В рамках
отмеченного подхода к логистике
имеется множество различных
трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить
ряд аспектов, через призму которых
рассматривается логистика. Наибольшее
распространение получили управленческие,
экономические и оперативно-финансовые
аспекты. Так, профессор Г. Павеллек
и сотрудники Национального совета США
по управлению материальным распределением
, определяя сущность логистики, акцентируют
внимание на управленческом аспекте.
Логистика, по их мнению, — это планирование,
управление и контроль поступающего на
предприятие, обрабатываемого там и покидающего
это предприятие потока материальной
продукции и соответствующего ему информационного
потока.
Многие
специалисты в исследуемой области,
в том числе французские, отдают
предпочтение экономической стороне
логистики и трактуют ее как «...совокупность
различных видов деятельности с целью
получения с наименьшими затратами необходимого
количества продукции в установленное
время и в установленном месте, в котором
существует конкретная потребность в
данной продукции». В справочнике, выпущенном
компанией «Данзас» (одна из крупнейших
германских транспортно-экспедиторских
фирм), логистика определяется как некая
система, выработанная для каждого предприятия
с целью оптимального, с точки зрения получения
прибыли, ускорения движения материальных
ресурсов и товаров внутри и вне предприятия,
начиная от закупок сырья и материалов,
прохождения их через производство и кончая
поставками готовых изделий потребителям,
включая связывающую эти задачи информационную
систему.
Некоторые
определения логистики отражают
как управленческий, так и экономический аспекты.
Наиболее типична в этом отношении характеристика
логистики, данная профессором Пфолем
(ФРГ), который увязывает воедино процессы
планирования и контроля движения материальных
ценностей с сокращением затрат на их
перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений
логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый
аспект. В них трактовка логистики
исходит из времени расчета партнеров
по сделке и деятельности, связанной с
движением и хранением сырья, полуфабрикатов
и готовых изделий в хозяйственном обороте
с момента уплаты денег поставщику до
момента получения денег за доставку конечной
продукции потребителю.
В других
определениях логистики находят
отражение взгляды специалистов,
акцентирующих внимание на отдельных
функциях в рассматриваемом цикле.
Логистика в этих случаях сводится
к весьма узкому кругу операций:
транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование
и т.д. Обобщая вышеизложенные определения
логистики, ее можно охарактеризовать
как науку управления материальными
потоками от первичного источника до конечного
потребителя с минимальными издержками,
связанными с товародвижением и относящимися
к нему потоком информации.
Разумеется,
в отмеченных выше трактовках логистики
справедливо выделяются те или иные
ее стороны, однако упускается из виду
важнейший, по нашему мнению, аспект логистики
— возможность влиять на стратегию
корпорации и на создание новых конкурентных
преимуществ фирмы на рынке, то есть
на ее конечные цели. Этот аспект, по существу,
находит отражение во втором подходе
к определению логистики.
Первыми
практический потенциал логистики
предугадали американские специалисты
Пол Конверс и Питер Дракер.
Они определили ее потенциальные
возможности как «последний рубеж
экономии затрат» и «неопознанный
материк экономики». Впоследствии их
точку зрения разделили многие теоретики
логистики. Такие американские исследователи,
как М.Портер, Д.Сток и некоторые
другие, полагают, что логистика
вышла за границы ее традиционного
узкого определения и имеет большое
значение в стратегическом управлении
и планировании фирмы.
Приверженцами
расширительного толкования логистики
являются и французские специалисты
Э.Мате и Д.Тиксье, которые подразумевают
под ней «способы и методы координации
отношений фирмы с партнерами,
средство координации предъявляемого
рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения … способ организации деятельности
предприятия, позволяющий объединить
усилия различных единиц, производящих
товары и услуги, с целью оптимизации финансовых,
материальных и трудовых ресурсов, используемых
фирмой для реализации своих экономических
целей». Э.Мате и Д.Тиксье считают, что
«… логистика находится в самом сердце
осуществляемого компанией в различных
областях выбора, в центре предпринимаемых
действий; несомненно, она представляет
собой важный фактор разработки общей
политики фирмы». К сторонникам расширительной
трактовки логистики относятся также
английские ученые Д.Бенсон и Дж.Уайтхэд.
По их мнению, логистика охватывает исследование
и прогнозирование рынка, планирование
производства, закупку сырья, материалов
и оборудования, включает контроль за
запасами и ряд последовательных товародвиженческих
операций, изучение обслуживания покупателей.
Из приведенных
определений логистики иностранными
специалистами следует, что она
представляет собой более широкую
категорию, чем маркетинг, многие из
основных функций которого перешли
к логистике. Одним из подтверждений
этого может служить создание
на ряде фирм логистических структур,
поглотивших ранее функционировавшие
подразделение маркетинга. Более
того, английские исследователи М.Кристофер
и Г.Уилс считают, что логистика
эффективна не только на уровне фирм, но
и на отраслевом уровне. Ей, полагают
они, должны принадлежать решения по
общеэкономическому процессу отрасли,
включая вопросы размещения предприятий
и складов.
Разнобой
в определении логистики обусловлен
рядом причин. Одна из них заключается
в специфике и различии масштабов
задач, которые пытаются решать отдельные
фирмы в сфере сбыта товара,
его перевозки, складирования и
т.д. Другой причиной являются существующие
различия в национальных системах организации
и управления товародвижением, а
также в уровне исследований проблем
логистики в разных странах. Третья
причина заключается во множественности
функциональных направлений деятельности
во внешней среде логистической
системы. (рис.1)
Рис.1. Функциональное «окружение»
логической системы.
1- логистика
и электронная обработка данных;
2- закупка сырья и материалов;
3- планирование материально-технического
снабжения; 4- планирование выпуска
продукции; 5- совершенствование качества
продукции; 6- планирование и управление
производством; 7- складские системы;
8- планирование сбыта; 9- рынок сбыта;
10- структура сервиса; 11- организация
обслуживания клиента; 12- планирование
финансов; 13- текущая финансовая
деятельность; 14- структура кадровой
системы; 15- планирование и управление
кадрами.
В современных
условиях западные специалисты выделяют
несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства
материалами (закупочная логистика); производственную
логистику; сбытовую (маркетинговую, или
распределительную логистику). Выделяют
также и транспортную логистику, которая,
в сущности, является составной частью
каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой
частью всех видов логистики является
также обязательное наличие логистического
информационного потока, включающего
в себя сбор данных о товарном потоке,
их передачу, обработку и систематизацию
с последующей выдачей готовой информации.
Эту подсистему логистики часто называют компьютерной
логистикой. Если следовать логике
западных специалистов, то число видов
логистики можно было бы продолжить. Представляется,
что оперирование такими понятиями имеет
не только чисто терминологическое значение.
Оно находит отражение в расширении сферы
деятельности логистики, в создании соответствующих
новых организационных структур управления
фирмами, специальных подразделений для
руководства перемещением грузов на складах
предприятия, осуществления маркетинга
и материального распределения при реализации
готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было
бы корректнее вести речь не о видах логистики,
а о ее функциональных областях.[1,
10-14]
Функциональные области логистики:
- Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
- Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
- Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
- Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
- Другие функциональные области. Например, производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
- Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
- Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия. [4, 9-10]
Между указанными
областями логистики существуют
связь и взаимозависимость. Например,
если в основном производстве используется
технология, не требующая наличия
существенных промежуточных запасов
материалов и сырья, то в соответствии
с логистикой поставки предусматривается
осуществлять в строго определенное время
через короткие интервалы. Для выполнения
нерегулярных заказов в минимальные сроки,
когда для основного производства характерно
пространственное сосредоточение оборудования,
создание резервов производственных мощностей
(так называемых систем -«островов производства»),
в области закупок используются соответствующие
способы, позволяющие приобрести разнообразные
материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить
индивидуальные заказы.
В логистической цепи, т. е. цепи, по
которой проходят товарный и информационный
потоки от поставщика до потребителя,
выделяется следующие главные звенья:
закупка и поставка материалов, сырья
и полуфабрикатов;
хранение продукции и сырья; производство
товаров; распределение, включая отправку
товаров со склада готовой продукции;
потребление готовой продукции (рис.2).
Каждое звено логистической цепи включает
свои элементы, что в совокупности образует
материальную основу логистики. К материальным
элементам логистики относятся: транспортные
средства и обустройства, складское хозяйство,
средства связи и управления. Логистическая
система, естественно, охватывает и кадры,
т. е. тех работников, которые выполняют
все последовательные операции.
Возможность
планирования различных операций и
проведения анализа уровней элементов
логистической системы предопределила
ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика
решает вопросы, связанные с анализом
рынка поставщиков и потребителей, выработкой
общей концепции распределения, размещением
складов на полигоне обслуживания, выбором
вида транспорта и транспортных' средств,
организацией транспортного процесса,
рациональных направлений материальных
потоков, пунктов поставки сырья, материалов
и полуфабрикатов, с выбором транзитной
или складской схемы доставки товаров.
Рис.2. Логистическая цепь.
Микрологистика решает локальные
вопросы в рамках отдельных фирм
и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная
логистика, когда в пределах предприятия
планируются различные логистические
операции, такие, как транспортно-складские,
погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика
обеспечивает операции по планированию,
подготовке, реализации и контролю за
процессами перемещения товаров внутри
промышленных предприятий. Отличие между
макро- и микрологистикой состоит еще
и в том, что в масштабах первой взаимодействие
между участниками процесса товародвижения
происходит на основе купли-продажи товаров,
а в рамках второй — на бестоварных отношениях.
[1, 14-16]
Задачи логистики.
Усложнение
производства и обострение конкуренции
в 1980-90-х годах потребовали более
точной увязки логистики со стратегическими
целями фирм, а также активизации
роли логистики в повышении гибкости
фирм, их способности быстро реагировать
на рыночные сигналы. В связи с
этим главной задачей логистики
стала разработка тщательно взвешенного
и обоснованного предложения, которое
способствовало бы достижению наибольшей
эффективности работы фирмы, повышению
ее рыночной доли и получению преимуществ
перед конкурентами. Ибо, как показала
практика, недоучет тесной связи концепции
логистики с активной рыночной стратегией
часто приводил и приводит к тому,
что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов
и комплектующих становится стимулом
для начала выпуска той или
иной продукции без наличия должного
спроса на нее. В современной рыночной
ситуации такой подход к выпуску
продукции чреват коммерческим провалом.
Разумеется, ориентация на минимизацию
издержек остается в силе, но лишь при
условии нахождения оптимального уровня
сочетания издержек и рентабельности
основного и оборотного капитала,
задействованного в рамках рыночной
стратегии.
Одна
из основных задач логистики заключается
также в совершенствовании управления
товародвижением, в создании интегрированной
эффективной системы регулирования
и контроля материальных и информационных
потоков, обеспечивающей высокое качество
поставки продукции. С этой задачей
самым тесным образом сопряжено
решение таких проблем, как: соответствие
друг другу материальных и информационных
потоков; контроль за материальным потоком
и передача данных о нем в единый центр;
определение стратегии и технологии физического
перемещения товаров; установление норм
стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
определение объема производства, транспортировки
и складирования; расхождение между намеченными
целями и возможностями закупки и производства.
Выполнить эту задачу можно с помощью
решения научных проблем развития самой
логистики, начиная от структуризации
технологии ее цепей и заканчивая различными
локальными задачами.
Функции логистики.
В соответствии
с современными задачами логистики
различают два вида ее функций: оперативные
и координационные. Оперативные
функции связаны с непосредственным
управлением движением материальных
ценностей в сфере снабжения,
производства и распределения и,
по существу, мало чем отличаются от
функций традиционного материально-технического
обеспечения. К функциям в сфере
снабжения относится управление
движением сырья и материалов,
отдельных частей или запасов
готовой продукции от поставщика
или пункта их приобретения к производственным
предприятиям, складам или торговым
хранилищам. В фазе производства функцией
логистики становится управление запасами,
включающее контроль движения полуфабрикатов
и компонентов через все стадии
производственного процесса, а также
перемещение готовой продукции
на оптовые склады и розничные
рынки сбыта. Функции управления
распределением продукции охватывают
оперативную организацию потоков
конечной продукции от предприятия-
производителя к потребителям.