Семья как объект и субъект профилактики преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ семьи как объекта и субъекта профилактики преступлений. Учитывая цель работы, выделим следующие задачи:
- дать общую характеристику предупреждения преступлений: раскрыть понятие, задачи и виды предупреждения преступлений;
- определить систему предупреждения преступлений;
- определить роль семьи в профилактике преступлений: раскрыть понятие семьи в криминологии как субъект и объект профилактики преступлений.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предупреждения преступлений 6
1.1. Понятие, задачи и виды предупреждения преступлений 6
1.2. Система предупреждения преступлений 13
2. Роль семьи в профилактике преступлений 18
2.1. Семья как субъект профилактики преступлений 18
2.2. Семья как объект профилактики преступлений 22
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Семья как объект и субъект профилактики преступлений.rtf

— 368.62 Кб (Скачать документ)

Воспитательные программы, определяющие, в частности, школьное и дошкольное воспитание детей, заблаговременная подготовка их к будущей семейной жизни и превратностям общения с противоположным полом могут и должны играть важную роль в предупреждении преступного внутрисемейного насилия, а также к надлежащему выполнению родительских ролей, обеспечивающему правомерное поведение следующего поколения. Весьма интересный опыт прививания детям в детских садах и школе психологического иммунитета против употребления насилия в семье имеется, в частности, в штате Миннесота США21.

Члены общества посредством воспитательных программ должны получить разумную ориентацию по вопросу об оптимальном стиле взаимоотношений полов в современных общественных условиях. В советский период идеологически поощрялся воинствующий феминизм, поскольку женская эмансипация рассматривалась в качестве неотъемлемой составляющей коммунистического движения, проблема взаимоотношения полов трактовалась односторонне с позиций одного лишь женского пола без учета интересов противоположной стороны; поощрялась некая чрезмерная наступательность, агрессивность поведения женщины по отношению к мужчине, что, конечно, не способствовало снижению конфликтности между полами. Представляется, что в современных условиях необходимы ориентация на воспитание взаимного уважения и терпимости между полами, а также освоение навыков контроля за своими эмоциями в стрессовых ситуациях. Активизировавшаяся в последние годы душеспасительная деятельность церкви, способствуя стабилизации семьи, играет антикриминогенную роль.

Работа с конкретными криминогенными семьями, как способствующими развитию у их членов, прежде всего у несовершеннолетних, преступных наклонностей, так и характеризующимися грозящей возможным совершением преступления конфликтной ситуацией, предполагает достаточно полный их учет, регистрацию их в правоохранительных органах и органах социальной защиты, оказание им психологической и иной помощи. Особого внимания и профилактической заботы требуют семьи, члены которых недавно отбыли уголовное наказание. Необходимо создать систему контроля криминогенных семей и социальной помощи им.

Зарубежный опыт учит тому, что наибольших успехов достигают те меры предупреждения внутрисемейного насилия и помощи социально неблагополучным семьям, инициатива которых происходит не «сверху», от властных органов, а «снизу», от «общины», от различных инициативных групп, от местного самоуправления -- от так называемой коммунальной превенции преступлений. Весьма полезным было бы создание по примеру США центров комплексной (правовой, социальной, психологической) помощи семье и жертвам внутрисемейных преступлений, а также приютов для лиц, подвергшихся насилию в семье. Подобные приюты существуют во многих зарубежных странах и начинают появляться в России.

Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью -- отнюдь не научная абстракция. Реальность этой важной социально значимой деятельности обеспечена целым кругом субъектов, которыми уже сегодня осуществляются и которым могут быть адресованы в будущем вполне определенные профилактические меры.

Среди субъектов криминологической коррекции семейных отношений можно выделить две группы: функционирующие в структуре государственной власти, разные звенья которых, как правило, представлены на соответствующих ее уровнях (федеральном, субъектов Федерации, местном), и основанные на общественной и частной инициативе. Развитие системы криминологической коррекции семьи приводит к сотрудничеству государства, общества и отдельных энтузиастов. В ряде случаев государство оказывает поддержку негосударственным субъектам либо государственные учреждения сотрудничают в данной области с частными лицами и представителями общественности.

В первую группу входят: органы управления государственным имуществом; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы по делам семьи и молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы опеки и попечительства; органы образования и образовательные учреждения; органы управления здравоохранения и учреждения органов здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел; уголовно-исполнительные инспекции; уголовно-исполнительные учреждения.

Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью осуществляется также теми субъектами, основная деятельность которых направлена на предупреждение преступлений несовершеннолетних. Так, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в частности, обеспечивают применение мер воздействия в отношении родителей и законных представителей несовершеннолетних.

Органы управления социальной защитой населения обязаны организовывать индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если родители или представители не исполняют обязанностей по воспитанию, содержанию, отрицательно влияют на несовершеннолетних либо жестоко обращаются с ними. Учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семьям и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др.) выявляют семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации.

Образовательным учреждениям предписано выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Органы внутренних дел в лице подразделений по делам несовершеннолетних, которые выявляют родителей и законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по их воспитанию, содержанию или отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении соответствующих родителей и законных представителей несовершеннолетних; «имеют право», как сказано в законе, вести их учет. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, согласно закону, принимают участие в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей. В специальной литературе высказано пожелание создавать специальные аппараты защиты семьи в системе прокуратуры в рамках отделов по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних22.

Основанные на частной инициативе субъекты криминологической коррекции семейных отношений представляют собой центры оказания помощи жертвам насилия в семье; приюты для жертв насилия в семье; центры психологической помощи для предупреждения агрессивности в семье. В России подобные организации пока возникают главным образом в крупных городах. Например, в Санкт-Петербурге создана служба «Ребенок в опасности», функционируют городской центр социальной помощи женщинам «Женщина в опасности», кризисный психологический центр для женщин, группа социальной и психологической помощи жертвам насилия «Александра», городской центр «Семья», приюты -- «Дом милосердия», «Дом Астрид», «Альмус»23.

В советское время в стране работали специальные добровольные дружины по профилактике преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве, в микрорайонах действовали пункты охраны общественного порядка, в которых с милицией сотрудничали общественники, при жилищных конторах существовали товарищеские суды, рассматривавшие дела о незначительных правонарушениях. В настоящее время эти субъекты профилактики преступлений фактически прекратили свое существование.

Для сообщения мерам криминологической коррекции семейных отношений организующего начала целесообразно было бы определить некий координирующий эту деятельность орган. Представляется, что таким органом в условиях настоящего времени на федеральном уровне мог бы стать Департамент по проблемам женщин, семьи и детей, а на уровне субъектов Федерации -- соответствующее подразделение высшего органа исполнительной власти, (например, Санкт-Петербурге -- Отдел защиты семьи при его Правительстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проделанной работы можно сделать вывод о том, что профилактика преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с преступностью. Ущерб, наносимый преступностью обществу, огромен. На «чёрном счету» преступности не только материальные потери, но и жизни, отобранные убийцами, искалеченные судьбы. Чем выше уровень преступности, тем выше и связанные с ней косвенные затраты, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов, выключением значительной части населения из процесса общественного воспроизводства.

При всей неустойчивости нынешних общественных отношений совершенно очевидно, что основными элементами системы должны быть: субъекты предупреждения преступлений, их взаимодействие друг с другом и с субъектами более общих систем; осуществляемые ими общие, специализированные и индивидуальные меры предупреждения преступлений; внедрение комплексных и целевых профилактических программ; социально-экономическое, правовое и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности. Без понимания этого невозможна борьба с преступностью.

Система предупреждения преступлений, как и всякая социальная система, проявляет себя через конкретные формы деятельности. Профилактика преступлений корректирует взаимоотношения людей, воздействует на их поведение в обществе. Целевая предназначенность системы, ее отдельных субъектов, профилактических мер состоит в том, чтобы не допустить перерастания возникающих криминогенных ситуаций в конфликты, приводящие к нарушению уголовно-правовых запретов. В тех же случаях, когда преступление совершено, задача состоит в нейтрализации их причин, осуществлении профилактико-воспитательных мер, предотвращающих рецидив преступления. Таким образом, система предупреждения преступлений выполняет регулятивные, охранительные и воспитательные функции.

Профилактика преступлений относится к динамичным системам. Для того, чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности.

Борьба с преступностью, ее планирование, координация между регионами, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо преступность не признает границ

Семья как первичная ячейка общества относится к субъектам непосредственной профилактики преступлений. Семья, непосредственно воздействуя на человека, условия его жизни и воспитания, снимают криминогенные ситуации, предотвращают преступления, пересекают перерастание антиобщественных действий в общественно опасные деяния, выясняют и устраняют их причины и условия, предупреждают рецидив преступлений. Они, главным образом, ведут индивидуальную профилактическую работу. В то же время крупные объединения граждан и трудовые коллективы, общественные объединения, а также профилактические структуры правоохранительных органов осуществляют работу по предупреждению отдельных форм преступности (специализированную криминологическую профилактику).

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. 01.01.1996.  № 1. ст. 16
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 13.01.1997, № 2, ст. 198
  3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. -М.: Издательство НОРМА, 2001.
  4. Антонян Ю.М. О понятии профилактики преступлений, - в кН.: Вопросы борьбы с преступностью. М. , 2007. Перминов О.Г., Кипман Н.Н.  О профилактике преступлений // Российская юстиция, 2009, № 2
  5. Астемиров З.А. Профилактика преступлений: Учебное пособие. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2005
  6. Воронцова С.В. Проблема предупреждения преступлений в сфере электронных платежей // Российская юстиция.  2009, № 7
  7. Гулян А.Р.  К вопросу о концептуальных направлениях предупреждения компьютерных преступлений в РФ // Общество и право. 2009, № 2
  8. Елеськин М.В. Соотношение уголовно-исполнительного контроля и социального контроля и их место в предупреждении преступлений в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009, № 2
  9. Зайцев С.П.  Профилактика преступлений и правонарушений: координация и прокурорский надзор // Законность.  2009. № 8
  10. Зелинский А.Ф. Значение нормы уголовного права для предупреждения преступлений. Автореферат дисс. канд. юрид. наук М., 2003
  11. Зиядова Д.З.  Социальный контроль и профилактика преступлений // Российский следователь, 2008, № 5
  12. Зиядова Д.З.  Социальный контроль и профилактика преступлений // Российский следователь.  2008.  № 5.
  13. Иванова Е.А. Предупреждение преступлений, нарушающих конституционные права и свободы граждан (российский и международный опыт // Международное уголовное право и международная юстиция.  2009, № 2
  14. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. -  М.: Юристъ, 2008
  15. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунева -  М.: Норма, 2006.
  16. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.
  17. Курбанова Д.А.  Профилактика преступлений посредством традиций и обычаев // Российский следователь.  2007, № 19
  18. Невский С.А. Ограничение оборота оружия как средство предупреждения преступлений (зарубежный и международный опыт // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 2
  19. Пшатов А.В.  К вопросу о профилактике преступлений следователем // Российский следователь. 2010, № 14. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. - М.: ИНФРА.М - НОРМА, 2007.
  20. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий (постатейный)  - М.: Волтерс Клувер, 2010
  21. Фридман И.Я. Криминология и вопросы профилактики в криминалистике и судебной экспертизе // Правоведение. 2006. № 1
  22. Хастингс Р.  Профилактика преступлений и молодежь группы риска: проблема сопротивления изменениям // Вопросы ювенальной юстиции. 2007, №№ 4, 5

Информация о работе Семья как объект и субъект профилактики преступлений