Информационные логистические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:28, курсовая работа

Описание

Информационная логистика организует поток данных. Занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование ЛС. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие: 1) нужной информации; 2) в нужном месте; 3) в нужное время; 4) необходимого содержания (для лица принимающего решение); 5) с минимальными затратами.

Содержание

Введение
1. Информационная система. Виды информационных систем
2. Сущность, структура и функции информационной логистической системы
3. Принципы и уровни информационной логистической системы
4. Основные направления информационно-технического обеспечения логистической системы
5. Иерархия использования информационной логистической системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

закуплог.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные, централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:

* базисных  файлов, содержащих внешнюю и  внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;

° критических  факторов,определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;

* политики/параметров, содержащих основные логистические  операционные процедуры для ключевых  областей;

* файлов  решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.

В данной подсистеме используется большое число  экономико-математических моделей  и методов (в частности, прогнозирования  для поддержки решений, принимаемых  логистическим менеджментом). Все эти модели и методы можно разделить на классы: оптимизационные, эвристические и имитационные. Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного), математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических моделей принятия решений и т. п.), вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т. д. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи:

* оптимальная  диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;

* оптимальное  размещение объектов в производстве, распределении, складировании;

* построение  оптимальных логистических цепей,  каналов, сетей;

* построение  оптимальной организационной структуры  логистической системы;

* оптимальная  маршрутизация;

* определение  оптимальной длительности составляющих логистических циклов;

* оптимизация  процедур сбора, обработки и  выполнения заказов;

* оптимизация  параметров систем управления  запасами;

* оптимальный  выбор перевозчика, экспедитора,  поставщика и т. д.

В рассматриваемой  подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом.

Четвертый элемент организационной структуры  логистической информационной системы  – подсистема генерирования выходных форм и отчетов”.

Система информационного обеспечения в логистике для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика данной системы состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы логистической организации. Исходя из этого возможны три способа ее организации: централизованный, децентрализованный и специализированный.

При централизованном способе организации деятельность по информационному обеспечению сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству организации через вице-президента (заместителя директора) по информационным системам (технологиям). Преимуществом такого способа организации является обеспечение высокой эффективности работ по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.

При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными потоками в своей предметной области. Преимуществом такого способа организации является высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам, недостатком – дублирование однотипных задач и функций в разных подразделениях организации.

При специализированном способе в организации отсутствуют  подразделения по информационным системам (технологиям). При необходимости  разработки и внедрения новой  информационной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы и выполняют работы на договорной основе (аутсорсинг).

Это характерно для малых организаций, которые  не могут иметь своих специалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов. Преимуществом данного способа организации системы информационного обеспечения является высокий уровень научных и методических разработок, недостатком – сложность учета специфических особенностей объекта.

Выбор того или иного способа организации  системы информационного обеспечения  зависит от многих факторов, прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия  свободных денежных средств. Отметим: система информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует внимания к своей организации – это понимают современные руководители. Поэтому любая малая организация имеет в своем составе информационные службы. Информационная система, необходимая для адекватного выполнения функций логистики, должна отвечать следующим требованиям:

* информационные  потоки должны быть совместимыми  в информационном отношении;

* внутренние  взаимосвязи и взаимозависимости  информационных потоков должны  носить причинно-следственный характер;

* иерархическая  соподчиненность информационных  потоков к должна быть четкой;

* информационной  системе должно быть присуще  свойство интегративности.

3. Принципы и уровни  информационной логистической  системы

В основу построения логистической информационной системы должны быть заложены принципы:

1. Полнота  и пригодность информации для  пользователя. Логистический менеджер  должен располагать необходимой  и полной (достаточной) информацией  для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где логистический менеджер принимает решение.

2. Точность. Точность исходной информации  имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1 % ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т. п.

3. Своевременность.  Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции “точно в срок”. Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени (”on line”). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требования своевременности поступления и обработки информации реализуются современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFACT.

4. Ориентированность.  Информация в логистической информа-ционной  системе должна быть направлена  на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению “узких мест”, резервов экономии ресурсов и т. п.

5. Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической  информационной системе, должна  быть приспособлена для конкретных  пользователей, иметь наиболее  удобный для них вид. Это  каса-. ется как персонала фирмы,  так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптированы к возможному диалоговому режиму для многих пользователей.

6. Подходящий  формат данных. Формат данных  и сообщений, применяемый в  компьютерных и телекоммуникационных  сетях логистической информационной  системы, должен максимально эффективно  использовать производительность  технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускная способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.

Формирование  информационной системы в логистике  осуществляется по иерархическому принципу, причем в логистических информационных системах нумерация уровней начинается с низшего. Такой принцип принят с целью обеспечить возможность наращивания информационной системы более высокими рангами и ее включения в качестве подсистемы в обобщающие системы и сети более высокого порядка, если в этом появится необходимость.

В соответствии с такой структурной декомпозицией  в информационных системах в логистике  выделяют три уровня:

1. Первый  уровень – это уровень рабочего  места (в широком смысле), например, места складирования, станка для выполнения механической обработки, места или установки для помещения в тару и маркировки и др. На этом уровне осуществляется та или иная логистическая операция с управляемым материальным потоком, а именно его элемент (деталь, единичная упаковка, рабочий стол-спутник или какая-либо другая грузоединица) перемещается, перегружается, упаковывается, проходит ту или иную обработку.

2. Второй  уровень – это уровень производственного  участка, цеха, склада и др., где происходят процессы обработки, упаковки и транспортировки грузоединиц и размещаются рабочие места.

3. Третий  уровень – это система транспортирования  и перемещения грузоединиц во  всей производственно-сбытовой системе  в целом от погрузки сырья,  материалов и компонентов до доставки готовых изделий потребителям и расчетов за них.

Уровни  производственно-сбытовой системы  и руководства, которым соответствуют  свои уровни информационной системы, определяют функциональную и эксплуатационную законченность информационных подсистем.

На верхнем  уровне информационной системы реализуется  планирующая информационная подсистема. Здесь осуществляется логистическое  управление общим материальным потоком  с целью организовать производственно-сбытовую деятельность, направленную на наиболее эффективное удовлетворение потребностей рынка.

На втором уровне информационной системы представлены так называемые диспозитивные (disposite – размещать, распоряжаться) информационные подсистемы. Эти подсистемы детализируют планы, составленные на верхнем уровне и доводят их до уровня отдельных производственных участков, цехов, механизированных в той или иной степени складов и других производственных подразделений и т. п., а также определяют способы действий этих подразделений.

На нижнем уровне информационных систем размещаются так называемые исполнительные информационные подсистемы. Они доводят задания, правила и инструкции до конкретных рабочих мест и исполнителей, осуществляют также контроль за ходом технологического процесса на рабочих местах и обеспечивают обратную связь, формируя первичную информацию с этих рабочих мест.

Отметим, что планирующая, диспозитивная  и исполнительная подсистемы связаны  прямыми и обратными вертикальными  информационными потоками.

Отдельные комплексы задач внутри указанных функциональных подсистем связаны горизонтальными информационными потоками.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Под информационно-технической  базой систем управления понимают совокупность взаимосвязанных средств и методов, обеспечивающих подготовку информации для принятия решений: сбор данных и их первичную обработку, контроль достоверности, хранение и передачу данных, их обновление и корректировку с применением необходимых математических методов.

Информация о работе Информационные логистические системы