Поведение воюющих на поле
боя регламентируется принципами и
нормами международного гуманитарного
права (МГП) (также может называться
«право вооруженных конфликтов», «право
войны» или «законы и обычаи войны»).
Право вооруженных конфликтов устанавливает
ряд международно-правовых норм, призванных
ограничить права воюющих сторон в ходе
вооруженного конфликта как международного,
так и немеждународного характера, в выборе
способов и средств ведения военных действий.
Формирование законов и обычаев войны,
а также закрепление за ними международно-правого
статуса имеют довольно длительную историю
своего развития. Россия стояла у истоков
этого процесса и внесла в него заметный
вклад.
Традиции ведения военных действий по
общепринятым правилам, а также гуманное
отношение к жертвам войны всегда пользовались
уважением в Русской армии и на флоте.
Еще в XII веке великий князь Киевской Руси
Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях
сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь
по своим землям, не давайте отрокам причинять
вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам,
чтобы не стали проклинать вас... Не давайте
сильному губить человека- Ни правого,
ни виновного не убивайте и не повелевайте
убить его».
Воинский Устав Петра I подробно регламентировал
гуманное отношение Русской армии к раненым
и больным. Так, например: военнопленным
разрешалось получать посылки, письма,
а военнопленных офицеров могли отпустить
«под честное слово»; под страхом сурового
наказания запрещалось грабить население
оккупированных территорий, разрушать
культовые сооружения.
Великий русский полководец фельдмаршал
Александр Васильевич Суворов в приказе
по войскам при штурме Варшавы указывал:
«Неприятеля, просящего пощады, щадить;
безоружных не убивать; с бабами не воевать;
малолетков не трогать», а будучи на Северном
Кавказе, в приказе Кубанского корпуса
приказывал: «...с пленными поступать человеколюбиво,
стыдиться варварства, не меньше оружия
поражать неприятеля человеколюбием...»
Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой
от французского гарнизона города Фано,
указывал, что: «Со всеми французскими
военнослужащими, находящимися ныне в
госпитале, поступлено будет со всевозможным
человеколюбием... Все отпущенные отправятся
на честный пароль не применять оружия
противу союзных держав до настоящего
их размена».
Войсковой атаман Донского казачьего
войска граф Матвей Платов в кампании
1812 года в приказе всем донским казакам
требовал: «...Всякий из нас должен молить
о том, что мы приобретаем службой, временем
и трудами, то чернят неблагомыслящие
грабежами казаки, подобные бродягам».
Герой русско-турецкой войны генерал-лейтенант
от инфантерии Дмитрий Сергеевич Скобелев,
которого современники назвали «Суворов
XIX века», поучал своих офицеров:
«...Начальник, допускающий грабеж, насилие
над жителями и пленными, кладет самые
пагубные основы нравственного разложения
войск и залог их верного поражения неприятелем...»
Хорошо известна знаменитая поправка
русского юриста Федора Мартенса: «В случаях,
не предусмотренных нормами международного
гуманитарного права, гражданское население
и воюющие стороны находятся под защитой
и действием принципов обычного права,
проистекающих из принятых цивилизованными
нациями принципов гуманности и требований
общественного сознания...», что почти
дословно воспроизведено в статье 1 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям 1949
года.
После установления советской власти
отношение государства к участию в соглашениях,
относящихся к праву вооруженного конфликта,
было неоднозначным. 4 июня 1918 года был
опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров
РСФСР о признании всех международных
конвенций о Красном Кресте.
Вторая мировая война стала серьезным
испытанием для системы принципов и норм
права вооруженного конфликта. Советский
Союз в отличие от Германии и большинства
других стран отказался подписать Женевскую
конвенцию об обращении с военнопленными
1929 года. Впоследствии это было использовано
противником в качестве формального предлога
для отказа в применении ее положений
в отношении советских военнопленных.
Однако видные полководцы Красной армии
в своих приказах войскам требовали гуманного
отношения к жертвам войны.
В 1945 году величайший полководец Второй
мировой войны Маршал Советского Союза
Георгий Константинович Жуков отдал приказ
войскам своего фронта, обязывающий более
гуманно относиться как к военнопленным
противника, так и к гражданскому населению
Германии.
Другой великий полководец Маршал Советского
Союза Константин Константинович Рокоссовский,
когда его спросили, как поступить с немецким
фельдмаршалом ф. Паулюсом, взятым в плен
его войсками, распорядился обеспечить
ему достойное обращение, подчеркнув:
«Пусть знает, что мы умеем не только хорошо
воевать, но и порядочно относиться к пленным».
В послевоенный период четыре Женевские
конвенции о защите жертв войны 1949 года
с оговорками были подписаны Советским
Союзом. Две из них были трансформированы
в инструкции по применению в Вооруженных
Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа
1949 года об улучшении участи раненых, больных
в действующих армиях и лиц, потерпевших
кораблекрушение на море, введенные в
действие приказом министра обороны СССР
1958 г. № 20.
Дополнительные протоколы I и II к этим
конвенциям были подписаны СССР 12 декабря
1977 года.
Признанием роли России в становлении
и развитии международного гуманитарного
права явился международный симпозиум
по праву войны, проведенный в Санкт-Петербурге
в 1993 году в честь 125-й годовщины принятия
Санкт-Петербургской Декларации - первого
юридического акта по праву войны. Эта
декларация, по словам одного из ее участников,
стала памятником победы права над произволом
и человеколюбия над варварством.
На данный момент Российская Федерация
является участником практически всех
международных договоров в области МГП.
Международным гуманитарным правом устанавливается
ряд ограничений и запретов на применение
воюющими сторонами способов и средств
ведения боевых действий.
Во время ведения боевых действий запрещается:
- убийство или ранение гражданских лиц;
- убийство или ранение лиц, которые сдались
в плен;
- убийство парламентера и сопровождающих
его лиц;
- нападение на лиц, покидающих на парашюте
терпящее бедствие воздушное судно (за
исключением лиц, совершающих десантирование
в составе воздушных десантов, и в других
случаях, использующих десантирование
с парашютом для выполнения боевой задачи);
- принуждение подданных противной стороны
принимать участие в боевых действиях,
направленных против их государства;
- отдача приказа никого не оставлять в
живых;
- взятие заложников;
- вероломство;
- использование не по назначению международной
отличительной эмблемы Красного Креста
(Красного Полумесяца, Красного Кристалла),
международных отличительных знаков гражданской
обороны и культурных ценностей, международного
специального знака особо опасных объектов,
белого флага парламентера, использование
форменной одежды противника и отличительной
эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой
организации;
- нападение неизбирательного характера,
в том числе поражение объектов, которое
может повлечь потери среди гражданского
населения и ущерб гражданским объектам;
- террор в отношении гражданского населения;
- использование голода среди гражданского
населения для достижения военных целей;
- нападение на медицинские формирования,
санитарно-транспортные средства, имеющие
надлежащие отличительные эмблемы, использующие
установленные сигналы;
- огневое поражение населенных пунктов,
портов, жилищ, храмов, госпиталей при
условии, что они не используются в военных
целях;
- уничтожение культурных ценностей, исторических
памятников и других объектов, составляющих
культурное или духовное наследие народов,
а также их использование в военных целях;
- уничтожение или захват собственности
противника, кроме случаев, когда такие
действия вызываются военной необходимостью;
- отдача на разграбление города или местности.
В ходе вооруженного конфликта запрещается
использовать следующие средства ведения
боевых действий:
- пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся
в теле человека как специально произведенные,
так и приспособленные к такому воздействию
впоследствии;
- снаряды весом менее 400 граммов, которые
являются разрывными, или снаряженные
взрывчатым или зажигательным составом;
- любое оружие, основное действие которого
заключается в нанесении поражений осколками,
которые не обнаруживаются в человеческом
теле с помощью рентгеновских лучей;
- яды или отравленные боевые средства;
- химическое оружие, в том числе химические
средства;
- бактериологическое (биологическое)
и токсинное оружие;
- мины, мины-ловушки или другие устройства,
специально спроектированные для срабатывания
от излучения миноискателя;
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные
элементом неизвлекаемости;
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются
при помощи общедоступных миноискателей;
- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных
объектов и каким-либо образом соединенные
или ассоциирующиеся с международными
отличительными эмблемами;
- самодельные мины-ловушки, выполненные
в форме безвредных предметов;
- ослепляющее лазерное оружие;
- зажигательное оружие при любых обстоятельствах
против гражданского населения и гражданских
объектов, а также для уничтожения лесов
и иного вида растительного покрова, за
исключением случаев, когда такие природные
элементы используются противником в
военных целях.
Безусловно, что эффективность применения
законов и обычаев войны напрямую зависит
от степени их знания каждым военнослужащим.
Однако значительная часть обязательств
государств по соблюдению соглашений,
относящихся к МГП, возлагается на командиров
(начальников) всех степеней, которые в
своей служебной деятельности должны
руководствоваться общепризнанными принципами
и нормами МГП и обучать этому своих подчиненных. |
В международном гуманитарном
праве подробно излагаются нормы, нацеленные
на защиту жертв вооруженных конфликтов
и ограничение методов и средств
ведения войны. Там также определяются
механизмы, предназначенные для
обеспечения соблюдения этих норм.
В частности, МГП предусматривает
принцип индивидуальной ответственности
за нарушения гуманитарного права,
который действует в отношении
лиц, совершивших или приказавших
совершить такие нарушения. Согласно
этому праву, лиц, виновных в совершении
серьезных нарушений, необходимо преследовать
и наказывать как преступников. Наиболее
серьезные нарушения гуманитарного
права определяются как «военные
преступления».
Многие нормы, относящиеся к международным
вооруженным конфликтам, излагаются в
четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном
протоколе 11977 г. Государства обязаны пресекать
любые нарушения этих договоров. Существуют,
однако, конкретные обязательства, касающиеся
некоторых нарушений, которые определяются
как серьезные нарушения. Речь идет о конкретных
действиях, перечисляемых в Женевских
конвенциях и Протоколе I, к которым, в
частности, относятся преднамеренное
убийство, пытки и бесчеловечное обращение,
преднамеренное причинение серьезного
увечья.
Серьезные нарушения, определяемые в 4
Женевских конвенциях 1949 г. (статьи 50, 51,130,147
соответственно):
• преднамеренное убийство;
• пытки и бесчеловечное обращение;
•. преднамеренное причинение тяжелых
страданий;
• причинение серьезного увечья и нанесение
ущерба здоровью;
• незаконное, произвольное и проводимое
в большом масштабе разрушение и присвоение
имущества, не вызываемое военной необходимостью
(данное положение не включено в статью
130 III Женевской конвенции).
Серьезные нарушения, определяемые в III
и IV Женевских конвенциях 1949 г. (статьи
130 и 147 соответственно):
• принуждение военнопленного или покровительствуемого
гражданского лица служить в вооруженных
силах неприятельской державы;
• преднамеренное лишение военнопленного
или покровительствуемого гражданского
лица права на беспристрастное и нормальное
судопроизводство, предусмотренное конвенциями.
Серьезные нарушения, определяемые в IV
Женевской конвенции 1949 г. (статья 147):
• незаконное депортирование или перемещение;
• незаконный арест покровительствуемого
лица;
• взятие заложников.
К серьезным нарушениям относятся также
действия, совершаемые умышленно и являющиеся
причиной смерти или серьезного телесного
повреждения или ущерба здоровью:
• нанесение ущерба путем какого-либо
преднамеренного и неоправданного действия
или упущения физическому или психическому
состоянию здоровья и неприкосновенности
лиц, находящихся во власти противной
стороны, или интернированных, задержанных
или каким-либо иным образом лишенных
свободы в результате вооруженного конфликта;
в частности, имеются в виду нанесение
физических увечий, проведение медицинских
или научных экспериментов, удаление тканей
или органов для пересадки, а также какая
бы то ни было медицинская процедура, которая
не требуется по состоянию здоровья указанного
лица и не соответствует общепринятым
медицинским нормам, применяемым при аналогичных
с медицинской точки зрения обстоятельствах
к гражданам стороны, производящей эту
процедуру, которые не лишены свободы
в какой бы то ни было форме;
• превращение гражданского населения
или отдельных гражданских лиц в объект
нападения;
• совершение нападения неизбирательного
характера, затрагивающего гражданское
население или гражданские объекты, когда
известно, что такое нападение явится
причиной чрезмерных потерь жизни, ранений
среди гражданских лиц или причинит ущерб
гражданским объектам;
• совершение нападения на установки
или сооружения, содержащие опасные силы
(атомные электростанции, дамбы, плотины),
когда известно, что такое нападение явится
причиной чрезмерных потерь жизни, ранений
среди гражданских лиц или причинит ущерб
гражданским объектам;
• превращение необороняемых местностей
и демилитаризованных зон в объект нападения;
• совершение нападения на лицо, когда
известно, что оно прекратило принимать
участие в военных действиях;
• вероломное использование отличительной
эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца
или других защитных знаков;
• перемещение оккупирующей державой
части ее собственного населения на оккупируемую
ею территорию или депортация или перемещение
всего или части населения оккупированной
территории в пределах этой территории
или за ее пределы;
• неоправданная задержка репатриации
военнопленных или гражданских лиц;
• применение практики апартеида и других
негуманных и унижающих действий, оскорбляющих
достоинство личности, основанных на расовой
дискриминации;
• превращение ясно опознаваемых исторических
памятников, произведений искусства или
мест отправления культа, являющихся культурным
или духовным наследием народов и которым
предоставляется особая защита, в объект
нападения, в результате чего им наносятся
большие разрушения, когда такие объекты
не находятся в непосредственной близости
от военных объектов и не используются
противной стороной для поддержки военных
усилий;
• лишение лица, пользующегося защитой
конвенций или Протокола I, права на беспристрастное
и нормальное судопроизводство.
Из конвенций и Протокола однозначно вытекает,
что серьезные нарушения подлежат наказанию.
Однако сами по себе эти договоры не определяют
конкретных мер наказания и не предусматривают
непосредственно учреждения трибунала
для судебного преследования правонарушителей.
В них тем не менее ясно говорится о том,
что государства обязаны ввести в действие
уголовное законодательство, предназначенное
для наказания лиц, виновных в совершении
серьезных нарушений. Они обязаны также
разыскивать лиц, обвиняемых в совершении
серьезных нарушений, и либо предавать
их своему суду, либо передавать их для
суда другому государству.
Законодательство Российской Федерации
учитывает положения международного гуманитарного
права в части установления ответственности
за его серьезные нарушения.
К ответственности за указанные деяния
могут привлекаться должностные лица
органов военного управления, командиры
воинских формирований или подразделений,
военнослужащие и другие участники вооруженного
конфликта.
Действия, образующие состав преступления,
связанного с нарушением норм международного
гуманитарного права, могут быть совершены
как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 42 Уголовного кодекса Российской
Федерации предусматривает, что лицо,
совершившее умышленное преступление
во исполнение заведомо незаконных приказа
или распоряжения, несет уголовную ответственность
на общих основаниях, а неисполнение заведомо
незаконных приказа или распоряжения
исключает уголовную ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации
содержит главу 34 «Преступления против
мира и безопасности человечества» и устанавливает
соответствующую уголовную ответственность
за различные виды преступлений.
В данную главу в числе иных включены следующие
статьи:
статья 355. Производство или распространение
оружия массового поражения.
Производство, приобретение или сбыт химического,
биологического, а также другого вида
оружия массового поражения, запрещенного
международным договором Российской Федерации,
наказывается лишением свободы на срок
от пяти до десяти лет;
статья 356. Применение запрещенных средств
и методов ведения войны.
1. Жестокое обращение с военнопленными
или гражданским населением, депортация
гражданского населения, разграбление
национального имущества на оккупированной
территории, применение в вооруженном
конфликте средств и методов, запрещенных
международным договором Российской Федерации,
наказываются лишением свободы на срок
до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения,
запрещенного международным договором
Российской Федерации, наказывается лишением
свободы на срок от десяти до двадцати
лет;
статья 357. Геноцид.
Действия, направленные на полное или
частичное уничтожение национальной,
этнической, расовой или религиозной группы
путем убийства членов этой группы, причинения
тяжкого вреда их здоровью, насильственного
воспрепятствования деторождению, принудительной
передачи детей, насильственного переселения
либо иного создания жизненных условий,
рассчитанных на физическое уничтожение
членов этой группы, наказываются лишением
свободы на срок от двенадцати до двадцати
лет либо смертной казнью или пожизненным
лишением свободы;
статья 358. Экоцид.
Массовое уничтожение растительного или
животного мира, отравление атмосферы
или водных ресурсов, а также совершение
иных действий, способных вызвать экологическую
катастрофу, наказываются лишением свободы
на срок от двенадцати до двадцати лет;
статья 359. Наемничество.
1. Вербовка, обучение, финансирование
или иное материальное обеспечение наемника,
а равно его использование в вооруженном
конфликте или военных действиях наказываются
лишением свободы на срок от четырех до
восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием
своего служебного положения или в отношении
несовершеннолетнего, наказываются лишением
свободы на срок от семи до пятнадцати
лет с конфискацией имущества или без
таковой.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте
или военных действиях наказывается лишением
свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Наемником признается лицо,
действующее в целях получения материального
вознаграждения и не являющееся гражданином
государства, участвующего в вооруженном
конфликте или военных действиях, не проживающее
постоянно на его территории, а также не
являющееся лицом, направленным для исполнения
официальных обязанностей;
статья 360. Нападение на лиц или учреждения,
которые пользуются международной защитой.
Нападение на представителя иностранного
государства или сотрудника международной
организации, пользующегося международной
защитой, а равно на служебные или жилые
помещения либо транспортное средство
лиц, пользующихся международной защитой,
если это деяние совершено в целях провокации
войны или осложнения международных отношений,
наказывается лишением свободы на срок
от трех до восьми лет.
К лицам, совершившим преступления против
мира и безопасности человечества, предусмотренные
статьями 356, 357 и 358 Уголовного кодекса
Российской Федерации, сроки давности
не применяются.
В соответствии с п. 2 ст. 1 «Декларации
о территориальном убежище», принятой
единогласно Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря
1967 г., на военных преступников, совершивших
военные преступления или преступления
против человечности, не распространяются
нормы, регулирующие право убежища.
За нарушения норм международного гуманитарного
права, не влекущих уголовную ответственность,
военнослужащие привлекаются к ответственности
в соответствии с Дисциплинарным уставом
Вооруженных Сил Российской Федерации
и нормативными правовыми актами, предусматривающими
их материальную ответственность. |