Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:06, контрольная работа
Кейс №5
Организация логистической деятельности на ОАО «Томский завод медицинского оборудования и инструментов» (ТЗМОИ)
Общая информация
ТЗМОИ осуществляет производственную деятельность с 60-х годов. Основные направления деятельности:
— выпуск медицинской техники;
— сервисное обслуживание выпускаемой продукции;
57
Организация логистической деятельности на ОАО «Томский завод медицинского оборудования и инструментов» (ТЗМОИ)
Общая информация
ТЗМОИ осуществляет производственную деятельность с 60-х годов. Основные направления деятельности:
— выпуск медицинской техники;
— сервисное обслуживание выпускаемой продукции;
— оказание научно-технических услуг;
— выпуск некоторых товаров народного потребления. Всего более 200 наименований, включая медицинское оборудование, инструменты, упаковочные материалы, запчасти к медоборудованию, разовое медоборудование (разовые иглы и шприцы) и товары бытового назначения.
Завод входит в число крупнейших предприятий своей отрасли. В частности, за год завод изготовляет и поставляет органам здравоохранения более 800 млн. инъекционных игл и более 288 млн. шприцев одноразового применения.
Производятся также столики из нержавеющей стали, процедурные шкафы и т. д. Все товары имеют международные стандарты ISO и DIN и соответствуют российским ГОСТам.
Как участник внешнеэкономической деятельности ТЗМОИ работает на рынке около 8 лет, за этот период у него сложились деловые взаимоотношения более чем с 50 фирмами и предприятиями из 18 стран.
Логистическая деятельность
В области логистики на предприятии действует Отдел материально-технического обеспечения (ОМТО), который создан специально для обеспечения доставки сырья и полуфабрикатов, оборудования и материалов на производство.
Деятельность ОМТО осуществляется на трех уровнях:
— обеспечение взаимодействия предприятия с внешней средой;
— обеспечение деятельности предприятия в целом;
— обеспечение исполнения обязательств, возложенных на данное подразделение.
Прежде всего решаются задачи, что именно закупить, в каком количестве, у кого и на каких условиях.
План-график поставок составляется предприятием по согласованию с поставщиками в форме заказов на поставку. Планирование закупок и контроль их выполнения возложен на ОМТО. В ходе планирования в решении вопросов о закупках участвуют практически все отделы и многие ответственные должностные лица предприятия. При этом ОМТО:
— анализирует и определяет потребности подразделений и рассчитывает необходимое количество заказываемых материалов;
— определяет способ поставки материалов;
— согласовывает цены и условия поставки;
— контролирует количество, качество и сроки поставки;
— организует размещение поступающих товаров на складе. В процессе работы определяется:
— какие материалы требуются;
— их количество;
— сроки поставки;
— поставщики;
— необходимые складские площади;
— рассчитываются издержки по закупке и поставке. После решения этих вопросов отдел начинает работать над реализацией принятых решений: заключает договоры, контролирует исполнение договоров, организует доставку материальных ресурсов, складирование материалов и оборудования, хранение поступивших товаров, выдает материальные ресурсы на основании обоснованных заявок, поступающих от цехов и других подразделений.
Осуществление закупок на предприятии
На предприятии действует специальная технология планирования и контроля закупок. В соответствии с ней вопросы, что и сколько закупать, решаются руководителем ОМТО совместно с руководителями отделов производства и сбыта. Вопросы, у кого и на каких условиях закупать, решаются руководителем ОМТО совместно с директором предприятия.
На предприятии потребность в материалах рассчитывается на основании программы производства конечного продукта. В основе потребности в материалах лежит планируемый объем изготовляемой продукции, который определяется предсказуемым или известным спросом. Номенклатура конечной продукции закрепляется в производственной программе. Исходя из времени поставок конечного продукта потребителю и времени, к которому доставляемые материалы и комплектующие должны быть в наличии, определяется брутто-потребность в поставляемых материалах.
Логистика поставок на предприятие включает:
— закупку материалов и комплектующих, постоянно необходимых для осуществления основной производственной деятельности;
— закупку материалов для различных разовых нужд.
В первом случае (если заказываемого материала нет на складе) на основании заявки соответствующего подразделения (например, цеха) ОМТО связывается с поставщиком (как правило, уже известной компанией со стабильными постоянными связями с ТЗМОИ). Последний на основании долгосрочного договора производит отгрузку необходимого товара. Отправка осуществляется постоянным поставщиком на условии доставки товара на склад ТЗМОИ любым удобным видом транспорта. Заказанные товары поступают на склад ТЗМОИ и проходят проверку на соответствие качеству и количеству. Информация о поступлении передается соответствующему заказчику (подразделению ТЗМОИ). После оформления всех соответствующих документов товары хранятся на складе ТЗМОИ до их востребования подразделениями предприятия.
Во втором случае закупка материалов осуществляется при необходимости проведения ремонтно-эксплуатационных работ, для опытных образцов, для выполнения индивидуальных заказов потребителей.
ОМТО может заключить договор на поставку материалов с любой компанией (необязательно из числа постоянных поставщиков), которая также должна оформить доставку товара на склад ОМТО.
Задание
На основе изложенной информации составьте схему осуществления закупок материалов на ТЗМОИ. Дайте предложения о возможной структуре ОМТО. Определите основные функции подотделов ОМТО.
Решение
Как следует из описания деятельности ОМТО, в настоящее время схема осуществления закупок материалов на ТЗМОИ такова:
Рис.1 Схема осуществления закупок ОМТО ТЗМОИ
Возможно для осуществления закупок материалов на ТЗМОИ организовать данный процесс по схеме:
Кейс№15
по теме «Глобализация логистики»
Английская компания поставляет оборудование и запасные части для текстильной промышленности России и некоторых стран СНГ. Основной поставляемый продукт — швейные иглы различных видов, которые изнашиваются достаточно быстро, поэтому требуются регулярные поставки из Англии.
Общий объем поставок составляет примерно 350 т в год. Иглы, а также некоторые другие детали поставляются на швейные предприятия, расположенные в Петербурге, Москве, Новгороде, Иванове и Ярославле. Каждому предприятию в год необходимо до 30 т игл.
Иглы, составляющие почти 90% всех поставок, и другие детали, требующие регулярной замены, поставляются в Россию партиями весом около 30 т в порт Петербурга и далее отправляются небольшими партиями весом 2—3 и до 5 т в указанные города. Поставки осуществляются в небольших контейнерах грузоподъемностью 2,5—5 т железнодорожным транспортом. Рассортировка игл по типам и по партиям осуществляется в Англии.
Доставка игл на предприятия часто задерживается из-за дальности расстояния перевозки каждой отдельной поставки (из средней части Англии (район г. Лидс) через Петербург в различные города России и перебоев в работе транспорта в связи с небольшими размерами партий поставок из Петербурга в различные города. При мелких партиях транспортные затраты больше, чем если бы груз перевозился крупными партиями.
На совещании в совете директоров английской компании обсуждался вопрос о перспективности российского рынка и возможности расширения операций на нем за счет обслуживания большего количества швейных предприятий — партнеров в России, так как на текстильных предприятиях всегда имеется постоянная нужда в срочной замене швейных игл различных видов и типов.
Сравнительный анализ свойств игл английского производства и тех, которые изготовляются в России, показал, что швейные предприятия России, работающие на отечественном оборудовании, по крайней мере частично могут использовать иглы английского производства.
На совещании совета директоров английской компании было принято решение о создании отделения в России. Его основными функциями должны стать концентрация и дальнейшее бесперебойное снабжение в первую очередь иглами, а также другими запасными частями швейных предприятий, с которыми уже заключены соглашения. Он должен быстро реагировать на нужды большого количества швейных предприятий, разбросанных по территории Европейской части России, в отношении срочной поставки игл и другого изнашивающегося оборудования.
Задания
1. В соответствии с изложенным оцените правильность решения совета директоров английской компании исходя из перспективности российского рынка для компании; наличия соответствующей нормативной и законодательной базы; обстановки с точки зрения развития бизнеса.
2. Решите вопрос о месторасположении отделения компании исходя из близости к поставщикам и рынкам сбыта продукции; возможности обеспечить быструю и бесперебойную поставку требуемого оборудования потребителям; местной обстановки в отношении условий развития бизнеса; наличия развитой инфраструктуры.
3. Определите, стоит ли компании строить собственный склад или нужно арендовать уже существующие местные мощности; ориентироваться на осуществление поставок товара клиентам железнодорожным транспортом или отдать предпочтение автомобильному; приобретать собственный автотранспорт или пользоваться услугами российских автопредприятий?
Решение
1. Насколько можно судить по сведениям, изложенным в данной задаче, российский рынок является для английской компании достаточно перспективным, поскольку общий объем поставок составляет около 350т игл в год. На территории Европейской части России находится большое количество швейных предприятий, нуждающихся в производимой английским предприятием продукции. Следовательно, существует возможность осуществлять поставки и для данных предприятий при условии приемлемых цен и оперативности реагирования на запросы клиентов. Это наиболее удобно осуществить при условии нахождения отделения компании на территории России. Следовательно, решение совета директоров английской компании можно считать правильным. Препятствий со стороны нормативных и законодательных актов не имеется.
2. Как было указано выше, наиболее удобным будет расположение отделения компании в Санкт-Петербурге, поскольку именно туда поступают прибывшие морским путем партии товара. К тому же данный населенный пункт имеет развитую транспортную инфраструктуру, что позволит ускорить доставку необходимых игл и запасных частей потребителям. Местная обстановка также благоприятствует развитию данного бизнеса.
3. Строительство собственных складских помещений потребует значительных временных и финансовых затрат, учитывая сложные геологические условия г.Санкт-Петербург, следовательно более целесообразным является аренда складских помещений.
При мелких партиях транспортные затраты на перевозку железнодорожным сообщением больше, чем если бы груз перевозился крупными партиями, поэтому более целесообразно осуществлять поставки товара клиентам автомобильным транспортом. Данное решение представляется тем более правильными, что предприятия, нуждающиеся в английских иглах, расположены по всей Европейской части России, и не к каждому их данных населенных пунктов проложены железнодорожные пути. Следовательно, требуется дополнительная перегрузка товара с вагонов в автомобили для доставки игл на склад предприятия. Кроме того, еще одна погрузка-разгрузка происходит при доставке партии товара к железнодорожным путям.
При перевозке автомобильным транспортом можно выделить следующие положительные стороны:
- возможность прямых поставок небольших партий силами транспортных компаний;
- сокращение числа погрузок-разгрузок товара;
- увеличение скорости доставки товара покупателям.
Наконец, более целесообразным представляется использование не собственного транспорта, а транспорта российских автопредприятий. Здесь можно выделить следующие положительные стороны:
- исключаются затраты на содержание собственного автопарка;
- стоимость топлива, затраченного на поездку из Санкт-Петербурга до предприятия-заказчика и обратно многократно ниже, чем стоимость услуг автопредприятия;
- нет необходимости оплачивать труд водителя;
- если качество услуг перевозчика не устроило, можно обратиться в другое автопредприятие.
Произвести оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.
Решение
Система оценки критериев в задании основана на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков.
Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 1 – 3. При расчете рейтинга поставщика примем следующие веса показателей:
цена 0,5
качество поставляемого товара 0,3
надежность поставки 0,2
Итоговый расчет рейтинга поставщика оформим в виде табл. 6
Таблица 1
Динамика цен на поставляемые товары
Поставщик | Месяц | Товар | Объем поставки, ед./мес. | Цена за единицу, руб. |
№1 | январь январь | А В | 2000 1000 | 10 5 |
№2 | январь январь | А В | 9000 6000 | 9 4 |
№1 | февраль февраль | А В | 1200 1200 | 11 6 |
№2 | февраль февраль | А В | 7000 10000 | 10 6 |
Таблица 2
Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Месяц | Поставщик | Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед. |
январь | № 1 № 2 | 75 300 |
февраль | № 1 № 2 | 120 425 |
Таблица 3
Поставщик № 1 | Поставщик № 2 | ||||
Месяц | Количество поставок, единиц | Всего опозданий, дней | Месяц | Количество поставок, единиц | Всего опозданий, дней |
январь | 8 | 28 | январь | 10 | 45 |
февраль | 7 | 35 | февраль | 12 | 36 |
1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен (Тц) на поставляемые им товары
Tц = ∑ Тцi x di
где Тцi - темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;
di — доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;
n — количество поставляемых разновидностей товаров.
Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле
Тцi = (Pi1/ Pi0) x 100,
где Pi1— цена i-й разновидности товара в текущем периоде,
Pi0 — цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.
Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле
di = (Si / ∑Si).
где Si — сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.
Расчет средневзвешенного темпа роста цен оформим в виде табл. 4
Таблица 4
Расчет средневзвешенного темпа роста цен
Поставщик | Тца | Тцв | sa | sb | dа | dв | Тц |
№1 | 110 | 120 | 13200 | 7200 | 0,16 | 0,11 | 30,8 |
№2 | 111
| 150
| 70000
| 60000
| 0,84
| 0,89
| 226,74
|
Полученные значения Тц заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика.
2. Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тн.к.) по каждому поставщику
Тнк =(dнк1 / dнк0) х 100,
где dнк1 — доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;
dнк0 — доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.
Долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определим на основании данных таблиц 1 и 2. Результаты оформим в виде табл. 5.
Таблица 5
Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Месяц | Поставщик | Общая поставка, ед /мес | Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, % |
январь | №1 №2 | 3000 15000 | 2,5 2 |
февраль | №1 №2 | 2400 17000 | 5 2,5 |
3. Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 3).
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле
Тн.п.= (Оср1 / Оср0) х 100,
где Оср1 — среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;
Осро — среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.
Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1 и №2. Полученные результаты внесем в табл. 6.
4. Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес.
Таблица 6
Расчет рейтинга поставщиков
Показатель | Вес показателя | Оценка поставщика по данному показателю | Произведение оценки на вес | ||
|
| поставщик № 1 | поставщик №2 | поставщик № 1 | поставщик №2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цена | 0,5 | 30,8 | 226,74 | 15,4 | 113,37
|
Качество | 0,3 | 200 | 125 | 60 | 37,5
|
Надежность | 0,2 | 142,9 | 66,7 | 28,58 | 13,34
|
Рейтинг поставщика | 103,98 | 164,21
|
Таким образом, наибольший рейтинг имеет поставщик №2, следовательно именно с ним необходимо продлять договорные отношения.
2.Системы управления запасами
2.1. Система с фиксированным размером запаса
Задача 1
Известно, что затраты на поставку единицы продукции Со = 15 ден. ед.; годовое потребление S = 1200 ед.; годовые затраты на хранение продукции Сиi =0,1 ден. ед.; размер партии поставки: 100, 200, 400, 500, 600, 800, 1000 ед.; годовое производство р = 15 000 ед.; издержки, обусловленные дефицитом h = 0,4 ден. ед.
1. Вычислить оптимальный размер закупаемой партии и построить график затрат по управлению запасами.
2. Определить оптимальный размер производимой партии при собственном производстве
3. Рассчитать оптимальный размер партии в условиях дефицита.
Решение
1. Определим оптимальный размер закупаемой партии, для чего воспользуемся формулой Уилсона:
Где С0 – затраты на поставку единицы продукции, С0 = 15 д.е. по условию,
S – годовое потребление, по условию S = 1200 ед.;
Сиi – годовые издержки хранения продуции, по условия Сиi = 0,1.
Подставляя имеющиеся данные в формулу, получим:
2. Определим оптимальный размер производимой партии при собственном производстве
3. Рассчитаем оптимальный размер партии в условиях дефицита
В условиях дефицита оптимальный размер партии определяется с помощью формулы:
Где h – издержки, обусловленные дефицитом, по условию h = 0,4 д.е.
Подставляя в формулу исходные данные, получим:
ед.
2.2 Система с фиксированным интервалом между заказами
Задача 2
Известно:
1. Длительность интервала времени между проверками R, сут. 10,0
2. Время доставки заказа L, сут. 3,0
3. Резервный запас В, ед. 16,0
4. Среднесуточный сбыт Sd, ед./сут. 2,0 Определить:
1. Максимальный уровень запаса М, ед.
2. Размер запаса в момент проверки (в расчетах принимается средний уровень запаса), ед.
3. Размер заказа, ед.
Решение
1. Максимальный уровень запасов определяется по формуле:
M = B + Sd х (L + R),
где В – резервный запас, по условию В = 16 ед;
Sd – среднесуточный сбыт, по условию Sd = 2 ед/сут;
L – время доставки заказа, по условию L = 3 сут.;
R - время между проверками, по условию L = 10 сут.
Подставляя исходные данные в формулу, получим:
М = 16 + 2 х (10 + 3) = 42 ед.
2. Рассчитаем размер запаса в момент проверки с учетом того, что в расчетах принимается средний уровень запаса.
3. Размер заказа определим как разность между максимальным уровнем запаса и размером запаса в момент проверки:
ед.
2.3. система управления запасами с двумя уровнями
Существует система управления запасами с двумя уровнями, или Ss системой. Это система с постоянным уровнем запасов, для которой установлен нижний предел размера заказа. В такой системе рассматривается максимальный уровень запасов М и используется точка заказа. Эти параметры вычисляются по формулам:
Р = В + Sd (L+R/2) , M = B + Sd (L+R).
Порядок работы можно сформулировать так: если в момент периодической проверки Jф + go < Р, то подается заказ g = М - Jф - go, если же Jф + go > Р, то заказ не подается, где go - заказанное количество единиц, Jф - фактический уровень запаса в момент проверки.
Задача 3.
Дано:
Резервный запас В, ед.
Среднесуточный сбыт Sd, ед. 2
Время доставки заказа L, сут. 3
Интервала времени между проверками R, сут. 10
Средний размер заказа в момент проверки J’ = J", ед. 26
Максимальный уровень запаса М, ед. 42
Размер заказа, ед.:
g'0
g’’0
Определить:
Точку заказа и необходимость заказа при разных его размерах (g'0, g’’0)
Решение
1. Точка заказа в системе управления запасами определяется с помощью формулы:
Р = В + Sd (L + R/2),
Подставляя в формулу данные из условия задачи, получим:
Р = 16 + 2 ( 3 + 10 / 2) = 32 ед.
2. Необходимость заказа осуществляется с помощью сравнения величины точки заказа и суммы размера заказа и среднего размера заказа:
а) при g`0 = 20
неравенство принимает вид: 46 > P, следовательно заказ подаваться не будет
б) при g``0 = 4
30 < P, следовательно заказ будет подаваться в размере:
ед.
Выбор этих систем управления зависит от стоимостных показателей, т.е. от издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов. Часто определение этих издержек для большого количества продукции вызывает затруднение на предприятиях. В этом случае литературные источники рекомендуют использовать такие формулы:
goпт = K * √S / Си ,
где goпт - оптимальный размер партии поставки, ед.;
К = √2С0 / i - некоторая постоянная величина;
S - количество товара, реализованного за год, ед./год;
Си - закупочная цена единицы товара, ден. ед.;
Со - издержки выполнения заказа, ден. ед.;
i - издержки хранения, выраженные как доля от цены.
Кроме того, выражение для определения размера заказа можно записать, как
Goпт = S / N = К * √S / Си
N = S / Gопт = S / (К * √S / Си)
где N - число заказов, показанных за год.
Приравнивая оба выражения для Goпт для одного товара получаем
N = 1 / К √SCи
Так как К - величина, постоянная для всех товаров, общее число поданных заказов составляет
ΣN= 1/К Σ √ SCи
Отсюда следует, что K = 1 / ΣN * Σ √SCи = Σ √SCи / ΣN
где ΣN - общее число заказов, поданных за год по всем товарам
Σ √SCи - сумма квадратных корней из стоимостей товаров каждого вида, реализованных за год.
Полученное значение К может использоваться для вычисления размера заказа отдельных товаров (табл. 2, 3).
Таблица 2
К вычислению коэффициента К
Класс товара | Число заказов N | Стоимость единицы товара Си | Число реализованных единиц товара S |
√SCи
| Средний размер заказа Gср | Средний уровень запаса Jср |
А | 8 | 10 | 1000 | 100 | 125 | 625 |
В | 10 | 40 | 1000 | 200 | 100 | 2000 |
С | 16 | 8 | 800 | 80 | 50 | 200 |
D | 10 | 6 | 600 | 60 | 60 | 180 |
| 44 |
|
| 440 |
| 3005 |
G0 = gср = S/N | ||||||
Jср = Си * gср/2 | ||||||
К = Σ √SCи / ΣN |
Таблица 3
Определение размера заказа, когда издержки управления запасами неизвестны (использованы данные табл. 2)
Класс товара |
S/Cи |
√S / Cи | Размер заказа, Gопт | Средний уровень запаса Jср, ден. ед. | Число заказов N |
А | 100 | 10 | 100 | 500 | 10 |
В | 25 | 5 | 50 | 1000 | 20 |
С | 100 | 10 | 100 | 400 | 8 |
D | 100 | 10 | 100 | 300 | 6 |
|
|
|
| 2200 |
|
Gопт = K √SCи | |||||
Jср = Си * g/2 | |||||
N = S / g |
По данным табл. 2 определяем размер заказа, средний уровень запаса и число заказов (табл. 3). В результате изменения размера заказа различных товаров средний уровень запаса уменьшается, число заказов не увеличивается, но изменяется для различного класса товара.
Задача 4
Известно:
годовой спрос S составляет 10 000 ед., а затраты, связанные с доставкой продукции, равны 20,0 долл./ед., цена единицы продукции составляет 1,4 долл./ед.; затраты на содержание запасов равны 40% от цены единицы продукции.
Определить:
1. Оптимальный размер партии поставки
2. Какую цену должен установить поставщик при поставке продукции партиями по 450 ед.?
3. Каков будет оптимальный размер производимой партии на предприятии при годовом производстве 150 000 ед. в год ?
Решение
1. Определим оптимальный размер партии поставки по формуле:
goпт = K * √S / Си ,
где goпт - оптимальный размер партии поставки, ед.;
К = √2С0 / i - некоторая постоянная величина;
S - количество товара, реализованного за год, ед./год;
Си - закупочная цена единицы товара, ден. ед.;
Со - издержки выполнения заказа, ден. ед.;
i - издержки хранения, выраженные как доля от цены.
Согласно имеющимся исходным данным
2. При поставке товара партиями по 450 ед. поставщик должен будет установить цену:
3. Оптимальный размер производимой партии на предприятии при годовом производстве 150 000 ед. в год будет равен:
Задача 5
Структура цен и издержки приведены в табл. 4. Годовое потребление равно 1000000 ед., затраты на поставку составляют 25 ден.ед.
Определить: оптимальный размер партии при оптовой скидке; найти годовые затраты для разных партий товара.
Таблица 4
Структура оптовой скидки цен и издержек
Размер партии поставки, ед. | Цена ден. ед. | Затраты на содержание запасов, ден. ед. |
0-9999 10000-19999 20000 и более | 2,50 2,0 1,50 | 0,60 0,40 0,30 |
Решение
1. Определим оптимальный размер партий товара.
Согласно имеющимся исходным данным
2. Определим годовые затраты для разных партий товара:
а) при размере партии до 10000 ед:
0,60 д.е. х 1000000 ед. х 2,5 д.е. = 1500000 д.е.
б) при размере партии до 20000 ед.:
0,40 д.е. х 1000000 ед. х 2,0 д.е. = 800000 д.е.
в) при размере партии свыше 20000 ед.:
0,30 д.е. х 1000000 ед. х 1,5 д.е. = 450000 д.е.
3. Определение месторасположения склада
При выборе месторасположения склада наибольшее внимание уделяется транспортным расходам, связанным с доставкой грузов на склад и со склада потребителям. Чем ниже эти совокупные затраты, тем выше прибыль фирмы, а следовательно, эффективнее вариант выбора. Затраты, связанные со строительством и дальнейшей эксплуатацией складского сооружения, в данном случае не учитываются. Условно считается, что они больше зависят от особенностей конструкции склада и его технической оснащенности, чем от месторасположения.
Для этого используется метод наложения сетки координат на карту потенциальных мест расположения складов. Система сетки дает возможность оценить стоимость доставки от каждого поставщика до предполагаемого склада и от склада до конечного потребителя, а выбор останавливается на варианте, который определяется как центр массы, или центр равновесной системы транспортных затрат:
где М — центр массы, или центр равновесной системы транспортных затрат, т • км;
Rпi, — расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей месторасположение поставщика, км;
Rкi — расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей месторасположение клиента, км;
Tкi — транспортный тариф для клиента на перевозку груза, долл./т • км;
Tпi — транспортный тариф для поставщика на перевозку груза, долл./т • км;
Qкi — вес (объем) груза, реализуемый i-м клиентом, т;
Qпi — вес (объем) груза, закупаемый у i-го поставщика, т.
Задача Фирма, занимаясь реализацией продукции на рынках сбыта Ka, Кв, Кс, имеет постоянных поставщиков П1, П2, П3, П4, П5 в различных регионах. Увеличение объема продаж заставляет фирму поднять вопрос о строительстве нового распределительного склада, обеспечивающего продвижение товара на новые рынки и бесперебойное снабжение своих клиентов.
Исходные данные. Для простоты расчетов предположим, что тариф (Тп) для поставщиков на перевозку продукции на склад составляет 1 долл./т • км, а тарифы для клиентов на перевозку продукции со склада равны: для Ка — 0,8 долл./т • км, Кв — 0,5 долл./ т • км, Кc — 0,6 долл./т • км. Поставщики осуществляют среднюю партию поставки соответственно в размерах: П1 — 150 т, П2— 75 т, П3— 125 т, П4— 100 т, П5— 150 т. Партия поставки при реализации клиентам соответственно равна: Ка = 300, Кв = 250, Кс = 150.
На географическую карту, где обозначены имеющиеся у фирмы поставщики и регионы сбыта, наносится сетка с осью координат. Координаты клиентов (Rкi) и поставщиков (Rпi) представлены в табл. 1 и на рис.6.1.
Рассчитайте следующие параметры.
1. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов от поставщиков с учетом расстояний по оси X и по оси Y:
Таблица 1 | ||||||||
| Клиенты | Поставщики | ||||||
| Ка | Кв | Кc | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 |
X | 0 | 300 | 550 | 150 | 275 | 400 | 500 | 600 |
У | 575 | 500 | 600 | 125 | 300 | 275 | 100 | 550 |
Для определения центра равновесной системы транспортных затрат используется формула:
М =
1. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов от поставщиков с учетом расстояний по оси Х:
= ++++=
= 1*150*150+1*275*75+1*275*125+
по оси Y:
= 1*125*150+1*300*75+1*400*125+
2. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов клиентам с учетом расстояний по оси Х:
= ++ = 0 + 37 500+49 500 = 87 000
по оси Y:
= 254 500.
3. Координаты оптимального места расположения по оси Х:
= = 342,2
по оси Y:== 397,5
Оптимальное месторасположение склада имеет следующие координаты: 342,2 км по оси Х и 397,5 по оси Y.
Задача: Используя исходные данные предыдущей задачи, определить, как изменится выбор оптимального месторасположения распределительного склада, если изменится тариф на перевозку для поставщиков П4 и П5 до 1,75 долл./т • км.
При решении проблемы оптимального месторасположения склада, снабжающего мелких потребителей и розничную сеть города, из общей формулы (1) можно исключить транспортный тариф на перевозку, поскольку внутри города он будет одинаков. Тогда формула центра массы примет следующий вид:
Для определения центра равновесной системы транспортных затрат используется формула:
М =
1. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов от поставщиков с учетом расстояний по оси Х:
= ++++=
= 1*150*150+1*275*75+1*275*125+
по оси Y:
= 1*125*150+1*300*75+1*400*125+
2. Суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов клиентам с учетом расстояний по оси Х:
= ++ = 0 + 37 500+49 500 = 87 000
по оси Y: = 254 500.
3. Координаты оптимального места расположения по оси Х:
= = 342,2
по оси Y:== 397,5
Оптимальное месторасположение склада имеет следующие координаты: 342,2 км по оси Х и 397,5 по оси Y.
4. Определение границ рынка
Продвигая свой товар на рынок сбыта, каждая фирма должна определить границы рынка, где она будет иметь преимущества. Если предположить, что качество товара разных производителей одинаково, то границы рынка будут напрямую зависеть от себестоимости продукции и затрат, связанных с доставкой товара к месту потребления, которые в сумме составляют продажную цену товара:
С = Ср + Ст • X,
где С— продажная цена товара;
Ср— производственные затраты;
Ст — транспортный тариф на перевозку груза;
Х — расстояние от продавца до потребителя товара.
Расширения рынка сбыта можно добиться, используя складские мощности, которые, приближая товары фирмы к потребителю, раздвигают для нее границы рынка.
Задача 1
Фирма-производитель А, выпускающая лакокрасочные материалы, расположена на расстоянии 200 км от фирмы В, реализующей продукцию аналогичного качества. Обе фирмы определяют свои производственные затраты на уровне 5 долл. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза 0,2 долл./км. Чтобы расширить границы рынка, фирма А решила использовать склад S, находящийся на расстоянии 80 км от ее производственного предприятия и на расстоянии 120 км от фирмы В. Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 0,4 долл. на товарную единицу.
Вопрос. Как повлияет использование склада на изменение границ рынка?
Решение. Определим границы рынка для фирм-производителей А и В в случае отсутствия склада S. Помня, что границей рынка будет точка безубыточности для фирм А и В , т. е. территория, где продажная цена фирмы А будет равна продажной цене фирмы В, составим уравнение:
Са = Св
Сра + Ста • Х = Срв + Ств (200 - X);
5 долл. + 0,2 долл. = 5 долл. + 0,2 долл. (200 - X);
Х = 100 (км).
Теперь рассмотрим вариант с использованием склада S:
5 долл. + 0,4 долл. + 0,2Х= 5 долл. + 0,2 долл. (120 - Х);
Х= 59 (км).
Границы рынка фирмы А расширились благодаря складу S на 59 км и составили 139 км.
Задача 2
Определите границы рынка для производителей продукции А (ценой 50 долл.) и В (ценой 52 долл.), находящихся на расстоянии 400 км друг от друга. При этом производитель В имеет распределительный склад PC на расстоянии 150 км от своего производственного предприятия и 250 км — от производителя А. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 10 долл. на товарную единицу. Цена доставки товара для обоих производителей равна 0,5 долл./км.
10 долл. + 0,5 долл. = 10 долл. + 0,5 долл. (400 - X);
Х = 200 (км).
10 долл. + 0,5 долл. + 0,5Х= 10 долл. + 0,5 долл. (250 - Х);
Х= 124,5 (км).
При условии, что качество товара разных производителей примерно одинаково, границы рынка будут напрямую зависеть от себестоимости продукции и затрат, связанных с доставкой товара к месту потребления, которые в сумме составляют продажную цену товара:
C = S + t X,
где C – продажная цена товара;
S – производственные затраты;
t – транспортный тариф на перевозку груза;
Х – расстояние от продавца до потребителя товара.
Расширения рынка сбыта можно добиться, используя складские мощности, которые, приближая товары фирмы к потребителю, раздвигают для нее границы рынка.
5. Транспорт в логистике. Показатели работы
автомобильного транспорта
Задача 1
Определить среднее расстояние перевозки lср на основании следующих данных Q1 = 20 тыс. т; Q2 = 40 тыс. т; Q3 = 30 тыс. т; Q4 = 10 тыс. т;
l1 = 10 км; l2 = 20 км; l3 = 30 км; l4 = 40 км.
Решение
Среднее расстояние перевозки определим с помощью формулы:
Где Р – транспортная работа, определяется как произведение объема груза на расстояние;
Q – объем выполненных перевозок.
Задача 2
Определить среднетехническую скорость vt автомобиля и количество ездок nе, если известно, что время в наряде Тн = 10 ч, время в движении tдв„ = 2 ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой tпр = 0,5 ч, общий пробег Loб = 240 км.
Решение
Среднетехническая скорость автомобиля определим по формуле:
Где -- общий пробег, км
-- время в движении, ч
Количество ездок определим по формуле:
Где Тн – время в наряде, ч;
– время одной ездки, ч, определяется с учетом времени движения автомобиля и времени погрузки-разгрузки груза.
Задача 3
Автомобиль грузоподъемностью 5 т совершил три ездки: за первую он перевез 5 т на 20 км, за вторую — 4 т на расстояние 25 км и за третью ездку - 2,5 т на расстояние 10 км.
Определить: статический коэффициент по каждой ездке; статический и динамический коэффициенты за смену.
Решение
1. Коэффициент статического использования грузоподъемности по каждой ездке рассчитаем по формуле:
Где Qф – масса фактически перевезенного груза, т;
Qв – масса груза, которая могла быть перевезена, т.
Подставляя в формулу соответствующие данные, получим:
2.Коэффициент статического использования грузоподъемности за смену определим так:
3. Динамический коэффициент грузоподъемности за смену рассчитаем по формуле:
Где Рф – фактически выполненная транспортная работа, т х км;
Рв – возможная транспортная работа, т х км.
Подставляя в формулу исходные данные, получим:
Задача 4
Автомобиль за день сделал четыре ездки. Исходные данные приведены в таблице:
Номер ездки | Пробег с грузом, км | Порожний пробег, км |
Первая | 20 | 15 |
Вторая | 25 | 20 |
Третья | 30 | 10 |
Четвертая | 40 | 15 |
Нулевой пробег | Первый - 5 | Второй - 10 |
Определить: общий пробег автомобиля за день; коэффициент использования пробега автомобиля за день и каждую ездку.
Решение
1.Общий пробег автомобиля определим с помощью формулы:
Где lгр, - груженый пробег, км;
l'o — первый нулевой пробег, км;
lx — холостой пробег, км;
l''о — второй нулевой пробег, км.
Подставляя исходные данные в формулу, получим:
2. Коэффициент использования пробега определяется по формуле:
Первый нулевой пробег относится не к отдельному циклу перевозки, а ко всему дню, поэтому при определении общего пробега по каждой ездке его учитывать не будем.
Таким образом, коэффициент использования пробега по ездкам составляет:
Коэффициент использования пробега за день составит:
Задача 5
Определить количество автомобилей для перевозки 500 т груза первого класса, если известно, что для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 5 т, время в наряде Тн = 8ч, а время, затраченное на одну ездку, равно 2 ч.
Решение
Время в наряде определяется как произведение количества ездок на время одной ездки, следовательно, за 8 часов автомобиль совершит 4 ездки, на каждую из которых будет затрачено по 2 часа.
Для перевозки груза массой 500 т автомобилями грузоподъемностью 5т каждый необходимо будет совершить 500 / 5 = 100 ездок.
Поскольку каждый автомобиль совершает по 4 ездки за время в наряде, таких автомобилей потребуется: 100 / 4 = 25 шт.
Задача 6
Определить необходимое число автомобилей для перевозки 320 тонн груза.
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом, грузоподъемность автомобиля q = 4 т., расстояние ездки с грузом и без груза Lгр = Lхол = 15 км, коэффициент использования грузоподъемности = 0,8, время простоя под разгрузкой и погрузкой tп-р = 30 мин., среднетехническая скорость Vt = 25 км/ч, время работы автомобиля на маршруте Тм = 8,5 ч.
Решение
Эксплуатационная скорость автомобиля определяется по формуле:
Где -- общий пробег, в нашем случае от составит 15 + 15 = 30 км;
-- время движения.
Преобразуя данную формулу, получим:
ч
Учитывая, что погрузочно-разгрузочные работы длятся 0,5 часа, на одну ездку тратится 1,2 + 0,5 = 1,7 часа.
Следовательно, за время работы на маршруте 8,5 часов автомобиль совершит: 8,5 / 1,7 = 5 ездок.
Поскольку коэффициент грузоподъемности автомобиля равен 0,8, а его грузоподъемность составляет 4т, то за одну ездку автомобиль перевозит:
4 х 0,8 = 3,2т
Таким образом, за смену каждый автомобиль перевезет: 5 х 3,2 = 16 т.
Значит, для перевозки 320 т груза необходимо: 320 / 16 = 20 автомобилей.
6.Решение транспортной задачи методом потенциалов
Потенциалами называется система чисел, приписанных соответственно каждой строке i и каждому столбцу j. Экономическая интерпретация потенциалов следующая: потенциал Ui, который устанавливается для каждой строки, можно принять условно за цену продукта в пункте его производства. Потенциал Vj. который устанавливается для каждого столбца, можно принять условно за цену продукта в пункте потребления.
В простейшем случае цена продукта в пункте потребления равна его цене в пункте производства плюс транспортные расходы на его перевозку с пункта производства до пункта потребления.
Это можно записать следующим образом:
Vj = Ui + Cij (1 )
Ui = Vj – Cij (2 )
Расчеты оптимального плана перевозок удобно выполнять в специальной таблице, в которой кроме ресурсов поставщиков, потребности потребителей и транспортных расходов содержатся один столбец и одна строка для записи потенциалов.
Ниже приведен алгоритм решения Т-задачи методом потенциалов.
Шаг 1. Построение первоначального плана.
Существует несколько методов построения первоначального плана. Наиболее экономичным по времени, необходимом для решения задачи, является метод «наименьшей стоимости».
Метод «наименьшей стоимости» можно применять по строкам или столбцам. В первую очередь следует рассмотреть строки (столбцы) с максимальными объемами производства (потребления). В нашем примере (табл. 1) такой является строка 2 с объемом производства 250 единиц. В этой строке наименьшая стоимость перевозки находится на пересечении со столбцом 2 и равна 4 единицам. Мы имеем здесь возможность полностью удовлетворить потребность второго потребителя 230 единиц, после чего у второго поставщика останется 20 единиц ресурсов.
Следующей по объему ресурсов является строка 3, где наименьшая стоимость перевозки также находится во втором столбце. Однако в связи с тем что потребность второго потребителя уже удовлетворена, переходим к столбцам 1 и 4, где после второго столбца наименьшая стоимость перевозки (пять единиц). Теперь полностью удовлетворяем потребность первого потребителя — 150 единиц ресурсов, и у третьего поставщика остается 30 единиц ресурсов.
В последнюю очередь просматриваем строку 1. Здесь наименьшая стоимость перевозки у четвертого потребителя (2 единицы), которому отдаем всю его потребность—60 единиц. В результате у первого поставщика остается еще 110 единиц ресурсов.
Таким образом, мы полностью удовлетворили потребность первого, второго и четвертого потребителей. Потребность третьего потребителя удовлетворяем за счет оставшихся ресурсов у первого поставщика—110 единиц, у второго—20 единиц и у третьего—30 единиц, итого 160 единиц.
Составленный первоначальный план прикрепления потребителей к поставщикам изображен в табл. 1.
Таблица 5.2
Потребители | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
|
|
|
|
|
| |
| Vj |
|
|
|
| Всего ресурсов |
Поставщики
| Ui |
|
|
|
|
|
1 |
| 3 | 5 | 6 | 2 | 170 |
|
|
|
| 110 | 60 |
|
2 |
| 6 | 4 | 7 | 5 | 250 |
|
|
| 230 | 20 |
|
|
3 |
| 5 | 4 | 6 | 5 | 180 |
|
| 150 |
| 30 |
|
|
Всего потребность | 150 | 230 | 160 | 60 | 600 |
Первоначальный план содержит шесть перевозок, что удовлетворяет условию m + n - 1 (6 = 3 + 4 -1).
Ш а г 2. Построение системы потенциалов.
Начнем с того, что строке 1 присваиваем потенциал 0, т. е. принимаем условную цену продукта в первом пункте производства равной нулю. От первого поставщика в соответствии с первоначальным планом продукт направляют третьему и четвертому потребителям. Следовательно, в соответствии с формулой (1) V3 = 0 +6 = 6, а V4 = 0 +2 = 2, т. е. условная цена продукта в третьем пункте потребления равна 6 единицам, а в четвертом пункте потребления - 2 единицам. Зная условную цену продукта в третьем пункте потребления, находим условную цену по формуле (2) во втором и третьем пунктах производства, а именно:
U2 = 6 – 7 = 1, U3 = 6- 6 = 0.
Аналогично, зная условную цену продукта в первом и втором пунктах производства, находим по формуле (1) условную цену продукта в первом и втором пунктах потребления а именно:
V1 = 0 + 5 = 5, V2 = -1 + 4 = 3.
Вычисленные нами потенциалы строк
U1 = 0, U2 = -1, U3 =0
и потенциалы столбцов
V1 = 5, V2 = 3, V3 = 6, V4 = 2
помещаем в дополнительных столбце и строке табл. 2.
Ш а г 3. Проверка первоначального плана на оптимальность. Проверка плана на оптимальность исходит из принципа, что при любом его изменении, т. е. при перестановке перевозок в свободные квадраты, условная цена в пунктах потребления не должна стать меньше, чем в принятом нами плане Следовательно, для свободных квадратов должно быть выполнено условие
Ui + Cij ≥ Uj
Осуществляем проверку:
Для квадрата 1.1 Ui + Cij = 0 +3 = 3 < 5
Для квадрата 1.2 Ui + Cij = 0 + 5 = 5 > 3
Для квадрата 2.1 Ui + Cij = -1 + 6 = 5 = 5
Для квадрата 2.4 Ui + Cij = -1 + 5 = 4 > 2
Для квадрата 3.2 Ui + Cij =0 + 4 = 4 > 3
Для квадрата 3.4 Ui + Cij =0 + 5 = 5 > 2
Проверка показывает, что условие оптимальности не выполняется лишь для квадрата 1.1, и если бы мы отправляли продукт от первого поставщика первому потребителю, то его стоимость в первом пункте потребления была бы ниже, чем в первоначальном плане.
Рассчитанные для свободных квадратов значения Ui+Сij записываются в их левом нижнем углу. Квадраты, в которых условие оптимальности (3) не выполняется, отмечаются точками.
Первоначальный план прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными потенциалами приведен в табл. 2.
Таблица 2
Потребители | 1 | 2 | 3 | 4 |
Всего ресурсов | |
Поставщики | Vj | 5 | 3 | 6 | 2 | |
Ui | ||||||
1 | 0 | 3 3 | 5 5 | 6 110 | 2 60 | 170 |
2 | -1 | 6 5 | 4 230 | 7 20 | 5 4 | 250 |
3 | 0 | 5 150 | 4 4 | 6 30 | 5 5 | 180 |
Всего потребность | 150 | 230 | 160 | 60 | 600 |
Ш а г 4. Оптимизация плана.
Для оптимизации плана необходимо переместить перевозку в квадрат 1.1. Перемещение производится таким образом, чтобы по отношению к выбранному квадрату образовать связку. Для этого необходимо провести замкнутую ломаную линию, состоящую из горизонтальных и вертикальных линий (по принципу хода ладьи в шахматах), в которой одной из вершин полученного многоугольника является свободный квадрат, не отвечающий условию оптимальности, а остальные вершины должны находиться в занятых квадратах.
После образования связки свободному квадрату и связанным с ним занятым квадратам присваиваем поочередно знаки плюс и минус, начиная со свободного квадрата. Из квадратов со знаком минус перемещаем перевозки в квадраты со знаком плюс. Чтобы не получить отрицательных перевозок, перемещаем наименьшее количество перевозок, которое находится в квадратах связки со знаком минус.
В нашем примере связка образуется из свободного квадрата 1.1, в который необходимо переместить перевозку из занятых квадратов 1.3, 3.3, 3.1. Присваиваем квадрату 1.1 знак плюс, квадрату 1.3 - знак минус, квадрату 3.3 - знак плюс и квадрату 3.1 —знак минус. Полученная связка представлена на рис. 1. Наименьшая перевозка со знаком минус находится в квадрате 1.3. Она равна 110 единицам. Это количество и перемещаем. В результате в квадрате 1.1 перевозка будет равна 110 единицам, в квадрате 3.1—40 единицам, в квадрате 3.3—140 единицам, а квадрат 1.3 станет свободным (рис. 2).
Примечание. Если план не является оптимальным одновременно для нескольких квадратов, в первую очередь производится перемещение перевозок в тот квадрат, в котором условие оптимальности нарушено больше, чем во всех остальных, т. е. в котором разность Vi — (Ui+Сij) максимальная.
Рис. 1 Рис. 2
Законченный цикл вычислений, приводящий к получению нового варианта прикрепления потребителей к поставщикам, называется итерацией.
Для нового плана вычисляем новые значения потенциалов и проверяем новый вариант на оптимальность, т. е. повторяем шаги 2 и 3.
Все расчеты нового плана прикрепления потребителей к поставщикам приведены в табл. 3.
Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что новый план прикрепления потребителей к поставщикам является оптимальным.
Иногда в первоначальном плане или в процессе итераций количество занятых квадратов может оказаться меньше чем т+п—1. В этом случае мы имеем дело с так называемым случаем вырождения. Он грозит опасностью зацикливания, т. е. бесконечного повторения итераций. Для предупреждения зацикливания базисный план или его итерации дополняются до необходимой величины т+п—1 квадратами, в которых помещают перевозки, равные сколь угодно малой величине. В дальнейшем с этими перевозками, которые называют «нулевыми», выполняют действия, как с обычными перевозками. Выбор квадратов для помещения в них нулевых перевозок не может быть произвольным. Положение нулевых перевозок определяется при построении плана по методу наименьшей стоимости.
Таблица 3
Потребители | 1 | 2 | 3 | 4 |
Всего ресурсов | |
Поставщики | Vj | 3 | 1 | 4 | 2 | |
Ui | ||||||
1 | 0 | 3 110 | 5 5 | 6 6 | 2 60 | 170 |
2 | -3 | 6 3 | 4 230 | 7 20 | 5 2 | 250 |
3 | -2 | 5 40 | 4 2 | 6 140 | 5 3 | 180 |
Всего потребность | 150 | 230 | 160 | 60 | 600 |
В табл. 4 приведен пример Т-задачи, в которой возникает необходимость использования нулевых перевозок.
Таблица 4
Потребители Поставщики | 1
| 2
| 3
| 4
|
Всего ресурсов |
1
| 2 200 | 5
| 4
| 5
| 200 |
2
| 3
| 4
| 2 200 | 3
| 200 |
3
| 4
| 3
| 5
| 2 200 | 200 |
4 | 4 | 2 200 | 3 | 3 | 200 |
Всего потребность | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 |
В данном случае в первоначальном плане занятыми оказались квадраты 1.1, 2.3, 3.4, 4.2, т. е. лишь четыре квадрата и до количества т+п—1 не хватает трех занятых квадратов. Следовательно, необходимо дополнительно ввести три нулевые перевозки.
Выбираем столбец, где находится перевозка, назначенная в последнюю очередь. Это столбец 2. В нем нет перевозок в первой, второй и третьей строках. В них можно поместить недостающие «нулевые» перевозки.
Можно также выбрать строку, где находится перевозка, назначенная в последнюю очередь. Это строка 4. В ней нет перевозок в первом, третьем и четвертом столбцах. В них также можно поместить «нулевые» перевозки.
В первом случае сумма транспортных расходов квадратов с «нулевыми» перевозками равна 5+3+4 = 12, а во втором случае 4+3+3 =10. Поэтому, исходя из метода наименьшей стоимости, используем второй вариант и «нулевые» перевозки помещаем в квадратах 4.1, 4.3, 4.4.
В табл. 5 показан первоначальный план прикрепления потребителей к поставщикам с «нулевыми» перевозками и рассчитанной системой потенциалов.
Из табл. 5 видно, что первоначальный план является оптимальным.
В решаемых выше задачах сумма потребностей всех потребителей равнялась сумме ресурсов всех поставщиков, т. е. выполнялось условие
∑ ai = ∑ bj
Таблица 5
Потребители | 1 | 2 | 3 | 4 |
Всего ресурсов | |
Поставщики | Vj | 2 | 0 | 1 | 1 | |
Ui | ||||||
1 | 0 | 2 200 | 5 5 | 4 4 | 5 5 | 200 |
2 | -1 | 3 2 | 4 3 | 2 200 | 3 2 | 200 |
3 | -1 | 4 3 | 3 2 | 5 4 | 2 200 | 200 |
4 | -2 | 4 0 | 2 200 | 3 0 | 3 0 | 200 |
Всего потребность | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 |
Такие Т-задачи называются закрытыми. Если же нет равенства ресурсов и потребности, модель называется открытой. В такой модели ограничения выражаются неравенствами. При этом возможны два случая. В первом случае ресурсы превышают потребность, и задача состоит в том, чтобы определить, у кого из поставщиков и какое количество продукции следует оставить с точки зрения минимизации транспортных расходов. Во втором случае ресурсы меньше потребности, и задача состоит в том, чтобы определить, кто из потребителей и какое количество продукции должен недополучить при минимизации транспортных расходов.
Для решения открытой Т-задачи методом потенциалов в таблицу вводят «фиктивного» потребителя, если ресурсы превышают потребность, или «фиктивного» поставщика, если потребность превышает ресурсы. Транспортные расходы по перевозке единицы продукции от «фиктивного» поставщика или к «фиктивному» потребителю принимаются заведомо большими, чтобы не затруднять поиска оптимального плана прикрепления потребителей к поставщикам.
Ниже дан пример решения открытой Т-задачи.
Пример.
Составить оптимальный план прикрепления четырех потребителей к трем поставщикам при следующих условиях.
Ресурсы поставщиков: a1 = 220, a2 = 190, a3 = 250. Всего ресурсов 660.
Фонды потребителей b1==180, b2 = 90, b3 = 110, b4==190.
Всего фондов 570.
Матрица транспортных расходов следующая:
57
6 9 5 9
C = 8 5 4 7
7 1 7 5
57
Решение
Поскольку сумма ресурсов больше общей потребности на 90 единиц, вводим «фиктивного» потребителя с такими фондами. Транспортные расходы по перевозке продукта к «фиктивному» потребителю устанавливаем выше всех расходов, приведенных в матрице С, а именно 10 единиц.
В табл. 6 приведено решение данной задачи методом потенциалов.
Из табл. 6 видно, что план прикрепления потребителей к поставщикам является оптимальным. Излишние ресурсы остаются у первого поставщика в количестве 40 единиц и у второго поставщика в количестве 50 единиц.
Таблица 6
Потребители | 1 | 2 | 3 | 4 | Ф | Всего ресурсов | |
Поставщики | Vj | 6 | 3 | 4 | 7 | 10 | |
Ui | |||||||
1 | 0 | 6 180 | 9 9 | 5 5 J | 9 9 у | 10 40 | 220 |
2 | 0 | 8 8 | 5 5 | 4 110 | 7 30 OU | 10 50 о\) | 190 |
3 | 2 | 7 9 | 1 90 k7v | 7 9 | 5 160 | 10 12 | 250 |
Всего потребность |
180 |
90 |
110 |
190 |
90 |
660 |
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1
На вокзалы А и В прибыло несколько комплектов мебели. Эту мебель нужно доставить в магазины С, D, E с учетом их потребностей. Спланировать перевозки этой мебели так, чтобы общая стоимость этих перевозок была наименьшей. Необходимые данные для решения задачи указаны в табл. 7.
Таблица 7
Потребители Склады | C | D | E |
| ||||
A |
| 2 |
| 3 |
| 2 |
30 | |
|
|
| ||||||
B |
| 1 |
| 2 |
| 3 |
30 | |
|
|
| ||||||
|
20 |
20 |
20 |
60 |
Транспортные расходы по доставке 1 т продукции (тыс. руб.)
Склады | Потребители | ||
В1 | В2 | В3 | |
А1 | 8 | 5 | 6 |
А2 | 4 | 9 | 7 |
ТЗ представляет собой задачу линейного программирования, которую можно решать симплекс-методом или методом потенциалов. Мы воспользуемся простейшим способом решения – графическим методом, чтобы показать на этом примере, как можно использовать графический метод при решении любой задачи линейного программирования в случае двух неизвестных.
Обозначим через количество тонн, которое будет перевезено с i-го склада к j-му потребителю.
Проверим задачу на сбалансированность:
суммарное наличие на складах = 120 + 180 = 300 т;
суммарная потребность в продукции = 70 + 140 + 90 = 300 т.
Из этого следует, что данная ТЗ сбалансирована.
Сбалансированная транспортная матрица представлена в таблице 3.
Таблица 3
Транспортная матрица задачи
Склады | Потребители | Запас, т | ||
В1 | В2 | В3 | ||
А1 | 8 | 5 | 6 | 120 |
А2 | 4 | 9 | 7 | 180 |
Потребность, т | 70 | 140 | 90 | 300 |
Целевая функция, то есть суммарные затраты на все возможные перевозки продукции, учитываемые в модели, задается следующим выражением:
(5) |
Зададим ограничения ТЗ:
(6)
Положим, что Тогда можно выразить все остальные неизвестные через переменные u и v:
Выразим через u и v целевую функцию:
(7)
Учитывая, что все неотрицательные, получим следующую систему неравенств:
(8)
Для того чтобы найти в первой четверти плоскости Оuv множество точек, координаты которых удовлетворяют указанным выше неравенствам, необходимо сначала построить следующие прямые:
Неравенства (8) определяют на плоскости (v, u) пятиугольник с вершинами: (0, 30), (0, 70), (50, 70), (120, 0), (30, 0) (см. рис. 1). Линейная функция F = f(u, v) достигает наименьшего значения в одной из вершин этого пятиугольника.
Нетрудно убедиться в том, что F = Fmin = 1690 при u = 0, v = 120. Следовательно, мы нашли оптимальный план перевозок:
Рис. 1. Графический метод решения транспортной задачи
Задача 2
В пунктах А и В находятся заводы по производству кирпича, в пунктах C и D – карьеры, снабжающие их песком. Заводу А необходимо 40 т песка, заводу В – 50 т. Карьер С готов перевезти 70 т песка, а карьер D – 30 т. Требуется спланировать перевозки так, чтобы затраты на перевозку были минимальными. Условия задачи представлены в табл. 8. Для упрощения решения в таблицу введен потребитель Е.
Таблица 8
Потребители Карьеры | А | В | E |
| ||||
C |
Х11 | 2 |
Х12 | 6 |
Х13 | 0 |
70 | |
|
|
| ||||||
D |
Х21 | 1 |
Х22 | 2 |
Х23 | 3 |
30 | |
|
|
| ||||||
|
40 |
50 |
10 |
100 |
Транспортные расходы по доставке 1 т продукции (тыс. руб.)
Склады | Потребители | ||
В1 | В2 | В3 | |
А1 | 8 | 5 | 6 |
А2 | 4 | 9 | 7 |
ТЗ представляет собой задачу линейного программирования, которую можно решать симплекс-методом или методом потенциалов. Мы воспользуемся простейшим способом решения – графическим методом, чтобы показать на этом примере, как можно использовать графический метод при решении любой задачи линейного программирования в случае двух неизвестных.
Обозначим через количество тонн, которое будет перевезено с i-го склада к j-му потребителю.
Проверим задачу на сбалансированность:
суммарное наличие на складах = 120 + 180 = 300 т;
суммарная потребность в продукции = 70 + 140 + 90 = 300 т.
Из этого следует, что данная ТЗ сбалансирована.
Сбалансированная транспортная матрица представлена в таблице 3.
Таблица 3
Транспортная матрица задачи
Склады | Потребители | Запас, т | ||
В1 | В2 | В3 | ||
А1 | 8 | 5 | 6 | 120 |
А2 | 4 | 9 | 7 | 180 |
Потребность, т | 70 | 140 | 90 | 300 |
Целевая функция, то есть суммарные затраты на все возможные перевозки продукции, учитываемые в модели, задается следующим выражением:
(5) |
Зададим ограничения ТЗ:
(6)
Положим, что Тогда можно выразить все остальные неизвестные через переменные u и v:
Выразим через u и v целевую функцию:
(7)
Учитывая, что все неотрицательные, получим следующую систему неравенств:
(8)
Для того чтобы найти в первой четверти плоскости Оuv множество точек, координаты которых удовлетворяют указанным выше неравенствам, необходимо сначала построить следующие прямые:
Неравенства (8) определяют на плоскости (v, u) пятиугольник с вершинами: (0, 30), (0, 70), (50, 70), (120, 0), (30, 0) (см. рис. 1). Линейная функция F = f(u, v) достигает наименьшего значения в одной из вершин этого пятиугольника.
Нетрудно убедиться в том, что F = Fmin = 1690 при u = 0, v = 120. Следовательно, мы нашли оптимальный план перевозок:
Рис. 1. Графический метод решения транспортной задачи
7.Расчет точки безубыточности деятельности склада
Задача 1
Рассчитать точку безубыточности деятельности склада с помощью данных табл.1.
Таблица 1
Экономические показатели работы склада
Показатель | Единица измерения | Значение показателя |
1 | 2 | 3 |
Средняя цена закупки товаров, R | у.д.е./т | 6000 |
Коэффициент для расчета оплаты процентов за кредит, k | — | 0,045 |
Торговая надбавка при оптовой продаже товаров, N | % | 7,8 |
Условно постоянные затраты, Спост | у.д.е./год | 300 000 |
Удельная стоимость грузопереоаботки | у.д.е./тонн | 13,4 |
Решение
Доход предприятия оптовой торговли Д (у.д.е./год) зависит от торговой надбавки N и рассчитывается по формуле
Д = (Т х R х N) / 100
где Т— входной (выходной) поток, т/год;
R — цена закупки, у.д.е./т.
Прибыль склада П (у.д.е./год) равна разности дохода Д и общих издержек (Собщ): П = Д – Собщ
В свою очередь, общие издержки складываются из условно переменных и условно постоянных издержек
Собщ = Сnep + Спост
Постоянные затраты не зависят от грузооборота склада. К ним относятся расходы на аренду складского помещения (Cap), амортизация техники (Сам), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управленческого персонала и специалистов (Сзпл)
Спост = Cap + Сам + Сэл + Сзпл
Переменные издержки, т.е. зависящие от грузооборота (Т), складываются из процентов за кредит (Скр) и стоимости грузопереработки (Сгр).
Хранящийся на складе запас, в общем случае пропорциональный грузообороту, требует его оплаты по цене закупки, для чего в банке берется кредит. Размер процентов за кредит определяется по формуле
Cкр = k x T x R,
где k — коэффициент пропорциональности, зависящий от величины запаса и банковского процента.
Издержки в целом составят
Собщ = Спост + Спер = (Cap + Сам + Сэл + Сзпл) + (Скр + Сгр)
Следовательно, в развернутом виде формулу прибыли склада можно представить как
П = ((Т х R х N) / 100) - (Скр + Сгр) -Спост
или
П = ((Т х R х N) / 100) - k x T x R - Сгр - Спост
В точке безубыточности Сгр = Сгр.уд х Тбу
где Сгр.уд — стоимость грузопереработки, приходящаяся на 1 т грузооборота склада, рассчитываемая по формуле
Сгр.уд = Сгр / Т
Подставив в формулу для расчета прибыли значение стоимости грузопереработки в точке безубыточности и приравняв правую часть к нулю, получим формулу для расчета точки безубыточности
((Тбу х R х N) / 100) -k x Tбу x R - Сгр.уд х Тбу – Спост = 0
Тбу = 100 х Спост / (R х N – 100 х К x R - 100 х Сгр.уд)
Подставляя в последнюю формулу значения из условия задачи, получим:Тбу = 100 х 300000 / (6000 х 7,8 – 100 х 0,045 х 6000 – 100 х 13,4) =
= 100 х 300000 / 18460 = 1625
Таким образом, при объеме грузооборота более 1625 т предприятие оптовой торговли работает с прибылью.
Список используемой литературы
1. Гаджинский A.M. Логистка. М.; «Дашков и К», 2004. - 408 с.
2. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. М.: Гардарики, 2006. - 464 с.
3. Долгов А.П. Теория запасов и логистический менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений. СПб., 2004.
4. Гаджинский A.M. Логистка.:Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,2008.
5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. М., 2002.
6. .Неруш Ю.М. Логистика. М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. - М.: «Дашков и К», 2004, - 276 с.
8. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. М., 2005.
9. Плоткин Б.К, Щербаков В.В. Коммерческая статистика. Задачи и упражнения. СПб, 2003.
10. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М, 2005.
11. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. М.: ИНФРА-М,
2000. 352 с.
12. Родкина Т.А. Информационная логистика. М.: Экзамен, 2001. 288 с.
13. .Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М., 2001.
14. Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Таможенная логистика. М.: ПРИОР,
2000. - 96 с.
15. .Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. М.: Рос. ассоциация
маркетинга, 2006.
16. Н.Кристофер. М. Логистика и управление цепочками поставок. СПб.:
2004.
17. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика. М.: КНОРУС, 2004. - 224 с.
18. Логистика: Учеб. Пособие/ Под ред. Б. А. Аникина; Т.А.Родкиной. М
Интернет ресурсы
1. http://www.pitbooks.ru
2. http://lib.sibnet.ru
3. http://logisticstime.com/
4. http://books.tr200.net