Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:28, реферат
Целью данной работы является раскрыть тему транспортной логистики, основные понятия, виды и схему функционирования, а задачей соответственно – раскрыть вопросы по понятиям транспортной логистики, освятить организацию транспортных логистических систем, а также роль логистики в повышении деятельности фирмы, что является особо важным и актуальным вопросом в настоящее время для многих предприятий.
Введение 3
1. Основные понятия 5
2. Понятие транспортной логистики. Характеристики основных объектов транспортной логистики 10
3. Информационное обеспечение транспортной логистики 13
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Создание единого процесса перевозки и хранения груза.
Достичь снижения расходов на перевозку грузов, при использовании методик транспортной логистики можно за счет детальной проработки и оптимизации всех его этапов. При этом особо важными являются:
1. Оптимальная загруженность выбранного для перевозки транспортного средства.
2. Использование стандартизированной тары.
3. Оптимальное распределение грузопотоков.
4. Строгое соблюдение графика перевозки.
5. Быстрая консолидация перевозимых грузов.
В транспортной логистике каждая организация или предприятие рассматривается как объект, который доставляет потребителям те или иные продукты. Продукты традиционно делятся на товары или услуги, хотя в реальной жизни это деление часто оказывается условным.
Продукты и услуги, поставляемые потребителю, создаются объектами транспортной логистики в результате операций. Операции преобразуют имеющиеся у предприятия ресурсы в продукты.
Для планирования и управления работой организации в транспортной логистике используют характеристику операции, называемую мощностью (capacity). Мощность операции – это максимальное количество продуктов, которое может быть произведено в заданный промежуток времени. В частности, мощность – это максимальный материальный поток продуктов в заданный интервал времени. Мощность используется в совокупности с термином интенсивность операции, определяемую как количество произведенного продукта, в тот или иной интервал времени.
В большинстве случаев, объекту (предприятию, порту, оборудованию) не удается постоянно поддерживать полную мощность, поскольку это связано с предельным использованием ресурсов и возможностей операций. Практичнее работать на более низком уровне, т.к. в этом режиме, оказывается возможным делать это неограниченно долго. Для характеристики различных режимов работы объекта, в транспортной логистике используются разные виды мощности.
Если объект работает в идеальных условиях, без сбоев и операционных проблем, то максимальный материальный поток через него, в оговоренное время, представляет собой проектную мощность (designed capacity). В повседневной жизни, достичь идеальных условий не представляется возможным и более реалистичным показателем является эффективная мощность (effective capacity). Это та максимальная пропускная способность, которую можно поддерживать в нормальных условиях, учитывая неизбежные сбои, отклонения, поломки, периоды ремонта и обслуживания. Наконец, достигаемая реально мощность, называется фактической мощностью (actual capacity), обычно оказывающаяся еще более низкой, чем эффективная.
Отметим, что такие характеристики объектов транспортной логистики, как пропускная способность и проектная мощность, определяемые как максимально возможный поток продуктов в известный интервал времени, в большинстве случаев, являются синонимами.
Коэффициент использования мощности (capacity utilization) показывает, какую долю фактическая мощность составляет от проектной. Отношение фактической мощности к проектной мощности часто еще называют эффективностью[6].
Общая производительность (general productivity) связывает пропускную способность объекта транспортной логистики и количество использованных для ее обеспечения ресурсов. Вследствие различной физической природы как продуктов, так и ресурсов, получить общую производительность, как отношение суммарного продукта к суммарным затратам ресурсов, в общем случае, невозможно. Единственным способом, сделать это, является переход к денежным единицам в выражении и продукта, и ресурсов. Но, и в этом случае, конечный результат окажется сильно зависимым от используемых бухгалтерских приемов, а потому не может считаться объективным. Кроме того, очень сложно определить значения всех входных и выходных величин. При управлении объектами транспортной логистики, можно учитывать только самые важные факторы, но и они меняются в зависимости от постановки задачи, что делает оценки объектов транспортной логистики еще менее объективными.
3. Информационное обеспечение транспортной логистики
Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.
Время и качество становятся самыми критическими факторами в системе транспортной логистики. «Все транспортные операции должны подчиняться важнейшему требованию логистики – доставке «точно в срок» с обеспечением сохранности груза. Поэтому возникают вопросы взаимодействия между перевозчиком, логистическим оператором и потребителем транспортных услуг на базе информационных ресурсов интегрированной логистики.
Информационное обеспечение в транспортной логистике играет одну из ключевых ролей. Поэтому менеджеры и специалисты должны уметь вырабатывать управленческие решения по его внедрению и развитию и применять их в масштабе предприятия или транспортно-логистической сети.
Основным побудительным мотивом применения логистических информационных систем (ЛИС) на транспорте является повышение производительности интегрированных транспортных систем, получение качественной информации на всех иерархических уровнях, существенное снижение совокупных затрат. Центральная идея звучит так: «Удачные фирмы имеют хорошие формальные и неформальные информационные системы, неудачные – тратят огромные суммы денег на компьютерные системы, но не знают, как правильно их использовать и выбирать информацию, которую эти системы должны содержать».
Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс, справедливо подчеркивают: «Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальное перемещение запасов»[7].
Управление данными в ЛИС обеспечивает все виды операций, необходимых для исполнения заказов по транспортировке грузов, контроля за операциями и оценки их эффективности. В результате ИОТЛ формируется два информационных потока:
1) планирование и координация производственной, транспортной деятельности и размещение запасов;
2) оперативная деятельность, связанная с управлением транспортированием и грузопереработкой.
В ЛИС весь ход подготовки и принятия решений является процессом переработки информационного потока. Различают три варианта взаимодействия транспортных и информационных потоков: информация опережает, сопровождает, поясняет транспортно-материальный поток.
Опережение материального потока информационным ставит своей целью устранение узких мест в логистическом процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе, в прямом направлении – предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза.
Сопровождение, когда одновременно с транспортным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах, позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы и направить их по назначению.
Отставание информационного потока от транспортного обычно допускается только для пояснения и оценки последнего. Вслед за транспортным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, претензиях и взаиморасчетах.
Цель ИОТЛ заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно-материального потока. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и реализацию хода интегрированного процесса «поставка – транспортировка».
Информационный процесс с помощью информационных технологий реализуется со следующими основными функциями:
транспортировка потоков информации внутри ЛИС;
накопление информации и хранение данных в базе знаний;
фильтрация потока – избирательная переработка одних и «фильтр» других информационных данных и сопровождающих документов;
объединение и разделение информационных потоков в структуре ЛИС и сетях коммуникаций;
различные элементарно-информационные преобразования (копирование, тиражирование информации, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей) и управление информационным потоком;
преобразование информации, связанной с осуществлением логистических операций.
В этой связи ИОТЛ должно соответствовать следующим основным требованиям:
системность обслуживания с учетом характера деятельности потребителей, решаемых ими задач при управлении транспортно-логистическими процессами, качественном удовлетворении информационных потребностей;
надежность обслуживания, что предполагает обеспечение информацией логистических менеджеров и участников транспортно-логистических цепочек в нужные сроки и в наиболее удобном для них виде;
полнота информационного обслуживания выполняемых процессов (операций) и доведение необходимой информации до конкретного потребителя;
дифференцированность, состоящая в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, которая способствует решению поставленных задач.
Структура развития логистических услуг еще несовершенна. По опубликованным данным Института товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков (ИТКОР) в России сложилась следующая структура оплаты логистических услуг (%)[8]:
приемка продукции и ответственное хранение – 16,8;
производственные услуги – 36,0;
консалтинговые услуги – 0,2;
информационные услуги – 0,4;
транспортно-экспедиторские услуги – 33,6;
прочие услуги – 13,0.
Информационные ресурсы интегрированной логистики представлены на рис. 2 в виде своеобразного «дерева», состоящего из 12 базовых элементов и отражающего логику изучаемого материала.
Рис. 2. Информационные ресурсы транспортной логистики
В транспортной логистике информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Конкурентоспособность ТЛП обеспечивает такая ЛИС, которая способна обеспечить информационную поддержку:
базовых логистических операций;
управленческого контроля;
анализа оперативных и стратегических решений.
ЛИС для эффективного обслуживания ТЛП должна иметь такие качества, как:
доступность – простота и легкость доступа к логистической информации;
точность – информация должна точно отражать текущие операции,
динамичность – изменение процессов при выполнении заказов, консолидации грузов при грузоперерабоке в транспортных терминалах;
своевременность - информация измеряется промежутком времени между моментом, когда происходит событие, и моментом, когда оно находит отражение в ЛИС;
возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не поддающихся автоматизации процессов и решений;
гибкость – структура информационной системы должна предусматривать ее совершенствование и настройку на нужды клиентов;
эффективность оформления отчетных данных – экраны ПК и отчеты должны содержать нужную информацию в удобной форме.
На рис. 3 представлена иерархическая структура ИОТЛ, которая содержит пять уровней. На первом (нижнем) уровне ЛИС функциональная система непосредственно обслуживает транспортно-логистические сделки и операции. Она включает прием заказа, распределение запасов, консолидацию грузов, сам процесс транспортировки (отправка и доставка), предоставление информации клиентам о ходе выполнения заказа. Весь функциональный цикл заказа управляется с помощью оперативной информации. Учитывая большой поток данных и операций, существенное значение имеет производительность информационных систем.
На втором уровне осуществляется логистическая координация входящих и исходящих потоков. Подсистема учитывает ограничения и загрузку транспортных мощностей, взаимоувязку производственных, складских и транспортных ресурсов, а также потребности производства и снабжения.
На уровне «Управленческий контроль» (третий уровень) происходит оценка результатов функционирования ТЛП. На основе полученных результатов менеджер по логистике осуществляет оценку экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг, пропускной способности системы и др.