Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, реферат
Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею. Кроме того, предприятиями легкой промышленности обеспечивается поставка тканей и корда для производства шин, сердечников стальных канатов для угольных шахт и металлургической промышленности, фильтровальных и ситовых тканей для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий
для сельского хозяйства, тканей для транспортных лент, используемых во всех отраслях промышленности России.
натурального все шире используются химические волокна.
Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрирована ј
производства трикотажных изделий, примерно 1/3 продукции дают Северо –
Запад, Поволжье и Урал.
Швейная промышленность – вторая по объему валовой продукции отрасль
легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и
теснее связана с потребителем.
В начале XX в. в России отсутствовало крупное фабричное производство
одежды и основную массу изделий изготовляли ателье – мастерские в городе,
кустари и ремесленники на селе. Лишь 3% швейных изделий изготовлялось в
сфере фабричного производства, в швейном деле господствовали, как сказали
бы сейчас, малые предприятия. Это было связано с необходимостью обеспечить
индивидуальный характер швейной продукции. Сейчас эта отрасль представлена
в каждом экономическом районе, вместе с тем она отличается высокой
территориальной концентрацией производства – более ј выпуска швейных
изделий приходится на два района: Центрального и Северо – Западный.
Недостаточный объем производства в остальных районах обусловлен низким
уровнем развития сырьевой базы и неполным соответствием ассортимента
территориальным потребностям и потреблению, что следует в региональной
дифференциации производства.
Швейная промышленность относится к материалоемким отраслям. В
структуре затрат на долю сырья и материалов приходится до 80%. Сырьем
служат ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы, искусственная кожа,
искусственный и натуральный мех, плащевые ткани, текстильная галантерея. В
целом в отрасли перерабатывается свыше 4/5 тканей бытового назначения.
Однако швейная промышленность неоднородна, и изделия, различные по
сложности и трудоемкости изготовления, имеют разный характер размещения –
производство простейших товаров со стабильной внешней формой (рабочая
одежда) широко распространено повсеместно, выпуск более сложного и менее
стабильного ассортимента ориентируется на городские центры, а выпуск более
сложных изделий, находящихся под влиянием моды, осуществляется в крупнейших
городах, имеющих дома моделей.
Среди отраслей легкой индустрии кожевенно – обувной и меховой
промышленности принадлежит третье место. Сюда входит производство
натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных
экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий, кожгалантереи и др. За
последние годы объем производства обуви сократился в 4 раза и в1995 году
составил 52,5 млн пар, что соответствует по этому показателю восьмому месту
в мире. Население России обеспечивается обувью в основном за счет импортных
поставок , которые в 1995 году составили 132 млн пар. Продукция меховой
промышленности получила экспортное значение, так как ее ассортимент имеет
мало аналогов в мире .В начале XX в обувное и меховое производства носили
кустарный характер, где 80% технологических операций выполнялось в ручную,
они превратились в отрасль фабричного производства лишь в 30- е гг. Внутри
отрасли ведущая роль принадлежит производству обуви, изготовлению кожи и ее
заменителей.
Кожевенное и
обувное производство тесно
промышленность представлена специализированными предприятиями, которые
выпускают жесткие, хромовые или юфтевые кожи. Кожевенное сырье есть во всех
районах, однако его качество и ассортимент зависят от специализации районов
животноводства. Использование искусственных кож, пленочных и текстильных
материалов значительно расширило сырьевую базу обувной промышленности.
Размещение обувной промышленности ориентировано на потребителя, но
подобно ряду других отраслей легкой индустрии эта отрасль более всего
развита в европейской части страны. Наиболее значительным производством
обуви отличается Центральный ( Москва), Северо –Западный ( Санкт –
Петербург, Северо –Кавказский (Ростов – на Дону), Поволжский и Уральский
районы, которые обеспечивают ѕ общероссийского выпуска. Производство
валяльной обуви (4,1 млн пар в 19995 г.) ориентировано на потребителя и
представлено в северных районах страны: Северо –Западном, Волго –Вятском,
Восточно – Сибирском.
Меховая промышленность включает сырейно – красильное и скорняжно –
пошивочное производство, где осуществляется выделка, крашение и отделка
различных видов пушнины и мехового сырья и изготовление из них различных
видов изделий. В царской России массовая обработка пушно – мехового сырья
носила кустарный и сезонный характер и размещалась как в районах добычи
пушного зверя, так и вблизи рынков меховой торговли, особенно прилегающих
к Нижегородской и Ирбитской ярмаркам ( Вятка, Нижний Новгород, Казань,
Астрахань).В Москве действовали всемирно известные фирмы по изготовлению
меховых изделий для состоятельных слоев населения.
Сейчас действуют крупные предприятия, выпускающие пальто, головные
уборы и воротники. Сырьевую базу меховой промышленности составляют
овцеводство, звероводство, пушно (охотничий _ и зверобойный промыслы.
Наибольшую роль играет клеточное звероводство Центрального, Восточно –
Сибирского и Дальневосточного районов, которое обеспечено мясо – рыбными
кормами, оно поставляет шкурки норки, голубого песца, кролика. Для
охотничьего промысла на севере России типична добыча соболя, белки, красной
лисицы. Меховую и шубную овчину, смушку, каракуль дает овцеводство. Выпуск
меховых изделий отличается высоким уровнем территориальной концентрации
производства – более Ѕ продукции отрасли приходится на Поволжский,
Центральный, Волго – Вятский и Северо – Западный районы.
В производстве товаров культурно – бытового и хозяйственного назначения
большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые
автомобили, радиотовары, особенно телевизоры и видеомагнитофоны,
электротовары ( холодильники, стиральные машины, электропылесосы) ковры и
часы, на долю которых приходится более 3/5 розничного товарооборота
культурно –бытовых товаров.
Расширение товарного предложения изделий длительного пользования
связано с уровнем развития и особенностями размещения производства товаров
народного потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в
отраслях тяжелой индустрии сложился и действует специфический комплекс по
производству товаров длительного пользования, выпуск которых в основном
сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической
и лесной промышленности . Он отличается высоким уровнем территориальной
концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой
промышленности, представленных во всех районах России, характерно более
широкое участие в формировании товарных ресурсах в пределах зон
производства, нерегулярность выхода на международный рынок, то выпуск
товаров длительного пользования отличается постоянным участием предприятий
в общероссийском разделении труда, влияя на товарное предложение далеко за
пределами района выпуска.
За последние годы производство товаров народного потребления
сократилось более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и
перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых
ресурсов, появлением на потребительском рынке России высококачественных
импортных изделий.
Основное производство
товаров длительного
европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо –
Западный районы дают почти 2/3 общероссийского выпуска.
Выпуск бытовых
холодильников начался в
19400 г. их производство составило 3,5 тыс. шт., в 1995 г. –1,8 млн. шт.,
или 46% к уровню 1990 г. Ведущими районами производства бытовых
холодильников, на долю которых приходится 9/10 общероссийского выпуска,
являются Центр (Москва), Поволжье (Саратов), Восточная Сибирь (Красноярск)
и Урал (Орск).
Часовая промышленность также переживает глубокий кризис. Объем
производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя по точности хода и
надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов
отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в
пяти экономических районах: Центр (Москва, Орел, Владимир, Углич), Поволжье
(Пенза, Самара, Чистополь, Сердобск), Северо – Запад (Петродворец),
Северный Кавказ (Ростов –на –Дону) и Урал (Челябинск, Златоуст).
В 1995 году производство телевизоров составило 1 млн. шт., или 1/5 к
уровню 1990 г. В структуре выпуска более Ѕ занимали переносные, а около 2/5
– телевизоры цветного изображения. Выпускают телевизоры в семи районах
России. Ведущую роль играет Центральный район - более 40% российского
производства (Москва, Рязань, Александров) Центрально –Черноземный район –
20% (Воронеж) и Северо –Запад –18% (Санкт – Петербург, Новгород).
Телевизоры производятся также в Волго-вятском районе (Нижний Новгород,
Саранск), Западной и Восточной Сибири (Новосибирск, Омск, Красноярск),
Поволжье (Самара).
Мебельная промышленность
имеет более свободный
тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех
экономических районах России, выделяются столичные и крупные промышленные
центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась
в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено
концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и
изменение сырьевой базы: больше стали использоваться древесностружечные
плиты, полимерные материалы с улучшенными декоративно – художественными
характеристиками. Ведущими районами производства мебели остаются
Центральный, Северно-Кавказский и Северо – Западный, на долю которых
приходится почти Ѕ выпуска продукции отрасли.
Крупнейшим районом является Центральный: более 1/5 выпуска товаров,
более всего (почти 2/5) изделий легкой промышленности и товаров длительного
пользования (более ј). Здесь сосредоточено значительное производство
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, трикотажа и обуви,
телевизоров, мебели, холодильников и радиоприемников, мотоциклов и других
изделий.
К районам высокой концентрации производства товаров народного
потребления относятся также Урал, где производятся товары длительного
Информация о работе Общая характеристика легкой промышленности в России