Финанасовые потоки в транспортной логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:59, реферат

Описание

Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.

Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков.

Работа состоит из  1 файл

фин потоки в транспортной логистике.docx

— 56.51 Кб (Скачать документ)

Понятие результирующего финансового потока связано с несколькими потоками. Здесь следует ввести понятие  финансовой операции - совокупности двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение  выручки от реализации - это финансовая операция, состоящая как минимум  из трех потоков.

Для финансовых операций определяют такие  параметры, как рентабельность и  прибыльность, показывающие, насколько  эффективны воздействия на потоки. По финансовым операциям можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходит неравномерно, важно рассчитать плотность финансового  потока, которая характеризует интенсивность  деятельности и определяется объемом  результирующего потока в единицу  времени. При организации закупок  можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (выходящий финансовый поток).

Воздействия на характеристики финансовых потоков  приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и наоборот, стоимость, время и  объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов  дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением  ресурсов в логистических системах.  

Особенности управления ресурсами и характер воздействий на финансовые потоки на отдельных стадиях логистической  деятельности

Первая  стадия - планирование ресурсопотоков - включает несколько этапов: формирование различных вариантов осуществления  логистических процессов (возможные  схемы снабжения, заготовки сырья  и полуфабрикатов, использования  технологий производства, транспортных маршрутов и т.д.); анализ альтернативных вариантов; выбор оптимальных для  логистической системы процессов, схем и технологий.

При подготовке проведения операций и процессов  готовят плановую документацию, важной частью которой является финансовый план. В нем отражаются потребности  в финансовых ресурсах, возможные  источники финансирования, обоснована эффективность вложений. Финансовый план также должен включать характеристику финансового окружения, оценку рисков и вероятности изменения параметров потоков.

При анализе альтернативных сценариев  развития ситуации сравнивают характеристики финансовых потоков, связанных с  той или иной схемой. Рассчитывают величину необходимых объемов и  сроков привлечения ресурсов, стоимости  и возможного времени использования  источников финансирования. Оптимальной  считают такую схему движения потоков или технологию производства, при которой распределение финансовых ресурсов между отдельными звеньями логистической цепи является рациональным, стоимость ресурсопотоков минимальна, а организационные, административные и операционные издержки не превышают  лимитов.

В дальнейшем планы и схемы движения материальных потоков Подлежат корректировке  для оптимизации общих логистических  затрат. С учетом ограничений внешней  среды (законодательной базы, теневого сектора, корпоративных интересов) находят "проблемные" места в  движении финансовых и материальных потоков, требующие особого контроля.

Следующая стадия - организация логистических  процессов, которая осуществляется путем применения организационных, юридических, маркетинговых и иных инструментов для воздействия на ресурсопотоки. Для данной стадии характерен большой расход финансовых средств. Это связано с оплатой труда  персонала и экспертов, с необходимостью создания у поставщиков стимулов к предоставлению продукции и  услуг, с адаптацией организационных  систем, оформлением договоров и  соглашений.

Согласно  планам движения потоков выбираются формы и методы расчетов между  участниками логистических отношений, привлекаются те или иные банковские и финансовые инструменты. Исходя из предпочтений и потребностей предприятий, находящихся в звеньях логистических  цепочек, выбирают способы оплаты за оказанные услуги и реализованную  продукцию, договариваются об условиях поставки, транспортировки, разгрузки  и отгрузки.

Стадия  контроля включает отслеживание нарушений  в потоковых процессах, несоответствий в параметрах финансовых и материальных потоков. Задачами управления потоками на данной стадии являются: мониторинг конъюнктуры финансовых рынков (процентные ставки по кредитам и депозитам, рынку  корпоративных и государственных  ценных бумаг), оценка изменения стоимости  и риска, выявление возможных  проблем с привлечением ресурсов, корректировка последовательности включения источников финансирования. Основная цель управления потоками - снижение риска недополучения финансирования и срыва технологических планов. При изменении конъюнктуры рынков материальных ресурсов или положения  поставщиков может возникнуть потребность  в привлечении дополнительных материальных средств, а следовательно, при снижении ликвидности может быть принято  решение о переходе на самофинансирование и привлечении внутренних резервов материальных и финансовых средств.

На  всех стадиях управление финансовыми  и материальными потоками осуществляется при поддержке информационных технологий и систем. К функциям информационных потоков в логистических системах относятся обеспечение коммуникационного  взаимодействия участников логистических  отношений и сопровождение внутри-организационных  связей в логистических процессах. Информационная поддержка воздействий  на потоки логистических систем является более действенной при наличии  единой информационной среды на корпоративном  уровне.

Функции информационной поддержки управляющих  воздействий могут выполнять  информационные технологии, применяемые  в логистике в настоящее время. Для выполнения задач управления финансовыми потоками данные технологии могут быть дополнены включением в них соответствующих модулей. Системы автоматизации перевозок, управления транспортом, организации документооборота и ряд других информационных логистических технологий и корпоративных систем автоматизации станут более эффективными, если будут адаптированы для управления финансовыми потоками. Для формализованного описания финансовых потоков может быть задействован и соответствующий математический аппарат: векторное описание, матричные методы, факторный и функциональный анализ.

Использование свойств корреляции финансовых, материальных и информационных потоков на практике возможно путем согласованного управления ресурсопотоками в местах их наложения. Определим узел как место (точку) пересечения ресурсопотоков и в  дальнейшем будем полагать, что именно воздействие в узлах является наиболее эффективным на всех этапах логистической деятельности.

Местоположение  узлов привязано к организационной  структуре - филиалам, представительствам, отделам, службам. Функции управления ресурсопотоками вменяются в  обязанности менеджерам предприятий - участников логистических отношений. Привязка узлов к административной сетке предприятий нужна для  согласования управления ресурсопотоками  в узлах, распределения функций  руководителей и персонала, создания иерархии руководства узлами.

В местах пересечения ресурсопотоков осуществляют ряд операций: согласование производственных и финансовых планов, установление необходимого уровня запасов, определение  объемов, сроков и видов требуемых  ресурсов. Через воздействия на ресурсопотоки  в узлах обеспечивают логистическую  систему финансовыми и материальными  ресурсами, осуществляют привлечение  и возврат денежных средств, их распределение  по направлениям использования. В узлах  также реализуют задачи контроля: проверяют согласованность финансовых и материальных потоков, оценивают  влияние финансовых операций на эффективность  логистической деятельности, анализируют  оптимальность построенных схем движения ресурсопотоков. Управляющие  воздействия в узлах должны быть согласованы по всей Цепи движения товара. Только в этом случае возможно достичь оптимизации затрат, рисков и сроков привлечения, вложения, распределения  и возврата ресурсов.

Целесообразность  и эффективность управляющих  воздействий на ресурсопотоки в  узлах является основополагающим принципом  концепции узловых воздействий. Для практического воплощения данного  принципа при управлении ресурсами  в логистических процессах необходимо для каждого конкретного предприятия (или связанных объединений и  групп предприятий) разработать  систему узловых воздействий, которая  позволила бы согласовывать планы  потребления и использования  ресурсов, организовывать финансирование логистических процессов, контролировать качество ресурсного обеспечения.

Сущность  концепции узловых воздействий  заключается в максимальном использовании  свойств разнообразных входящих в узел потоков для достижения целей и задач управления. Так, на стадиях планирования, организации  и контроля задействуются информационные потоки - сведения о внешней и  внутренней среде предприятия, его  финансовом окружении. Информационные потоки, проходящие через узел, используются при оказании управляющих воздействий, построении их четкой картины, прогнозировании  и оценке результатов. При необходимости  возможно своевременно скорректировать  движение финансовых и материальных потоков, с тем чтобы нейтрализовать возможные негативные последствия  изменения внешней и внутренней среды логистической системы. Использование  свойств финансов (ликвидность, делимость) при операциях в узлах позволяет  в каждый момент времени иметь  ровно столько финансовых ресурсов, сколько требуется для обеспечения  логистических процессов.

В узлах  одно управляющее воздействие может  быть направлено на изменение параметров нескольких потоков. Это приводит к  сокращению как временных, так и  ресурсных затрат на управление потоками: оперативность узловых воздействий  позволяет существенно сократить  административные и организационные  издержки, расходы на персонал и  коммуникации. Так, если поступающие  в узел данные касаются финансирования нескольких логистических процессов, возможно быстро отреагировать, изменив  параметры всех задействованных  финансовых потоков без дополнительных расходов на передачу информации по каналам  связи.

Узлом может быть и предприятие, и счет в банке - в зависимости от масштаба и принятой степени детализации. Детализация, а соответственно количество узлов, зависит от целей и задач  управления. Например, если задачей является управление финансовыми потоками в логистической сети региона, в качестве узлов выступают отдельные транспортные и производственные предприятия, финансовые институты, органы таможенного контроля. В случае, если цель - оптимизировать логистические затраты отдельного предприятия, узлами являются бухгалтерские и банковские счета, касса, аналитический центр и т.д.

Основными ресурсопотоками, образующими узел, являются финансовые, информационные и материальные потоки, подверженные влиянию внешней и внутренней среды, а также целенаправленным управляющим воздействиям.

Материальные  потоки, проходящие через узел, представляют собой движение сырья, комплектующих, товаров и т.д., задействованных  в логистическом или производственном цикле. Например, если узел - склад, то доставка товаров на склад - это входящий в  узел поток, а реализация товара со склада - выходящий. Финансовые потоки, проходящие через узел, обслуживают  материальные потоки и обычно противоположны им по направлению. Это может быть оплата за отгруженную продукцию  или компенсация расходов транспортной компании, получение векселя от потребителя  или эмиссия акций предприятия.

Еще один вид потоков - информационные, которые также связаны с материальными  и финансовыми потоками и представляют собой информацию, например, об ожидаемых  сроках и объемах поставок, времени  отгрузки и т.д. Помимо информации, имеющей  непосредственное отношение к ресурсопотокам, в узел также поступают сведения о внешней среде: данные о конъюнктуре  рынков, политических и экономических  условиях, а также о внутренней среде предприятия - его финансовом положении, целях и намерениях руководства.

Как было сказано, узлы пересечения ресурсопотоков привязывают к определенным организационным  единицам: структурным подразделениям, филиалам и представительствам, отдельным  должностным лицам. Таким образом, узловые воздействия охватывают всю структуру предприятия - службы, занятые процессами производства, снабжения, сбыта, складирования и транспортировки. Это позволяет разграничить сферы  влияния и воздействия на узлы, закрепить полномочия и меры ответственности  за результаты управления. Каждый узел имеет специфичные характеристики, определяющие его положение в  административной сетке: уровень иерархии, степень доступа, источники и  потребители ресурсов.

Узлы  различаются по своим свойствам, местоположению по отношению к предприятию, изменчивости во времени, характеру  требуемых воздействий.

В классификации, помимо внутренних (по отношению к  отдельным предприятиям) узлов выделяются также внешние и смежные узлы, местоположение которых можно привязать  к оргструктурам в экономическом  окружении (предприятиям производственной, транспортной, складской сети). Внешние, внутренние и смежные узлы могут  оказывать друг на друга воздействия, различающиеся по силе и характеру. Так, узлы одной логистической цепочки (поставщик - транспорт - потребитель) оказывают  друг на друга существенное влияние, а узлы, через которые идут ресурсопо-токи сбыта двух разных видов продукции, влияют друг на друга в меньшей  степени.

Информация о работе Финанасовые потоки в транспортной логистике