Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:32, практическая работа
практические задания по криминологии и виктимологии.
ТЕМА
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ
И МЕТОДОЛОГИЯ
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ.
Задание 1.1.
Составьте логическую схему, отражающую систему виктимологической науки.
Задание 1.2.
Подготовьте предложения по внедрению виктимологических знаний в практическую деятельность служб и подразделений органов внутренних дел и обоснуйте их актуальность и эффективность.
Виктимологические знания необходимы в деятельности всех правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Их актуальность выражается в том, что виктимологическое предупреждение преступлений является важной частью предупреждений преступлений в целом.
Виктимологические
исследования общества направлены не
только на получение объективной
картины виктимизации населения, понимание
личности потерпевшего и его роли в механизме
совершения преступления, но и на изучение
состояния латентной преступности. Они
позволяют более подробно и точно описать
механизм преступного деяния, выявить
факторы и условия, катализирующие данный
процесс, характерные особенности личности
потерпевшего и меры, которые ему необходимо
предпринять для предупреждения совершения
преступлений в дальнейшем.
ТЕМА
2. ИСТОРИЯ ВИКТИМОЛОГИИ
КАК НАУКИ.
Задание 2.
На
основе изучения истории развития виктимологии
составьте схему развития различных
направлений виктимологии с указанием
основных научных школ, учёных и их работ
в этой области.
В истории развития виктимологии целесообразно выделить:
1. Начальный период до середины 20 века
2. Оформление виктимологии в самостоятельную отрасль знаний(1940 – середина 80-х)
3. Расширение
прикладных аспектов и
Виктимология
начинает зарождаться в середине
20 века в следствии социально-
1940 – Бенжамин
Мендельсон предложил
1941– Ганс
фон Гентиг подготовил книгу
«замечания по интеракции
1947– Мендельсон
в Бухаресте выступил с
1948 –Гетиг –
«преступник и его жертвам» - выявил
взаимоотношения между
1954 –Генри Элинберг “relationships” в преступлении потерпевший и преступник обмениваются ролями – инверсия ролей. Главный риск для потерпевшего это социальная изоляция – преступники совершает преступления в отношении социально одиноких людей. Важно изучать потенциальные угрозы с целью предупреждения виктимизации.
1956 –Ганц Шульц
– механизм совершения
1957 –Сара Марджори
Фрай обосновала идеи
В 1964 – принимается первый закон в мире о возмещении вреда жертвам преступления (Новозеландия)
1968 – Стивен
Шейфер жертва и ее преступник»
Марвин Волфганг – черты уголовного убийства (первое фундамент исслед )
Ривман, Устинов, Франк, Чечель, Вандышев, Дагель, Коновалов, Полубинский, Минская
Франк - сформировали понятия виктимности.
Дагель – уг-прав признаки потерпевшего
Полубинский, Ситковский
– криминальная виктимология, теоретические
и практические аспекты виктимологической
профилактики преступлений.
Этапы
внедрения виктимологических
идей
1973 г. Иерусалим
– первый международный
Стивен Шейфер – роль жертвы в системе профилактики преступлений
Симпозиум в
Мюнсьтере – Европейские
80г – первые
всемирный конгресс
83г - симпозиум
в Токио – Европейская
85 г. симпозиум по проблемам виктимизации
85 г. – международная
декларация об основных принципах правосудия
для жертв преступлений злоупотребления
властью
ТЕМА 3.
ВИКТИМНОСТЬ И
ВИКТИМИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ
И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ГРУПП.
Задание 3.1.
Разработайте программу исследования виктимности и виктимизации в городе Москве, которая может быть реализована в рамках деятельности органов внутренних дел.
Укажите подразделения и службы, которые необходимо привлечь к реализации этой программы.
Опишите
основные методики, которые будут использованы
в этой программе.
Задание 3.2.
Разработайте анкету для изучения виктимности граждан и используйте её для опроса 25 человек из различных социальных групп.
Сделайте
на основе опроса выводы об особенностях
виктимности обследованных
Приложите анкеты в обоснование своих выводов.
Анкета:
На основе полученных данных, получены следующие результаты:
Вывод:
наибольшей виктимности подвержены
социальные группы: лица среднего и
пожилого возраста, молодежь до 25 лет,
большую часть из которых составляют
женщины, лица, отстающие в развитии.
ТЕМА 4.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ
ДЕТЕРМИНАЦИЯ. ВИКТИМОГЕННЫЕ
И АНТИВИКТИМОГЕННЫЕ
ДЕТЕРМИНАНТЫ В МЕХАНИЗМЕ
СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Задание 4.1.
Проведите исследование по выявлению виктимогенных факторов по месту своего жительства (район, квартал, домовладение) и отобразите его результаты в виде схемы.
Приложите обоснование значимости указанных факторов виктимности.
Исследование по району Рязанский проспект
Задание 4.2.
Опишите
типовой механизм взаимодействия виктимогенных
и антивиктимогенных факторов в виде логической
схемы.
ТЕМА 5.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕРТВЫ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Задание 5.
На
основе анкетных данных, полученных в
рамках задания 3.2. дайте виктимологическую
характеристику 2-3 жертв преступлений,
представляющих различные типы виктимных
личностей.
1. Мужчина,
27 лет, работает участковым
2. Женщина,
18 лет, учится на инженера. В
отношении нее было совершен грабеж, похищен
мобильный телефон. Относится к ситуативному
типу жертвы. Преступник выбрал ее в качестве
жертвы, так как она маленького роста,
по телосложению худая, следовательно,
не сможет оказать сильного сопротивления
преступнику, материально обеспечена
(дорогая одежда, обувь, телефон) – по этим
критериям ее преступник и выбрал в качестве
жертвы.
ТЕМА 6.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСУТПНОСТИ.
Задание 6.
Используя
статистические отчёты о состоянии
преступности в России за последние
5 лет, подготовьте аналитическую
справку, характеризующую
Приложите
к аналитической справке
Аналитическая справка: