Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".
2) насильственный - мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.
По степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности выделяют типы личности преступника: 1)особо опасные (активные антисоциальные) -многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу; 2)десоциализированные опасные (пассивные, асоциальные) - лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование (бродяги, попрошайки, алкоголики);
3) неустойчивые
- лица, совершающие преступления
не в силу стойких
ситуативные - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях.
Элементы структуры личности:
1) социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе;
2) социальные
функции личности - совокупность
видов деятельности лица в
системе общественных
3) нравственно-психологическая характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.
21.Методы
криминологического
1. Методы криминологического исследования определяются как система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.
2. В криминологических
исследованиях используются
Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.
3. К общенаучным
методам криминологических
4. Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части, а синтез - процесс соединения элементов в единое целое.
Индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.
Обобщение - это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.
Абстракция - это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных явлений.
Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.
Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.
Аналогия —
это соответствие, сходство предметов,
явлений или процессов в каких-
Исторический подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.
Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.
Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура — это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.
Моделирование — это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.
Математические
методы - это совокупность способов,
подходов, путей и средств
Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований — это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.
2. К специальным методам относятся:
аналитическое обследование (группировка и ранжирование);
социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);
статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);
социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);
функциональный
анализ (дисперсионный и
22.Соотношение социального и биологического в формировании личности преступников
Соотношение социального и биологического в поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.
1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием
названных факторов).
В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительного или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.
2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.
В процессе формирования
личности существенное значение имеют
следующие биологические
Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково.
Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при
неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.
3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.
В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:
- конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;
- личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.
Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.
В поведение
человека включаются воля, творчество,
эмоциональная сфера. Для индивидуальной
специфики поведенческой
23.Типология личности преступника по степени общественной опасности
Типология лиц, совершивших преступления, представляет собой более высокий уровень обобщения и познания этих лиц. В основе типологии всегда лежат наиболее существенные криминологически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением.
Основные типы личности преступника:
а) Последовательно-криминогенный тип. У этих лиц – стойкие антиобщественные взгляды, это в основном преступники – профессионалы, рецидивисты, "воры в законе" и другие опасные субъекты, которые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают. Еще таких преступников называют "злостными". Их насчитывается в среднем до 20% от общего числа.
б) Ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от предыдущего тем, что обычно действует при благоприятной для него ситуации и под влиянием. Про такого можно сказать, что "крадет, если что плохо лежит". К данному типу относятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки.
Это неустойчивые люди, и в
кризисное время число их
в) Случайный преступник –
человек, которого на
Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.
По степени общественной опасности:
- абсолютно опасные - совершившие серийные и групповые убийства, террористы;
- особо опасные - убийства в конфликтной ситуации, а также длительное время совершающие корыстные и корыстно-насильственные преступления;
- опасные - преступления против личности, собственности, но не пхягающие на жизнь;
- представляющие незначительную опасность
- неосторожные преступления или в силу жизненных обстоятельств, не посягающие на жизнь.
24.Типология личности преступника по характеру антиобщественной направленности
Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.
По глубине и стойкости
ков.
Случайный тип (случайные преступники) - лицо с общей положительной направленностью, совершившее преступление в результате временного проявления не свой ственной для него активности антиобщественных свойств, вызванного сильным воздействием на его сознание и волю обстоятельств внешнего мира.
Криминогенные:
последовательно-криминогенный,
ситуативно-криминагенный
ситуативный тип.
/. Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта.
2. Ситуативно-криминогенный подтип формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с соц-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами).
3. Ситуативный подтип: существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации
25.Типология
личности преступника по
Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.
По мотивационным критериям:
- утверждающий - смыслом преступного поведения является утверждение себя, своей личности на социальном, социально-психологическом и психическом уровнях;
- дезадаптивный - характеризуется нарушением социальной адаптации;
- алкогольный - мотив преступления – получение средств для покупки спиртного;
- игровой - постоянная потребность в риске, поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремление участвовать в рискованных операциях.
Типология по характеру и содержанию
мотивации:
- с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности);