Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность избранной темы работы обусловлена многими факторами. Становление судебной власти в России отражает процесс постепенного формирования в нашей стране правового государства. Решение этой задачи предполагает утверждение в России власти закона, право толкования и применения которого принадлежит только суду. Одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд является подведомственность после разрешения вопроса, о которой заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.
Введение. 3
1. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность 5.
2. Специфика рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров. 11
3. Проблемы реализации социально-политических аспектов института подсудности в гражданском процессе. 16
4. Недействительность пророгационного соглашения при договорной подсудности. 19
Заключение. 31
Список используемой литературы.
135.
Социально-политические аспекты института подсудности
КОЛИЧЕСТВО СТРАНИЦ:25-30
ОПИСАНИЕ: без практики
Специальность- правоохранительная деятельность.
Курс 3.
В курсовой обязательно должны содержаться: "Актуальность исследования", "Цели и задачи исследования", "Объект исследования", "Предмет исследования",
Ссылки на источники
Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов.
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность 5.
2. Специфика рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров. 11
3. Проблемы реализации социально-политических аспектов института подсудности в гражданском процессе. 16
4. Недействительность пророгационного соглашения при договорной подсудности. 19
Заключение. 31
Список используемой литературы. 32
Введение
Актуальность избранной темы работы обусловлена многими факторами. Становление судебной власти в России отражает процесс постепенного формирования в нашей стране правового государства. Решение этой задачи предполагает утверждение в России власти закона, право толкования и применения которого принадлежит только суду. Одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд является подведомственность после разрешения вопроса, о которой заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.
В силу требований Конституции, в том числе ее ст. ст. 46 – 47, подсудность дел определяется законом. Так, на основании ч. 1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, признание Конституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантий права на судебную защиту и беспрепятственного доступа к правосудию. Кроме этого, согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. №9-п «По делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РФ и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобой ряда граждан», в таком законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, то есть дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.
Ввиду того, что происшедшие в нашем обществе кардинальные изменения социально-экономических отношений, и в первую очередь, что особенно важно для гражданского процесса, принятие и введение в действие ГПК РФ, предопределили существенное обновление законодательства о подсудности, обозначенная проблема, проведенными в теории гражданского процесса исследованиями, конечно же не исчерпана.
Такой гражданско-процессуальный институт как «подсудность» нуждается в его правильном понимании и применении ввиду того, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Так, в связи с проводимой в стране судебной реформой и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.
Цель работы – анализ реформирования института подсудности гражданских дел, рассмотрение и изучение путей его совершенствования. Объектом исследования выступает подсудность гражданских дел как институт гражданского процессуального права.
Задачи:
Изучения судебной системы мировых судей и дел, подлежащих их рассмотрению
Анализ трудовых споров в сфере дел института подсудности
Исследования института подсудности, его актуальных аспектов
Рассмотрение договорной подсудности и соглашений в ее производстве.
1. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность
Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.
Несудебный порядок – путь переговоров , компромиссов.
Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса
Это споры
по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,
по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,
требования об изменении и расторжении договора ст .452 ГК.
Досудебный порядок обязателен в случае , когда он предусмотрен договором.
Подвеломственность (ст. 11 ГК):
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом
Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.
Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.
Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:
а) суды общей юрисдикции
б) Конституционный суд
в) Арбитражный суд.
Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.
В его задачи входит:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;
2) содействие уркеплению законности;
3) содействие предупреждению правонарушений.
ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).
Критерии для определения подведомственности:
а) субъективный (кто является субъектами споров);
б) характер спора
Критерии определения подсудности:
а) уровень арбитражного суда
б) территория.
Виды подсудности:
а) родовая (объект и субъект спора);
б) территориальная:
- общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);
- альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)
- исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)
- по связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);
- спор о банкротстве (по месту должника);
- договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).
Система арбитражных судов
1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.
2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.
3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.
Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.
Существует также специальный надзорный орган - Президиум.
Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.
Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.
В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;
- о изменении условий или расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.
Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.
Суды общей юрисдикции
Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.
Они рассматривают споры:
а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);
б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)
в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы
г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.
В систему судов общей юрисдикции входят:
а) районные суды;
б) Верховные суды республик (субъектов РФ);
в) Верховный суд РФ
а также военные суды.
Третейские суды
Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).
Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.
Существует два вида третейских судов:
1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)
2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.
Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.
Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:
а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)
б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.
в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.
Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.
Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.
Информация о работе Социально-политические аспекты института подсудности