Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:30, курс лекций

Описание

Логистика – искусство рассуждать, вычислять.
В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны.

Содержание

1. Понятие и сущность логистики
2. Функции и задачи логистики
3. Основные понятия логистики
4. Факторы и тенденции развития логистики
5. Основные принципы логистики
6. Информационное обеспечение в логистике
7. Контроль в логистике
8. Виды концепции в логистике, их характеристика
9. Основные понятия информационной логистики
10. Маркетинговая логистика
11. Финансовые потоки в логистике

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1. Логистика..doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д

 

5. Основные принципы логистики

В целях освоения логистики и  ее совершенствования при некоторых  фирмах создаются консультативные  центры. Развитие логистики осуществляется во взаимосвязи с развитием концепции  логистики и ее принципов.

 

Важнейшее значение при разработке и создании логистических систем имеют принципы, определяющие характер и сущность всего устройства согласования в общем и отдельных его  аспектов в частности.

 

Основные  принципы логистического подхода в производственно-хозяйственной деятельности:

 

1. Принцип синергичности. Этот принцип определяет комплексный и системный подход к достижению определенных целей. Учитывая взаимодействие механизма производства и обращения, на базе этого принципа возможно достичь лучшего результата в целом по структуре за счет согласования действий во всех взаимосвязанных процессах, чем при улучшении функционирования отдельных элементов логистической системы.

2. Принцип динамичности. Логистические системы должны отражать сущность охватываемых ими процессов и не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями.

Сущность логистического процесса заключается в прогрессивной динамике, которая определяется в развитии, стремлении к совершенствованию.

 

Динамичность определяет снабженческо-сбытовые операции, средства и предметы труда, цели и задачи, выраженные на очередном этапе развития.

3. Принцип комплектности. Этот принцип означает, что системы в логистике должны строиться как общность нескольких или множества элементов, тесно взаимосвязанных между собой. В рамках логистической системы постоянное автономное функционирование каких-либо отдельных элементов не допускается. Чрезвычайные и нестандартные ситуации являются исключением.

4. Принцип инициативности. Логистические системы, построенные по этому принципу, предполагают проявление образующимися структурами способности определительной реакции на вероятные события вместе с возможностью создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.

5. Принцип целесообразности. Ориентируется на привлечение того потенциала, который играет позитивную роль в достижении поставленных целей. В выборе организационных, технических и технологических структур проявляется избирательность, выраженная стремлением к уменьшению затрат или времени перемещения в условиях возможности решения определенных задач несколькими способами.

Концентрация взаимосвязанных  функций в объединенных структурах по складскому и транспортному хозяйству  под единым руководством обусловливает в первую очередь реализацию принципов логистики. Переход к комплексному управлению осуществляется при логистическом подходе в отличие от традиционного, где управление зачастую имеет изолированный характер. Прогрессивность хозяйственных систем с точки зрения логистики достигается не путем наращивания материально-технической базы, а за счет ее совершенствования. При логистическом подходе согласуются все факторы, которые относятся к хозяйственной системе и которые с ней связаны. Наиболее эффективные показатели в организации хозяйственной деятельности достигаются в результате параллельности механизма производства, транспортировки, снабжения и сбыта при максимальной интеграции взаимосвязанных систем и подсистем на принципах логистики. Уменьшение объемов запасов, неслаженности материалопотоков, сокращение затрат на хранение, перемещение материальных ресурсов и выпущенной продукции происходит в результате реализации логистических принципов.

Принципы логистики позволяют  совершенствовать методику и повысить качество организационного проектирования, обеспечить системный подход к проектированию транспортно-складской, производственной, коммуникационной и информационной подсистем.

Практическое применение логистических  задач и принципов зависит  от конкретной ситуации и отличается многообразием.

 

6. Информационное обеспечение в логистике

Внедрение во все сферы бизнеса  информационно-компьютерных технологий определяет современное состояние  логистики. Без использования быстродействующих  компьютеров невозможна реализация большинства логистических концепций. Информационное обеспечение логистического процесса настолько важно, что специалисты выделяют информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками.

Информационный поток – это  поток сообщений в бумажной и  электронной (документной), речевой  и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

 

Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.

 

Информационные  потоки в связи с логистической системой делятся на:

1) проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока;

2) проходящие между логистической системой и внешней средой.

 

Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях.

 

По времени возникновения информации потоки делят на:

-  регулярные (стационарные);

-  периодические;

-  оперативные.

Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические  жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме.

 

По назначению определяют:

- управляющие,

- вспомогательные информационные потоки,

- потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности,

- для выработки решений,

- потоки нормативно-справочной информации.

 

В современной логистике возрастание  роли информационных потоков обусловлено  следующими основными причинами.

 

Необходимый элемент  потребительского логистического сервиса - это информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах.

 

Наличие полной и достоверной информации с позиции  управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса.

Гибкость логистической системы  увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

 

Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков:

1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;

2) объемами данных;

3) скоростью передачи данных;

4) пропускной способностью информационных каналов;

5) помехозащищенностью.

 

Между информационным и  материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени,т.к.информационный поток или опережает, или отстает от материального.

 Иногда материальный поток  является следствием информационного.  Типичным является присутствие  рядом с материальным потоком  нескольких информационных. Сопровождающие  отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.

 

Конкретные потребности логистического менеджмента определяют информационные потоки в логистической системе  при разработке некоторых деталей  планирования регулирования, анализа и учета.

В качестве примера рассмотрим схему  источников сведений и появляющихся информационных движений при прогнозировании  рассредоточения запасов выпущенной продукции в распределительной  сети.

При планировании предприятием запасов готовой продукции учитываются запросы потребителей, прогнозирование объема продаж, решение о распределении, затраты на управление запасами.

 

Отражающая запросы потребителей информация детализирует классы и группы потребителей в определенной части рынка, пути доставки готовой продукции каждой группе и формирование логистического сервиса.

 

Информационные потоки несут информацию о:

- продуктовых требованиях,

- стоимости готовой продукции,  заказа и доставки готовой продукции потребителям.

 

Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя:

1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

2) количество продаж товаров конкурентов;

3) весь объем продаж данного участка рынка;

4) рыночный спрос на готовую продукцию;

5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

9) прогноз развития новых рынков.

 

Информационные потоки, характеризующие  решения в системе распределения, можно разделить на характеризующие  временные причины операций в  разделительной сети и отражающие точность и достоверность данных.

 

Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров распределения, сочетает данные выполнения заказа. Временные  параметры транспортировки связаны  с выбором схемы доставки, маршрута и т. п. Цикл получения заказа, его длительность включают информацию о времени доставки груза, о месте назначения, времени погрузочно-разгрузочных работ, оформления документации. Связанные с уменьшением неопределенности других параметров информационные потоки учитывают условия поставки, достоверность и точность информации при управлении запасами.

Рассмотренный информационный поток  для одной функции логистического менеджмента дает представление  о сложности и многообразии информационных потоков в логистической системе.

 

 

7. Контроль в логистике

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля.

 

Управление потоковым процессом  не является исключением. Без эффективной  подсистемы контроля не может считаться  полностью дееспособной логистическая  система.

 

Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.

 

Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается  на уровне обслуживания заказчиков. Повышение  рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля.

Неосуществление контроля бывает очень  опасной угрозой, но не только оно  является причиной возникновения рисков. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

Информация о работе Лекции по "Логистике"