Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".

Работа состоит из  1 файл

Криминология вопрос -ответ.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

2) насильственный - мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.

По степени  их общественной опасности, криминогенной  зараженности, ее выраженности и активности выделяют типы личности преступника: 1)особо опасные (активные антисоциальные) -многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу; 2)десоциализированные опасные (пассивные, асоциальные) - лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование (бродяги, попрошайки, алкоголики);

3) неустойчивые - лица, совершающие преступления  не в силу стойких антиобщественных  тенденций, а в связи с включенностью  в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности;

ситуативные - лица, общественная опасность личности которых  выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется  в соответствующих ситуациях.

Элементы структуры личности:

1) социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе;

2) социальные  функции личности - совокупность  видов деятельности лица в  системе общественных отношений  как гражданина, семьянина и т.  д.;

3) нравственно-психологическая  характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.

21.Методы  криминологического исследования

1. Методы криминологического  исследования определяются как  система приемов, способов, средств  сбора, обработки и анализа  информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

 

2. В криминологических  исследованиях используются общенаучные  и специальные методы.

Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.

3. К общенаучным  методам криминологических исследований  относятся следующие: анализ и  синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

4. Анализ представляет  собой процесс мысленного или  реального разложения целого  на части, а синтез - процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция - это  способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение  следствия из посылок, совершаемое  на основе законов логики и носящее  достоверный характер.

Обобщение - это  отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция - это  процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явления  и отвлечение их от побочных явлений.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области  знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов.

Аналогия —  это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии — это знания, полученные при  изучении одного объекта, которые переносятся  на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический  подход — это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и  развития общества с учетом характеристик  и особенностей конкретного временного периода.

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура — это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование — это способ исследования процессов  или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью  получения новой информации. Эффективное  исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без  использования методов моделирования.

Математические  методы - это совокупность способов, подходов, путей и средств количественного  и качественного познания предметов  реального мира.

Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований — это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

2. К специальным методам относятся:

аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

статистический  анализ (аппроксимация, экстраполяция);

социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);

функциональный  анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

22.Соотношение  социального и биологического  в формировании личности преступников

Соотношение социального  и биологического в поведении  человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием

названных факторов).

В настоящее  время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительного или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

В процессе формирования личности существенное значение имеют  следующие биологические факторы: пол, возраст, состояние физического  и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее  влияние на формирование личности оказывают  возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды  на личность не одинаково.

Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при

неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла.

В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора:

- конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления;

- личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Это звено ближе  всех других стоит к акту преступного  поведения.

В поведение  человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции  существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.

23.Типология  личности преступника по степени общественной опасности

Типология лиц, совершивших преступления, представляет собой более высокий уровень  обобщения и познания этих лиц. В  основе типологии всегда лежат наиболее существенные криминологически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением.

 

Основные типы личности преступника:

 

а) Последовательно-криминогенный  тип. У этих лиц – стойкие антиобщественные взгляды, это в основном преступники  – профессионалы, рецидивисты, "воры в законе" и другие опасные субъекты, которые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают. Еще таких преступников называют "злостными". Их насчитывается в среднем до 20% от общего числа.

 

б) Ситуативно-криминогенный  тип. Он отличается от предыдущего тем, что обычно действует при благоприятной для него ситуации и под влиянием. Про такого можно сказать, что "крадет, если что плохо лежит". К данному типу относятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки.

 

      Это неустойчивые люди, и в  кризисное время число их возрастет.  В современных условиях их  насчитывается до 70%.

 

      в) Случайный преступник –  человек, которого на преступление  толкнули сложные жизненные обстоятельства. Бывает и такое стечение событий, при котором трудная и неожиданная ситуация приводит к преступлению, совершенному по неосторожности (например, при вождении автомашины).

Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.

По степени общественной опасности:

- абсолютно  опасные - совершившие серийные и групповые убийства, террористы;

- особо опасные - убийства в конфликтной ситуации, а также длительное время совершающие корыстные и корыстно-насильственные преступления;

- опасные - преступления против личности, собственности, но не пхягающие на жизнь;

- представляющие незначительную опасность

 - неосторожные преступления или в силу жизненных обстоятельств, не посягающие на жизнь.

24.Типология личности преступника по характеру антиобщественной направленности

Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.

По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в основе ценностных ориентации, выделяют случайный и криминогенный типы преступни-

ков.

Случайный тип (случайные преступники) - лицо с общей положительной направленностью, совершившее преступление в результате временного проявления не свой ственной для него активности антиобщественных свойств, вызванного сильным воздействием на его сознание и волю обстоятельств внешнего мира.

Криминогенные:

последовательно-криминогенный,

ситуативно-криминагенный

ситуативный тип.

/. Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта.

2. Ситуативно-криминогенный подтип формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с соц-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами).

3. Ситуативный подтип: существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации

25.Типология  личности преступника по мотивации

Типология преступников — обобщенная совокупность свойственных всем или определенной группе социальных особенностей.

По мотивационным критериям:

- утверждающий - смыслом преступного поведения является утверждение себя, своей личности на социальном, социально-психологическом и психическом уровнях;

- дезадаптивный - характеризуется нарушением социальной адаптации;

- алкогольный - мотив преступления – получение средств для покупки спиртного;

- игровой - постоянная потребность в риске, поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремление участвовать в рискованных операциях.

Типология по характеру и содержанию

мотивации:

- с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности);

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"