Значение международно-правовых актов в деятельности правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:20, доклад

Описание

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

значение.doc

— 20.00 Кб (Скачать документ)

Значение международно-правовых норм в деятельности правоохранительных органов

Органы  государственной власти, осуществляющие установленные для них функции  в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты как Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1996 г., и ряд других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Российской Федерацией со многими иностранными государствами.

Кроме того,  государства в момент подписания или ратификации международного договора вправе сделать оговорки к  его тексту.

Поскольку очень трудно говорить о значении международно-правовых норм в деятельности правоохранительных органов в целом, мы перейдем к рассмотрению их роли в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Реальная связь  законов и международных договоров  как составных частей российской правовой системы обусловливает  значение для прокуратуры и международно-правового регулирования. Эта связь в особой мере проявляется при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Не случайно в федеральном законе "О прокуратуре  Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года к правовым основам деятельности прокуратуры отнесены не только Конституция  РФ и федеральные законы, но и  международные договоры РФ (ст. 3). Более  того слова "свято соблюдать... международные обязательства Российской Федерации" включены в текст присяги прокурора.

В структуре  Генеральной прокуратуры имеется  международно-правовое управление, включающее отделы договорно-правовой, протокольной и экстрадиции (т. е. выдачи).

Важные функции  Генеральной прокуратуры РФ заключаются  в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к оказанию правовой помощи по уголовным делам, в том  числе к выдаче лиц, совершивших  преступления. При этом Генеральная  прокуратура, как и прокуратуры других государств, руководствуется действующим законодательством своего государства и международными соглашениями, прежде всего договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. И хотя договоры не предписывают данные функции непосредственно органам прокуратуры, а предполагают исполнение всех норм "учреждениями юстиции", под которыми понимаются суды, прокуратуры, нотариальные конторы и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, на практике Генеральная прокуратура РФ в значительном объеме осуществляет соответствующие действия, в том числе принимает постановления о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД с запросом о задержании и этапировании, сообщает запрашивающей стороне необходимую информацию.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации", которая имеет  заголовок "Международное сотрудничество", Генеральная прокуратура РФ в  пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Особо отметим  Соглашение о сотрудничестве между  Генеральной прокуратурой РФ и Верховной народной прокуратурой КНР, подписанное 29 марта 1997 г. Предусмотрены такие действия, как направление представителей друг другу для непосредственного предоставления информации и дополнительных сведений, касающихся расследуемых дел; обмен опытом прокурорской деятельности; обмен информацией о действующем законодательстве и правоприменительной практике, проведение совместных научных исследований.

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что международно-правовые нормы в деятельности правоохранительных органов содействуют более эффективной борьбе с преступностью, предотвращению совершения новых преступлений, помогают скоординировать усилия правоохранительных органов разных стран по поддержанию законности и порядка, кроме того данные нормы способствуют обмену опытом по выявлению, расследованию, предотвращению преступлений и помогают упорядочить нормы национального законодательства для создания благоприятной почвы в целях приближения к становлению правового государства.

 

 


Информация о работе Значение международно-правовых актов в деятельности правоохранительных органов