Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:03, контрольная работа
Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют предприятию другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и другие различные предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.
Введение 3
Глава 1. Деятельность по организации и управлению закупками 4
1.1 Организация снабжения 4
1.2 Основные цели деятельности в области организации и
управления закупками 5
1.3 Основные функции отдела закупок 7
Глава 2. Выбор поставщика 9
2.1 Процедура (алгоритм) выбора поставщика 10
2.2 Методы выбора поставщиков 13
Заключение 18
Список литературы
Глава
2. Выбор поставщика
Выбор поставщика - одна из наиболее важных задач закупочной логистики.
Прежде
поставщик рассматривался как продавец,
предоставляющий необходимый
Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.
Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.
Возможны два направления выбора поставщика:
1) выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).
2)
выбор нового поставщика в
результате поиска и анализа
интересующего рынка: рынка, с
которым фирма уже работает, или
совершенно нового рынка (
Отечественные
предприятия при выборе поставщика
в настоящее время в основном
полагаются на собственную информацию.
При этом на предприятии, имеющем
много поставщиков, может быть сформирован
список хорошо известных, заслуживающих
доверия поставщиков. Утверждение договоров
с этими поставщиками, разрешение предварительной
оплаты намеченной к поставке продукции
осуществляется по упрощенной схеме. Если
же намечается заключение договора с поставщиком,
отсутствующим в названном списке, то
процедура утверждения и оплаты усложняется
проведением необходимых мероприятий,
обеспечивающих безопасность финансовых
и других интересов предприятия.
2.1
Процедура (алгоритм)
выбора поставщика
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:
За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету.
Интернет – это огромный «информационный банк», в котором не до конца изучили все возможности. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
Процедура
получения и оценка предложений
от потенциальных поставщиков
1. Конкурентные торги (тендеры) – проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем. Конкурентные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.
2.
Письменные переговоры между
поставщиком и потребителем; могут
быть организованы двумя
1) инициатива
вступления в переговоры
2) инициатива
вступления в переговоры
Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются: стоимость потребления товара или услуг; качество обслуживания.
Стоимость потребления включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочную стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства). Качество обслуживания включает качество товара или услуг и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему заказанными ресурсами в течение заданного промежутка времени. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых превышает 60. К ним относятся: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; система управления качеством продукции у поставщика; психологический климат в трудовом коллективе поставщика; риск забастовок у поставщика; способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; кредитоспособность и финансовое положение поставщика и т. д.
На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1) качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.
2) надежность поставщика. Достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.
3) цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.
4) качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.
5)
условия платежа
и возможность
внеплановых поставок. Как уже упоминалось
выше, нехватка оборотных средств существенно
ограничивает возможности выбора поставщиков.
В бизнесе случаются внештатные ситуации,
требующие внеплановых поставок или отсрочки
платежа. Это ситуации особенно характерны
для российской действительности. Поэтому
поставщики, предлагающие выгодные условие
платежа (например, с возможностью получения
отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность
получения внеплановых поставок, позволяют
избегать многих проблем снабжения.
2.2
Методы выбора
поставщиков
Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор методов поставки материально-технических ресурсов.
Такой выбор осуществляется в основном тремя методами.
Первый метод — прямые связи между изготовителями и потребителями. При этом анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Торговый агент (представитель) выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен. Он делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью телефона, телекса, обмен официальной документацией сведен к минимуму.
Второй метод — прямые связи с оптовыми торговыми фирмами. Выбор оптовой торговой фирмы — ответственный момент. Он требует обычно коллегиального обсуждения потребностей в поставках и реальных возможностей базы, так как речь идет о значительных объемах ресурсов. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным отделом и отделом контроля качества продукции. Действие и первого, и второго методов осуществляется в рамках стандартной схемы организации материально-технического снабжения фирмы (рис.1).
Третий метод — прямые договоры с фирмами-посредниками. В этом случае отдел закупок или торговый агент (представитель) фирмы обращается в фирму или бюро, выполняющие посреднические функции. Посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков: программы выпуска их продукции, программы повышения качества продукции, скорости реализации полученных заказов и др.
Структура
данной системы показана на рисунке
1. Как видно из схемы, потребитель
имеет возможность
Рисунок
1. Схема организации материально-
Организации
материально-технического снабжения
предприятий по договорам с фирмами-
Информация о работе Методы выбора наиболее выгодного поставщика