Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие терминологии, концепции, целей и принципов логистики. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Рассмотрение объективных основ развития логистики.
2. Раскрытие актуальности логистики в условиях реформируемой экономики России.
3. Раскрытие понятия «логистическая система».
4. Изучение научных проблем логистики на макро- и микро-уровне.
Введение.....................................................
1. Объективные основы развития логистики..................
1.1. Актуальность логистики в условиях реформируемой экономики России............................................
1.2. Основные факторы развития логистики....................
1.3. Эволюция концептуальных подходов к логистике...........
1.4. Понятие, функции и развитие логистики товародвижения...
2. Логистическая система..................................
2.1. Сущность и виды логистических систем...................
2.2. Научные проблемы логистики на микро- и макроуровне.....
Заключение...................................................
Список литературы............................................
Наивысшая эффективность калькуляции издержек сферы распределения достигается при раздельном определении расходов, связанных с выполнением конкретных задач данной сферы, и различных «вводимых ресурсов», задействованных в достижении этих целей. [3, с.36-38]
1.4. Понятие, функции и развитие логистики в сфере товарообращения.
В настоящее
время логистика
Чаще всего в зарубежной литературе понятие логистики трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, частей, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты –получения денег).
Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.
Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить следующие функции: формирование хозяйственных связей; определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования; координацию оперативного управления поставками и перевозками; формирование и регулирование запасов продукции; развитие, размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции. [4, с.8]
Указанным функциям присущи следующие особенности.
Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопотока в процессе товарообращения.
Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снабженческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов и межрегиональные и региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия. Причем координирующую роль в организации товародвижения могут осуществлять государственные структуры, управляющие транспортом, торговлей, материальными и энергетическими ресурсами.
В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций является минимум удельных совокупных затрат на перемещение продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит значительный удельный вес в их общей сумме.
Актуальность развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. На современном этапе возросли возможности для радикального улучшения взаимодействия предприятий с коммерческо-посредническими структурами в сфере обращения средств производства и транспортными организациями на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы.
Возникли новые условия
для развития системы их взаимодействия
в связи с формированием
Значение логистических функций возросло в связи с развитием оптовой торговли средствами производства и появлением разветвленной сети посреднических организаций, когда стало особенно актуальным обслуживание потребителей в комплексе, с предоставлением им услуг производственного, транспортно-экспедиционного, информационного характера. Эффективное выполнение посредническими организациями своих функций по обслуживанию потребителей, в том числе транспортно-экспедиционного характера, требует более тесного взаимодействия их с транспортными предприятиями. И те и другие заинтересованы теперь в повышении качества оказываемых услуг, в обеспечении потребителей продукцией по их заказам не только в необходимом ассортименте, но и в требуемые сроки и в доставке ее экономичными видами транспорта.
Межрегиональные, региональные и местные межотраслевые и отраслевые посреднические организации, используя зарубежный опыт посредников в логистической системе, могут во взаимодействии с транспортными предприятиями, агентствами и грузоотправителями оказывать последним услуги по определению эффективности отдельных видов транспорта, переключению перевозок с железнодорожного на автомобильный транспорт, применению самолетов для особо дальних и срочных перевозок, маршрутизации перевозок и др. При осуществлении грузоотправителями межгосударственных операций посреднические организации могут способствовать своевременной отгрузке продукции, обеспечению регулярного контейнерного обслуживания и широкого диапазона экспортных услуг, розыску продукции, если потребуется, страхованию, подготовке банковской и денежной документации. [2, с.19]
Развитие и внедрение механизма логистического управления непосредственно способствует экономии финансовых и всех других видов ресурсов. Известно, что резервы экономии особенно значительны на стыках различных отраслей. Это, в первую очередь, относится к весьма фондоемким и трудоемким отраслям производственной инфраструктуры, в том числе транспорту и материально-техническому снабжению, которые к тому же взаимодействуют не только между собой, но и с обслуживаемым производством. От эффективности их функционирования и достигаемой при этом экономии ресурсов во многом зависит успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.
Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.
Неослабевающий интерес к логистике за рубежом связывают также с тем, что при данном подходе обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу продукции, а не только перевозочных тарифов. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.
В связи с этим заслуживает внимания опыт координации закупок, сбыта и перевозок, получивший распространение во многих капиталистических фирмах. Он связан, главным образом, с концентрацией взаимосвязанных функций по складированию и транспортировке в единых службах, под единым руководством. В отличие от изолированного управления грузовыми перевозками и складским хозяйством эти фирмы осуществляют объединенное или скоординированное управление грузопотоками.
На крупных и средних промышленных и торговых предприятиях приобретают возрастающее значение структурные подразделения, реализующие логистические подходы в управлении. На практике многие компании полностью перестраивают свои организационные структуры с целью адаптации к осуществлению многопрофильных функций логистики.
В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.
Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, осуществляющие финансово-экономическое регулирование, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы – носители экономических интересов и пользователи методических рекомендаций в области логистической деятельности. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции (постольку, поскольку службы материально0технического обеспечения и сбыта определяют объемы, направления перевозки, ее сроки и виды транспорта, осуществляющего перевозку); процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.
Методы и формы деятельности, которые должны быть свойственны комплексному управлению товародвижением, включают:
Совокупность форм, методов и средств комплексного управления движением продукции составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения рыночной системы.
Осуществляемая
в настоящее время
Различные аспекты логистического управления уже давно исследуются в работах ИТКОРа, других институтах и на кафедрах ряда ВУЗов страны. Но эти исследования не приобрели пока еще комплексного характера, свойственного логистике как науке. Например, если анализируются состояние, перспективы и условия развития складского хозяйства в одном из регионов, то такая работа должна сочетаться с моделированием товаропередвижения и организационной структуры управления производственным обеспечением в данном регионе.
Совокупность работ по проблемам логистики могла бы составить самостоятельное направление в исследованиях нескольких институтов. Предметом их должны быть материалопотоки либо отдельных видов массоемкой продукции, либо в отдельных регионах, либо некоторые функции логистического управления.
Перспективы развития
логистики как научно-
2. логистическая система
2.1. Сущность и виды логистических систем.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью синтеза, анализа и совершенствования.
Система (от греческого – целое, составленное из частей, соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Существуют 4 свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.
Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но и одновременно совместимыми.
Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качестве этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. [3, с.24]
Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами. Отличительные признаки логистической системы:
Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из 4 свойств, присущих любой системе: