в)
блиц-потоки – это разовые поставки,
подача на рабочие места редко
используемых предметов и средств
труда.
9. По степени
сложности:
10. По степени
управляемости:
а) управляемые
потоки — адекватно реагирующие
на управляющее воздействие со стороны
управляющей системы;
11. По предмету
изучения:
а)
продуктовые – объектом изучения
(анализа, планирования) которых является
перемещение конкретных продуктов
и средств труда;
в)
участковые – совокупные потоки, которые
рассматриваются на отдельном участке
логистической системы; основой
для их расчета являются операционные
логистические потоки;
г)
системные потоки – материальные
потоки, которые циркулируют в общем
в логической системе, их параметры определяются
как сумма участковых материальных потоков.
По характеру
образующих объектов могут быть выделены
следующие виды потоков: материальные,
транспортные, энергетические, денежных
средств, информационные, людские, военные
и др., однако для логистики экономической
сферы наибольший интерес представляют
материальные, информационные и финансовые
потоки.
Материальный
поток характеризуется определенным
набором параметров:
- номенклатура,
ассортимент и количество продукции;
- габаритные
характеристики (объем, площадь, линейные
размеры);
- весовые характеристики;
физико-химические характеристики груза;
- характеристики
тары (упаковки);
- условия транспортировки
и страхования;
- финансовые
(стоимостные) характеристики и т.д.
Классификация
материальных потоков:
- По отношению
к логистической системе различают внутренние,
внешние, входные и выходные потоки.
- По номенклатуре
материальные потоки делятся на однопродуктовые
(одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые).
Под номенклатурой понимается систематизированный
перечень групп, подгрупп и позиций (видов)
продукции в натуральном выражении для
учета и планирования.
- По ассортименту
материальные потоки классифицируют на
одноассортиментные и многоассортиментные.
Ассортимент продукции — это состав и
соотношение продукции определенного
вида или наименования, отличающейся между
собой по сортности, типам, размерам, маркам,
внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный
состав потока существенно отражается
на работе с ним. Например, логистический
процесс на оптовом продовольственном
рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами,
фруктами и бакалеей, будет существенно
отличаться от логистического процесса
на картофелехранилище, которое работает
с одним наименованием груза.)
- По количественному
признаку материальные потоки делят на
массовые, крупные, мелкие и средние.
- Массовый
— это поток, возникающий в процессе транспортировки
грузов группой транспортных средств
(например, железнодорожный состав или
несколько десятков вагонов, колонна автомашин,
караван судов и т. д.).
- Крупные —
это потоки нескольких вагонов или машин.
- Мелкие —
это потоки грузов, количество которых
не позволяет полностью использовать
грузоподъемность транспортного средства,
и при перевозке их целесообразно совмещать
с другими, попутными грузами.
- Средние потоки
занимают промежуточное положениемежду
крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые
образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами
или автомобилями.
5.
По удельному весу образующих поток грузов
материальные потоки делят на:
- Тяжеловесные,
обеспечивающие полное использование
грузоподъемности транспортных средств.
Тяжеловесные потоки образуют грузы, у
которых масса одного места превышает
1 т при перевозках водным транспортом
и 0,5 т при перевозках железнодорожным
транспортом, например металлы.
- Легковесные,
не позволяющие полностью использовать
грузоподъемность транспорта. Одна тонна
груза легковесного потока занимает объем
более 2 м2 (например, табачные изделия).
- По степени
совместимости материальные потоки делят
на совместимые и несовместимые. Этот
признак учитывается в основном при транспортировке,
хранении и грузопереработке продовольственных
товаров.
- По физико-химическим
свойствам материальные потоки делят
на:
- Насыпные
грузы (например, зерно), которые перевозятся
без тары. Их главное свойство — сыпучесть.
Могут перевозиться в специализированных
средствах: вагонах бункерного типа, открытых
вагонах, на платформах, в Контейнерах
и в автомашинах.
- Навалочные
грузы — как правило, минерального происхождения
(соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся
без тары, некоторые могут смерзаться,
слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая
группа, обладают сыпучестью.
- Тарно-штучные
грузы, которые имеют различные физико-химические
свойства, удельный вес, объем. Они могут
перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках,
а также и без тары: длинномерные и негабаритные
грузы.
- Наливные
грузы, перевозимые наливом в цистернах
и наливных судах. Логистические операции
с наливными грузами, например перегрузка,
хранение и другие, выполняются с помощью
специальных технических средств.
По
характеристикам груза в процессе
транспортировки материальные потоки
могут быть отдельно классифицированы
по транспортному фактору, включающему
в себя такие признаки, как вид транспорта
и способ транспортировки, условия транспортировки
и др.
Изучение
материальных потоков является основой
для оптимизации технологических
процессов производства, материально-технического
обеспечения, транспортировки и
сбыта продукции, рационализации документооборота,
проектирования производственных, складских
и вспомогательных помещений, создания
высокоэффективной коммуникационной
инфраструктуры и организационных структур
управления.
Задача
логистики состоит в том, чтобы
организовать процессы перемещения, которые
в совокупности были бы оптимальными
для данной сферы и логистической системы
в целом.