Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:33, реферат
Происхождение термина «логистика» и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время можно выделить по меньшей мере три основных направления его использования: математика, военное дело, экономика. Традиционно считается, что семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos - разум; log - мышление; logo - думать, рассуждать; logismos - расчет, раздумье), который заложил основы математического направления ее развития. В этом контексте термин «логистика» чаще всего употребляется для обозначения систем математической логики, характеризующихся попыткой сведения логичных рассуждений к формальным вычислениям.
Введение
Происхождение термина «логистика» и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время можно выделить по меньшей мере три основных направления его использования: математика, военное дело, экономика. Традиционно считается, что семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos - разум; log - мышление; logo - думать, рассуждать; logismos - расчет, раздумье), который заложил основы математического направления ее развития. В этом контексте термин «логистика» чаще всего употребляется для обозначения систем математической логики, характеризующихся попыткой сведения логичных рассуждений к формальным вычислениям.
Математическое направление.
В древних Афинах
существовало государственное учреждение
для проверки отчетов должностных
лиц - «логистерия». В его структуре была
специальная должность «логиста» чиновника
общественного самоуправления, в чьи обязанности
входила проверка отчетов других чиновников,
срок полномочий которых истекал, и передача
этих отчетов на утверждение совета почетных
граждан. Под логистикой (производное
от logistea) в то время понималось искусство
проведения расчетов.
В период Римской империи имелись специальные
служители, занимавшиеся распределением
продуктов питания, которые носили титул
«логиста», или «логистика», при этом с
логистикой соотносились правила распределения
продовольствия.
Дальнейшее
развитие математическое направление
логистики получило в работах немецкого
философа, математика, физика и языковеда
Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716),
который употреблял термины logistica и logica
matematica для обозначения исчисления умозаключений
(calculus rafiocinator). Наиболее полное воплощение
идеи Г. Лейбница получили в современной
математической логике, а сам термин «логистика»
в данном значении был закреплен на философском
конгрессе в Женеве в 1904 году.
В Философском
энциклопедическом словаре приведены
три смысловых значения математического
направления развития логистики: 1) этап
в развитии математической логики, связанный
с работами школы Б. Рассела; 2) архаический
(идущий от Лейбница) синоним термина «математическая
логика»; 3) совокупность известных в античной
математике вычислительных (в арифметике)
и измерительных (в геометрии) алгоритмов
- в отличие от развиваемой путем содержательных
рассуждений «теоретической математики».
Военная сфера.
Отдельные специалисты
семантику слова «логистика»
связывают с французским языком
(производное от loger - квартировать,
помещать, устраивать на постой). При этом
отмечается взаимосвязь логистики с военным
делом, с размещением и материально-техническим
снабжением войск и развитием военной
инфраструктуры. Но некоторым данным,
в конце XVII в. в структуре штаба французской
армии имелась специальная должность
«старшего маршала но логистике», который
отвечал зa снабжение, транспортировку,
выбор лагеря и корректировку совершения
марша.
По мнению Тео
Минг Киана, председателя Сингапурского
совета по экономическому развитию, примером
хорошо продуманной логистики в военной
сфере может служить египетский поход
через пустыню Александра Македонского
в 330 г. до н. э., когда он сумел организовать
бесперебойное снабжение своей армии,
состоящей из 65 ООО воинов и 8900 животных,
едой, водой, фуражом, амуницией, вооружением
и повозками.
Основоположником
военного направления логистики считается
византийский император Лев VI Мудрый (866-912
гг. н. э.), который в своем военно-теоретическом
трактате «Тактика Льва» наряду с характеристикой
основных военных дисциплин: стратегия
(наука о планировании военных кампаний)
и тактика (наука о боевом построении,
вооружении и военных передвижениях),
раскрыл содержание ряда вспомогательных
дисциплин. К их числу он относил гоплитику
(наука о вооружении войск), архитектонику
(наука о строительстве военных лагерей
и защитных сооружений), военную астрономию,
военную медицину и логистику, характеризуя
последнюю как науку о структуре войска,
его снабжении, нормах продолжительности
движения и отдыха.
И различные
эпохи системы организации ресурсного
обеспечения войск имели свои особенности.
При рабовладельческом строе военным
походам предшествовали изготовление
и снабжение армии оружием, создание запасов
продовольствия и фуража. Основным источником
материального обеспечения войск была
дань с покоренных народов. В XVI в. в наемных
армиях европейских стран существовала
«маркитантская» система снабжения, при
которой за воюющими армиями двигались
обозы торговцев (маркитантов), продававших
воинам продовольствие и фураж. При этом
запасы ядер и пороха войска брали с собой
обычно па весь период военных действий.
Опыт воин XVII-XVIII
вв. показал, что пи запасы материальных
ресурсов, созданные заблаговременно,
ни местные источники продовольствия
и фуража не могли удовлетворить значительно
возросшие материальные потребности вооруженных
сил. Вce большее значение стали приобретать
материальные ресурсы, подвозимые из неохваченных
военными действиями регионов страны.
Это обусловило появление системы эшелонирования
запасов материальных ресурсов в военном
деле. Так, например, уже в начале XVIII в.
для обеспечения войск продовольствием
и фуражом кроме стационарных складов,
открываемых во многих городах, организовывались
временные и подвижные склады, именуемые
в ту пору магазинами. Временные склады
открывались при остановках войск на непродолжительное
время. На подвижных складах предписывалось
иметь запасы продовольствия в размере
месячной потребности, которые возились
вслед за войсками в обозе.
Изучение первого
крестового похода (1096-1099 гг.) позволяет
сделать вывод о том, насколько гибельно
пренебрежительное отношение к материальному
обеспечению войска. Тысячи крестоносцев
в этом походе гибли не в боях, а в основном
от голода и лишений. Из 600 тыс. человек,
вступивших в Малую Азию, лишь 50 тыс. достигли
Иерусалима. В противоположность этому,
в третьем крестовом походе (1189-1192 гг.)
армия комплектовалась только состоятельными
воинами, имевшими кроме оружия не менее
3 марок серебра, достаточных для обеспечения
их продовольствием в течение 2 лет, а с
правителями государств, расположенных
по пути следования войска, были заключены
договоры на поставку продовольствия.
Автором первых
научных трудов по военной логистике в
ее классическом понимании принято считать
видного военного теоретика и историка
начала XIX в., швейцарца по происхождению
Антуан-Анри Жомини (1779-1869 гг.), обобщившего
опыт войн конца XVIII начала XIX в. А.-А. Жомини
с 1798 г. служил в швейцарской армии, в 1804
-1813 гг. во французской армии, а с 1813 г. находился
на российской военной службе.
А.-А. Жомини состоял в штабе Александра
I. в 1826 г. получил чин генерала от инфантерии,
был военным советником Николая I и являлся
одним из основателей военной академии
в Санкт-Петербурге (1828 г.). Кроме того,
он был личным преподавателем цесаревича
Александра II, для которого фактически
и написал свою важнейшую работу по военной
логистике «Precis de l'art de la guerre» («Краткий
курс военного искусства») (1837 г.), переведенную
впоследствии на многие иностранные языки.
Систему управления войсками А.-А. Жомини
подразделял на стратегию, тактику и логистику,
последнюю он рассматривал как практическое
искусство маневра войсками. Он утверждал,
что логистика включает в себя не только
перевозки, но и планирование, управление
и снабжение войск, определение места
их дислокации, а также строительство
мостов и дорог.
Термин «логистика»
(в значении управления снабжением армии
и военными перевозками) использовал в
своих трудах и видный французский военачальник
времен Второй мировой войны, а позднее
Президент Французской Республики генерал
Шарль де Голль (1890-1970 гг.).
В современной
трактовке под военной логистикой понимается
четкая и эффективная система обеспечения
действующей армии, снабжения войск боеприпасами,
провиантом, медикаментами и управления
их перемещением с целью достижения успеха
в военной кампании. Наряду с тактикой,
стратегией и разведкой логистика сегодня
рассматривается в качестве одного из
основных элементов военной науки.
Самыми яркими
примерами военной логистики из недавнего
прошлого предстают операции, связанные
с военной деятельностью США в Ираке. И
в 1991 г. в военной операции, известной под
названием «Буря в пустыне», и в 2003 г. в
операции по разоружению Ирака решающую
роль играла именно эффективная система
снабжения военнослужащих. Значение логистики
подтверждается и фактом того, что в 2003
г. в военной операции на одного военнослужащего
приходилось примерно 3-4 специалиста-логистика.
Логистика в экономической сфере.
С течением времени
логистический инструментарий стал применяться
не только в математике и военном деле,
но и в экономике, позаимствовав у них
ряд ключевых принципов управления - согласованность,
рациональность и точный расчет. Благодаря
использованию логистики в сфере товародвижения
были найдены резервы, компенсирующие
расходы по удовлетворению постоянно
растущих запросов потребителей.
Первоначально
логистика в экономике воспринималась
как новый вид теории о рациональном управлении
движением товарно-материальных ресурсов
в сфере обращения, а затем и в сфере производства.
В дальнейшем возникшие в период экономического
кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-
Между тем отдельные
исследования показывают, что инструментарий
логистики использовался и на
более ранних этапах развития мировой
экономики в конце XIX - начале XX в.
В 1844 г. французский
инженер Жюль Дюпуи опубликовал статью
о выборе между двумя видами логистических
затрат - на транспортировку и хранение.
Основная идея его работы заключалась
в том, что перевозка товаров автомобильным
транспортом надежнее, быстрее и менее
рискованна, чем речным транспортом, хотя
в то же время и значительно дороже. Жюль
Дюпуи в своей статье рассматривал возможность
использования складов для хранения товаров
при их доставке речным транспортом, так
как объемы перевозимых товаров в данном
случае становились во много раз больше,
чем при доставке автомобильным транспортом.
В индустриально
развитых странах начало широкого использования
понятийно-терминологического аппарата
логистики в экономике приходится на 1960-
1970-е гг. XX в. Известно, например, что в 1961
г. был опубликован один из первых учебников
но логистическому менеджменту - "Physical
Distribution Management" ("Управление физическим
распределением"), в котором логистика
рассматривалась с позиций системного
подхода и деятельности компании в целом,
а также обсуждалась концепция общих затрат.
В 1962 г. Питер
Друкер, эксперт в сфере бизнеса, автор
ряда научных работ и практикующий консультант,
в своей статье «The Economy's Dark Continent» («Темный
континент экономики») характеризовал
логистику как один из последних реальных
рубежей экономии затрат и «непознанный
материк экономики».
В 1963 г. в США
был сформирован Национальный совет по
управлению физическим распределением
(National Council of Physical Distribution Management), переименованный
в 1985 г. в Совет логистического менеджмента
(Council of Logistics Management), который впервые объединил
в своем составе теоретиков и практиков
в области логистики и разработал ее современную
трактовку. Согласно информации, полученной
от Совета логистического менеджмента,
в 1999 г. в него входило 15 тыс. практикующих
логистов, консультантов и преподавателей.
С конца 1990-х
гг. И По настоящее время идет процесс
углубления логистической теории одновременно
с расширением сферы практического применения
инструментария логистики. Он знаменуется
появлением и активным использованием
в бизнесе новой логистической концепции
- «Управление цепями поставок» ("Supply
Chain Management" - SCM), трансформацией рынка
логистических услуг, формированием и
ускоренным развитием в экономике сетевых
производственно-коммерческих н торговых
структур, возникновением логистических
посредников нового типа, так называемых
3PL- и 4PL-провайдеров.
Среди основных
предпосылок развития логистической теории
и трансформации рынка логистических
услуг в 2000-х гг. следует назвать:
- глобализацию деятельности
сетевых компаний-потребителей
- концентрацию
и специализацию промышленных, торговых
предприятий на ключевых компетенциях
и аутсорсинг непрофильных направлений
деятельности;
- сокращение
жизненного цикла товаров, новые подходы
к маркетингу и дистрибуции, возросшее
значение производственно-коммерческих
инноваций;
- повышение
роли сетевых информационных технологий
и информационно-коммуникационных систем
передачи данных, ускоренное развитие
электронного рынка и интернет-коммерции;
- стремление
к сокращению размера логистической цепи
и оптимизации логистических затрат;
- отход от выполнения
специализированных логистических операции
и концентрация па предоставлении клиентам
комплексных логистических услуг и законченных
логистических решений.
Литература
1. Логистика / Под ред. Б. А. Аникина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Основы логистики. Под ред. Миротина Л.Б. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Щербаков В.В. Основы логистики: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2009.- 432 стр.