Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 17:52, доклад
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием
важнейшие сферы
производства – энергетику, сырьевые
отрасли, включая и сельское хозяйство,
а также валютную систему) потребовала
от правительств стран Западной Европы
и США разработки срочных мер по стабилизации
экономики. Ученые и специалисты вынуждены
были искать ту спасительную «соломинку»,
которая поможет не утонуть в «океане
кризисов». Такой «соломинкой» оказалась
логистика. Как наука она начинает все
шире проникать в различные отрасли экономики.
Логистический подход используется при
управлении материальными потоками в
сфере обращения.
Четвертый этап ограничивается 50-ми и началом 80-х гг. ХХ в. Начало второй половины ХХ в. ознаменовано созданием в США Национального совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ в. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, известны: представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве в это же время. Примечательно, что в ходе семинара советские ученые вышли с инициативой организовать в СССР Ассоциацию специалистов-логистов.
Ученые и
специалисты США, Европы и
В Швейцарии
был создан Европейский центр
по логистике. В ряде городов
Западной Европы организованы
научные и учебные центры по
подготовке
специалистов, владеющих
правилами и принципами логистики.
Транснациональные компании, крупные
фирмы создают специальные службы
и отделы логистики. В США подавляющее
большинство фирм и компаний в своей производственной
и коммерческой деятельности используют
принципы логистики.
Восточная Европа
сегодня также может быть отнесена
к континентам, где логистизация
экономических процессов становится важнейшим
аспектом создания устойчивого положения
на рынке. Здесь проблемы логистики решаются
на государственном уровне. К примеру,
в бывшей ГДР в конце 80-х гг. ХХ в. была разработана
и внедрена логистическая система единого
комплексного управления транспортом
страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала
комплексная оптимизация грузовых перевозок.
Она включала: внедрение достижений научно-технического
прогресса, интенсификацию производства
и транспорта в единой цепи от производства
до потребления, оптимизацию взаимосвязей
между производством и транспортом с уменьшением
транспортных потребностей предприятий
и соответствующим снижением расходов
на перевозку продукции, а также оптимизацию
самих транспортных процессов на основе
совершенствования методов планирования
и управления транспортом. Весьма поучительно,
что для обеспечения высокой эффективности
функционирования ЛСЕКУТ студенты управленческих
специальностей Высшей школы транспорта
(г. Дрезден) в обязательном порядке изучали
в течение трех лет курс логистики.
В Венгрии (Технический университет, г.
Будапешт) многие годы проводились исследования
по формированию логистических систем,
в большей степени связанных с производством.
Так, в Научно-исследовательском институте
общественного транспорта под руководством
Георгия Тремко в 80-е гг. ХХ в. была разработана
логистическая система производства запасных
частей к машинам различных наименований
и предназначения.
Полезно вспомнить и современные логистические системы и технологии, разработанные в США и Японии, получившие широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а именно:
система планирования потребности в материалах, деталях и узлах (Materials Requirements Planning);
система планирования распределения ресурсов (Distribution Requirements Planning);
оптимизированные производственные технологии (Optimized Production Technologies);
точно вóвремя (Just-in-time);
канбан (Kanban).
Нельзя не отметить
и тот факт, что в бывшем СССР
также развивалась и
В эпоху развитого
социализма в СССР разрабатывались
и внедрялись логистические системы,
правда, лишь на микроуровнях. Так, известны
созданные транспортные производственные
логистические системы, основными элементами
которых являлись производители, потребители,
транспорт. В Научно-исследовательском
институте автомобильного транспорта
(г. Москва) выполнялись исследования по
оперативному планированию перевозок
на автомобильном транспорте. При этом
уделялось особое внимание доставке грузов
в срок и сокращение запасов у клиентов.
Во Всесоюзном научно-исследовательском
институте железнодорожного транспорта
(ВНИИЖТ, г. Москва) была разработана межотраслевая
система «Ритм». Она была успешно внедрена
на железных дорогах – Южной и Юго-Восточной.
Ее основное предназначение – всяческое
уменьшение у потребителей больших запасов
сырья и топлива.
Известна система
оперативного планирования производства,
применяемая на некоторых машиностроительных
и авторемонтных предприятиях бывшего
СССР. Можно было бы продолжить перечень
аналогичных примеров. Однако в этом нет
необходимости – в специализированной
литературе они уже описаны. Вышеописанное
свидетельствует о том, что во второй половине
ХХ в. логистика уже превратилась в одну
из эффективных форм интеграции снабжения,
производства, транспорта, распределения
рынка с широким привлечением современной
вычислительной техники, затем – и в науку.
Указанный период можно охарактеризовать
двумя определениями.
Первое –
«оптимальная координация движения
и создания запаса сырья, деятельность
по переработке, упаковке конечной продукции,
ее складирование и доставка клиентам».
Второе –
логистика трансформируется в деятельность,
которая включает в себя транспортировку,
складирование, обработку материалов,
защитную упаковку, контроль запасов,
выбор места нахождения производства
и складов, прогнозирование спроса, маркетинг
и обслуживание.
Пятый этап – современный
период развития логистики – начался
с середины 1980-х годов и продолжается по
настоящее время. Именно в это время достаточно
интенсивное развитие получили методы
управления материальными потоками. Кроме
того, массированное развитие и использование
информационных технологий практически
всеми участниками рынка, создание современных
коммуникационных технологий усилили
понимание того, что высокой эффективности
в управлении материальными потоками
в цепи «закупка – производство – дистрибуция
– продажи» можно достичь за счет управления
информационными потоками.
Пятый этап развития
логистики можно назвать