Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в предупреждении преступности.
Задачи исследования:
- определить роль и основные направления деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в сфере предупреждения преступности;
- раскрыть принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Основы предупреждение преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ В ХОДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ . . . . . . . . . 18
2.1 Место органов внутренних дел в системе предупреждения
преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Меры предупреждения преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
- правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);
-
психолого-педагогические и
- криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);
-
организационные меры (введение
криминологической экспертизы
-
технические меры (разработка и
внедрение технических средств,
Предупреждение преступлений в широком плане предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что предупреждение преступлений неразрывно связано с последовательным укреплением законности в процессе создания правового государства.
Сущность такого правового регулирования состоит в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности.
Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступлений, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступлений.
Предупредительная роль права состоит в таком регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода. Упорядочение законодательного регулирования экономических связей способно предотвратить возможные криминогенные последствия.
Проведение такой работы предполагает, во-первых, улучшение законодательства, его совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.
В криминологической литературе выделяют два важных направления правового регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит «материальный» характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.
Второе
направление состоит в
Безусловно,
такое разделение направлений правового
регулирования является условным, так
как нередко указанные
Таким образом, правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы.
Проблемы
правового регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.
Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.
При
криминологическом подходе
Выявление
причин преступности, отдельных ее
видов посредством
-
выявления причин отдельных
-
выделение типичного
К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).
Принципы, на которых строится взаимодействие правоохранительных органов России в профилактике преступности:
1. законность;
2. гуманность;
3. справедливость;
4. демократизм;
5. научная обоснованность.
Органы внутренних дел выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников
Органы
внутренних дел решают стоящие перед
ними задачи по предупреждению преступлений
во взаимодействии с другими государственными
органами, общественными объединениями,
трудовыми коллективами и гражданами.
Особое значение имеет при этом взаимодействие
между различными правоохранительными
органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное
взаимодействие отдельных специализированных
подразделений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература