Основные логистические функции и их распределение между различными участниками логистического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:14, контрольная работа

Описание

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Работа состоит из  1 файл

логистика к.р..doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Основные логистические функции  и их распределение между различными участниками логистического процесса.

В процессе управления материальными потоками в экономике  решается множество разнообразных  задач. Это задачи прогнозирования  спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Материальные  потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации: 
- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы; 
- предприятия оптовой торговли; 
- коммерческо-посреднические организации; 
- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, а также непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных  участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В таблице 1. дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства  между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Характерные особенности приведенного комплекса логистических функций: 
- все перечисленные в таблице 1. функции взаимоувязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели; 
- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности  реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Основные логистические  функции и их примерное распределение

Название логистической  функции

Участник логистического процесса

 

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Предприятия оптовой  торговли

Коммерческо-посреднические организации

Склады готовой  продукции предприятий-изготовителей

Формирование  хозяйственных связей по поставкам  товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

 

Определение объемов  и направлений материальных потоков

 

Х

Х

 

Прогнозные  оценки потребностей в перевозках

Х

Х

Х

 

Определение последовательности продвижения товаров через места  складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

   

Х

 

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

 

Х

Х

 

Управление  запасами в сфере обращения

 

Х

   

Осуществление перевозки, а также всех необходимых  операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

     

Выполнение  операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров

 

Х

   

Управление  складскими операциями

 

Х

 

Х


 

Вопрос 2. Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике взаимосвязь размера базового модуля и транспортной тары.

 

Склад - центральный  элемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого  ее звена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.

     Быстрая разгрузка транспорта и приемка поступившего товара - одна из первых задач, стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек и т. п.) и четкой организации работ.

     Одним из  ключевых понятий логистики является  понятие грузовой единицы. Грузовая  единица — некоторое количество  грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую  массу. 

     Грузовая единица  — это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

     Существенными  характеристиками грузовой единицы являются следующие:

— размеры грузовой единицы;

— способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

     Размеры грузовых  единиц, а также оборудования  для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

     В качестве  основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

     В логистике  применяется разнообразная материально-техническая  база. Для того чтобы она была  соизмерима, используют некоторую  условную единицу площади, так  называемый базовый модуль. Этот  модуль представляет собой прямоугольник  со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

     Использование  единого модуля позволяет привести  в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

     На основании  базового модуля разработана  единая система, унифицированных  размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

   Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает:

— сохранность  продукта на пути движения к потребителю;

— возможность  достижения высоких показателей  эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ  за счет их комплексной механизации  и автоматизации;

— максимальное использование грузоподъемности и  вместимости подвижного состава  на всех видах транспорта;

— возможность  перегрузки без переформирования;

— безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и  транспортно-складских работ.

     На  практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

     Одним  из наиболее прогрессивных методов  формирования грузовых единиц  является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

     1. Высокая степень сохранности  грузов. Грузовой пакет, обандероленный  термоусадочной пленкой, имеет  повышенную устойчивость. В результате  уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

     Грузы  в термоусадочной пленке защищены  от пыли, грязи и влаги и  могут противостоять атмосферным  условиям до двух месяцев. Снижается  возможность хищения грузов, так  как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

     2. Возможность пакетирования грузов  различных размеров и формы.  Упаковывать в термоусадочную  пленку можно кирпич, бакалейные  товары, книги, металлические детали  неправильной формы и многое  другое.

     3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

     Кроме  того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

     Рассмотрим  основные аспекты работы склада.

     Итак, товар  выгружен и доставлен к месту  приемки. Ошибочно полагать, что  процесс приемки заключается  только в пересчитывании грузовых  единиц и сверке с накладной.  Прежде всего для приемки существуют  определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.

     Правильно  приемка должна осуществляться  так. Товары, поступившие без или  в поврежденной упаковке, принимаются  в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при вскрытии упаковки - по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.

     При приемке  грузов от транспортных фирм  в соответствии с действующими  правилами перевозок грузов следует  убедиться в наличии на транспортных  средствах или контейнерах пломб  отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).

     В процессе  приемки сверяются фактические  параметры поступившего груза  с данными товарно-сопроводительных  документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). При большом ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей.

     После того  как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных.

     Коды эти  вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек (местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации о размещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета и окончательно оформляются приходные документы.

     Заключительная  стадия складского технологического  процесса - отпуск товара. Этот процесс  включает следующие операции: отбор  товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформление документов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.

     При оформлении  маршрутной карты (комплектации  заказа) нужно иметь в виду, что  товары для комплектации всегда  должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучше отбирать вместе, в одной распечатке.

     Работники  склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку  товаров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.

Информация о работе Основные логистические функции и их распределение между различными участниками логистического процесса