Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание

Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной ча-стью Западно-Сибирского экономического района России. В его границах разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км, насе-ление 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город Бар-наул. ...

Содержание

1. Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона.
1.1 Анализ транспортной сети и грузопотоков Алтайского края.

Работа состоит из  1 файл

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы.doc

— 565.50 Кб (Скачать документ)

 

Большая часть зерна поступает на Барнаульскую Пристань, где осуществляется перевалка на железную дорогу и вывоз его в другие экономические районы страны. Меньшая часть зерна от Шелаболихинской и Каменской пристаней вывозится в Новосибирск и далее в Томск.     

Каменный уголь и нефтепродукты примерно в равных соотноше­ниях (13-16%) поступают с железной дороги на Барнаульскую пристань. Отсюда развозятся вниз по Оби (уголь), вверх по Оби и Чарышу (нефтепродукты и уголь).

По грузообороту выделяются наиболее крупные пристани: Барна­ул (преобладают грузы прибытия - минерально-строительные, хлебные и прочие), Ересная, Семеновод, Малоугренево - отправляющие мине­рально-строительные материалы; Шелаболиха, как отправляющая хлеб­ные грузы. Со средним грузооборотом равного соотношения грузов ввоза и вывоза следующие пристани: Камень, Усть-Чарышская Пристань, Быстрый Исток и др.

На пассажирских линиях курсируют теплоходы типа "Заря" и "Ракета".

В бассейне Оби выделяется ряд пассажиронапряжённых линий. Наиболее мощный пассажирский поток наблюдается на участках: Барна­ульская Пристань – Барнаульская РЭБ – Бобровка – Рассказиха. Далее вверх по течению поступательно уменьшается число пассажиров после Усть-Чарышской Пристани, Акутихи и от Бийской пристани вниз - после слияния рек Катуни и Бии, Усть-Ануя, а также вверх по Бии - после Усть-Кажи к Турачаку.

По пассажирообороту (пас. км) выделяются пристани: Барнаул, Барнаульская РЭБ, Бобровка, Камень, Рассказиха, Усть-Чарышская Пристань, Бийск, Дресвянка, Акутиха, Володарка и др.

Большое значение для края имеет воздушный транспорт. Он осуществляет перевозку пассажиров, почты и грузов, широко применяется в сельском хозяйстве, санитарной авиации, в лесопотрулировании лесных массивов и т.д.

После банкротства Барнаульского государственного авиапредприятия на территории аэропорта образовалось четыре предприятия: «Алтайские авиалинии», филиал авиакомпании «Сибирь», Авиационный технический центр и Авиапредприятие «Алтай».

ОАО «Авиапредприятие «Алтай» было создано в сентябре 1997 года на базе аэропортного комплекса.

Благодаря огромной помо­щи администрации края глав­ным событием для предприя­тия стала реконструкция в июне 1998 года взлетно-посадочной полосы. Она удлинена на 350 метров, отремонтирована с пол­ной заменой светосигнального оборудования. Завершение этой работы позволило Барна­ульскому аэропорту наращи­вать объемы и расширять гео­графию полетов. Ведется ре­монт и модернизация других объектов.

С первых дней деятельнос­ти авиапредприятие «Алтай» привлекает к полетам через Барнаул российские и иност­ранные авиакомпании. Начав с нескольких в 1998 году, в 1999 (на регулярной основе) уже обслуживалось 33 авиаком­пании, а в 2000 году их количе­ство возросло до 52. По срав­нению с прошлым годом почти на 30 процентов увеличился объем перевозок пассажиров на Ту-154. Для любого аэропорта лето становится пиком работы. Летнее расписание полетов че­рез Барнаульский аэропорт с каждым годом становится об­ширнее.

Основные партнеры-пере­возчики: авиакомпании «Си­бирь», «Сибавиатранс», «Авиа-экспресскруиз», «Аэрофлот-Дон» и др. К своим наиболее востребованным рейсам доба­вили дополнительные, в част­ности на Москву, Владивосток, Санкт-Петербург. Добавились летние направления из север­ных и восточных городов: из Норильска, Сургута, Иркутска, Красноярска, Нижневартовска, Читы, Петропавловска-Камчатского. В летнем расписании значатся полеты в Сочи. Очень популярен и потому требует увеличения частоты полетов рейс на Ростов.

В настоящее время ведутся переговоры об открытии рей­сов на Минводы, Анапу, Крас­нодар. Высок спрос на пере­возки в Германию, а значит, количество рейсов туда будет увеличено. Международные по­леты пассажирского авиатран­спорта из аэропорта Барнаул охватывают также направления на Турцию, Китай, Арабские Эмираты.

Новые возможности рекон­струированной взлетно-поса­дочной полосы позволили акти­визировать полеты через Бар­наульский аэропорт тяжелых грузовых самолетов Ил-76. С грузами через Барнаул сегодня летают крупнейшие авиакомпа­нии. Количество этих рейсов увеличилось почти вдвое.

Сегодня авиапредприятие «Алтай» активно работает на перспективу. Разработан биз­нес-план, в котором на основа­нии технико-экономических рас­четов определены направления и реальные возможности раз­вития аэропорта до 2005 года. Стратегия развития основана на привлечении инвестиций, актив­ной реконструкции объектов с целью соответствия их между­народным требованиям. Будет продолжена работа по привле­чению авиакомпаний-перевоз­чиков и расширению перево­зок; большее внимание будет уделено развитию сервисных услуг, а также неавиационной коммерческой деятельности - это очень важно, так как позво­лит изыскать дополнительные средства для развития аэропор­та.

Обращаясь со словами бла­годарности к коллективу, гене­ральный директор авиапредприятия «Алтай» Иван Михайлович Комаров отметил, что никто из коллег в других аэропортах региона не верил, что за три года можно так много сделать, как это произошло в Барнаульском аэропорту.

На территории Алтайского края сформировались крупные транспортные узлы: Барнаул (железнодорожно-автомобильно-водно-воздушный), Бийск (железнодорожно-автомобильно-водно-воздушный),  Рубцовск (железнодорожно-автомобильно-воздушный), Камень-на-Оби (железнодорожно-автомобильно-воздушный). Заринск (железнодорожно-автомобильный).

По разнообразию выполняемых функций транспортные узлы под­разделяются на 4 группы:

1)                Транспортные узлы, специализирующиеся на разнообразных функциях - Барнаульский, Бийский, Рубцовский, Каменский, Алейский, Павловский, Благовещенский, Волчихинский (авт.), Краснощековский (авт.), Усть-Чарышская При­стань и Быстроистокский (речные) и др.;

2)                Транспортные узлы, об­служивающие преимущественно промышленность: Новоалтайский (ж.д.) Горняк (ж.д.), Славгород (ж.д.), Тальменка (ж. д.), Корчино (ж.д.), Ключи (ж.д.), Змеиногорск (авт.), Малиновое Озеро (ж.д.);

3)                Транспортные узлы, специализирующиеся на обработке и перевозке сельскохозяйственных грузов. К ним относятся, как пра­вило, более мелкие автомобильные транспортные узлы: Романовский, Родинский, Чарышский, Солтонский, Ельцовекий, Целинный, Тогульский; а также Шелаболихинский и Усть-Калманский - речные; Бурлинский и Табунский – железнодорожные;

4)                Сформировалась группа транспортных узлов, выполняющая транспортно-технические и заготовительно-распределительные функции. Это - Заринский (ж. д.), овчинниково (ж. д.), Повалиха (ж. д.), Катунское (речной), Третьяково (ж. д.), Ребриха (ж.д.), Михайловка (ж.д.), Леньки (ж.д.), Малиновский(ж. д.) Хабары (ж.д.), Третьяково (ж.д.), Харлово (авт.), Гордеево (ж.д.),Троицкое (ж. д.).

   Устойчивые экномические связи Алтайского края сложились со всеми районами страны. В силу специфики природных условий и ресурсов территории (слабой обеспеченности топливными ресурсами, труднодоступностью металлорудных) с большинством рай­онов грузооборот пассивный.

Наиболее тесные экономические связи сложились с Кемеровской, Новосибирской и Томской областями Западной Сибири. В структуре вво­зимых грузов около 3/5 составляют угольные грузы, поступающие из Кузбасса. Уголь используется в качестве энергетического топлива, для производства кокса (технологическое топливо) и в быту.

Значительную часть грузов составляют строительные материалы, преимущественно цемент, шифер и другие кровельные материалы, гвоз­ди, проволока. Из других грузов выделяются химическое сырье и ма­териалы: капролактам (исходное сырье для производства синтетиче­ских волокон), завозимый из Кемерово; технические ткани, сера, ант­раценовое масло и мазут (для производства технического углерода или сажи), красители, ядохимикаты; металл, лесные материалы, ма­шины, товары народного потребления.

Вывозит Алтай в сопряженные области и другие районы в основ­ном готовую продукцию - трелевочные и другие тракторы, сельскохо­зяйственную технику, поранит, фрикционные и другие асбестовые изде­лия (использующиеся в качестве прокладок между трущимися частями машин, часто в агрессивных средах), муфты сцепления, кольца, тор­мозные колодки и другие многочисленные резинотехнические изделия.  Асбестовые и технические изделия относятся к категории дефицитных и пользуются огромным спросом в сельхозтехнике, транспорте и дру­гих сферах народного хозяйства. Алтай отправляет в другие районы животноводческую продукцию - мясо, мясные изделия, масло, сыр, пух, шерсть, мед. Из растениеводческой продукции на российский рынок вывозится преимущественно пшеница твердых сортов, характеризующаяся высоким хлебопекарным качест­вом. Кроме того, поставляется продукция и других отраслей специали­зации - ткани, кокс, поликарбамидные смолы, сульфат натрия, химреактивы.

С абсолютным большинством районов сложился пассивный баланс перевозки грузов: Восточно-Сибирским, Уральским, Поволжским, Северо-Кавказским, Центрально-Черноземным, Казахстаном. Из этих районов поступают в Алтайский регион лесные, нефтяные, топливные, химиче­ские и прочие грузы.

На Дальний Восток, Западную Украину, Белоруссию, Среднюю Азию вывозится значительное количество хлебных грузов, сельскохо­зяйственных машин - тракторов, станков (прессов), котлов, оборудо­вания, которые резко преобладают над ввозом. Сокращается   поток хлебных грузов в Среднюю Азию, меняющую структуру посевных площа­дей в сторону увеличений зерновых, овощных и плодовых культур.

Равный баланс сложился с Центральным, Северным, Северо-За­падным, Южным, Закавказьем и Молдавией, Тюменской, и Омской облас­тями Западной Сибири. Из районов Западной зоны в регион поступают металлы (с Урала, Центра, Украины), химические (минеральные удоб­рения, синтетический каучук, сажа, барит, сера, пластификаторы, антистарители, латекс[1] красители и др. для составления резиновых смесей), текстильные грузы, машины и оборудование, товары народ­ного потребления.

Из Средней Азии ввозят хлопок, минеральные удобрения (азот­ные и фосфорные), фрукты. Западная Сибирь поставляет нефтепродук­ты (горюче-смазочные материалы, мазут, сажу, технические ткани, газ, пластмассы), сельскохозяйственные машины, строительные мате­риалы.

Край  вывозит: технологическое оборудование для разведки и бурения (в Тюменскую, Томскую области), ткани, химические продукты (химволокно, технические ткани, шины, резино-технические изделия, асбесто-технические изделия, техуглерод - сажу марок ПМ-50 и ПМ-75), зерно, мясомолочную продукцию,

Разрыв многолетних экономических связей вызвал общее снижение производства и сокращение ассортимента выпускаемой продукции, многократное повышение ее себестоимости и дру­гие негативные последствия. Заключение экономического союза на новых условиях позволит восстановить прерванные экономические связи и продолжить поступательное развитие народного хозяйства регионов. В перспективе, с развитием иных форм хозяйствования и многоукладностью хозяйства, могут сложиться новые экономические связи.

В процессе развития, территориального разделения труда выде­лились различные формы внешнеэкономических связей, в большей или мень­шей степени получившие распространение на Алтае. Наиболее ран­ней является внешняя торговля, занимающая централь­ное место во внешних экономических связях России и Алтайского края. В вывозе из края преобладает конечная продукция (машины, оборудование, химические волокна и др.).

Продукция Алтайских предприятий экспортируется во многие страны всех континентов. В Китай, Чехию и Словакию, Грецию, Фин­ляндию, Венгрию, Египет, Эфиопию, Кубу и др. страны вывозятся кот­лы, дизели, тракторы, прессы, листогибочные машины, оборудование для пищевой промышленности, электропечи, дымососы, вентиляторы, энергетическая арматура. В заболоченных тропических лесах Азии и Африки работают специализированные трелевочные тракторы Рубцовско­го завода. В Канаду, США, Австралию, Перу, Никарагуа поступают запасные части для двигателей. Развивающиеся страны (Эфиопия, Мо­замбик, Вьетнам, Лаос, Кампучия) ввозят с Алтая оборудование. Раз­витые капиталистические страны - Англия, Франция, Италия, Австралия - покупают на Алтае механические прессы, листогибочные машины. Монголия получает машины, ткани, бензин, горючесмазочные материалы и другие товары. Вывозится в другие страны и пищевая продукция - ал­тайские сыры, масло. Япония получает алтайский мед, папоротник орляк из Горного Алтая. Развитые капиталистические страны закупают в Горном Алтае ценное лекарственное сырье - панты оленей и маралов.

Ввозит Алтай разнообразную продукцию: машинотехнику, хими­ческую продукцию, товары народного потребления и др. Металлообра­батывающее оборудование поступает из Японии, Германии, Чехии и Словакии. Медтехнику, полиграфическое оборудование, детали и узлы для ЭВМ, медпрепараты, красители для химической промышленности - из Восточных стран Европы. Высококачественную целлюлозу для произ­водства искусственных волокон край завозит из Финляндии и Японии.

Сырьевые ресурсы для пищевой и легкой промышленности (скот, кожу, шерстяную пряжу) - из Монголии.

Всё чаще применяется бартерный обмен во внешней торговле. Осуществляется переход на установление прямых связей предприятий с иностранными фирмами.

Начинают складываться производственные связи. Наиболее эффективны связи по кооперированию, осуществляю­щиеся между алтайскими моторным и тракторным заводами и предприя­тиями фирмы "Цемацгейт" (Германия) по производству электрокаров. Изучаются возможности создания совместных с инофирмами предприя­тий. Возможности развития связей по совместному использованию природных ресурсов ограничены.

Одна из старых форм внешних экономических связей - предо­ставление кредита - пока не находит применения в крае. Однако, и перспективе, в ходе разработки программ создания сво­бодной экономической зоны "Алтай" и эколого-экономической зоны "Горным Алтай", может оказаться реальностью. Представители ино­странных фирм изучают возможности: вклада своего капитала, вывоза капитала, формы сотрудничества и другие вопросы.

 

1.1.2      Проблема  создания региональной транспортно-логистической системы Алтайского края.

После распада СССР целый ряд российских территорий оказалась в  зоне новой государственной границы Российской Федерации. В принципе некоторые из них, в частности Алтайский край, исторически соседствовали с областями зарубежной Азии, входящими в состав Китая и Монголии. Однако  обвальное расширение  пограничной зоны по южному (Азиатскому) периметру поставило перед российскими Центральными  и региональными властями немало проблем.

              Пожалуй, впервые столь остро встала проблема выработки сбалансированной внешней политики Российской Федерации. И ее отдельных субъектов по отношению к азиатским соседям. Определяющим фактором здесь выступают отечественные геополитические и экономические интересы, хотя немалую роль играют и исторически сложившиеся отношения.

Весьма прочные экономические и торговые связи установились в пределах гигантского горно-степного региона, именуемого Большим Алтаем.

              В пределах Большого Алтая: Восточно-Казахтанская область Казахстана, Алтайский округ Синцзян – Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, Баян - Ульгуйский и Кобдинский аймаки Монголии, Республика Алтай и Алтайский край Российской Федерации. Их общая площадь занимает около 600 тыс. кв.км.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона