуры составляют  чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В  них в искаженном и извращенном  виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности  несовершеннолетних. Социальный вред криминальной субкультуры заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде.

Учитывая высокий  динамизм групповой преступности и  криминальную активность и мобильность преступных групп несовершеннолетних, важно внимательно следить за процессом группирования учащихся, вовремя выявлять лидеров, группы асоциальной ориентации и оперативно принимать меры по их переориентации, разобщению.

Информация о работе Психология преступности несовершеннолетних