Основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % суммы общих затрат на логистику.

Содержание

1. Автомобильный транспорт 2
2. Железнодорожный транспорт 5
3. Морской транспорт 8
4. Воздушный транспорт 9
5. Оценка различных видов транспорта 11
6. Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

логистика.docx

— 50.70 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Автомобильный транспорт         2

 

  1. Железнодорожный транспорт         5

 

  1. Морской транспорт           8

 

  1. Воздушный транспорт          9

 

  1. Оценка различных видов транспорта                 11

 

  1. Список литературы                   18    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охарактеризуйте основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки логистики.

  1. Автомобильный транспорт

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как  систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и  транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Он обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае – в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт  и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается  в производственные и торговые процессы, поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач  логистики. Вместе с тем существует самостоятельная транспортная область  логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

Транспортная логистика  в первую очередь решает те задачи, которые усиливают согласованность  действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики  в транспорте, так же как в производстве или торговле, превращает контрагентов и конкурирующие стороны в  партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика – это единая техника, технология, экономика и  планирование. Соответственно к задачам  транспортной логистики следует  отнести обеспечение технической  и технологической сопряженности  участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бес перегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики  относят также:

  • создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки и др.

Выбор вида транспортного  средства. Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного  транспорта, существенные с точки  зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ – высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться до пункта назначения с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком  автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается  по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят срочность разгрузки, возможность хищения груза и  угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный  транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов, а также наличие  скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное число перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам  потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт  должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие  требования к упаковке и креплению  грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно  зависит от погодных и навигационных  условий и требует создания сложной  портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта – самый дешевый.

К недостаткам внутреннего  водного транспорта кроме малой  скорости доставки относят также  низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества: наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят  высокие грузовые тарифы и зависимость  от метеоусловий, которая снижает  надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного  транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 7.1 дана оценка различных  видов транспорта общего пользования  по каждому из этих факторов. Единице  соответствует наилучшее значение.

  1. Железнодорожный транспорт

Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка  на перевозки. При использовании железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико-экономических характеристик.

Преимуществом железнодорожного транспорта является:

1) Независимость от природных  условий (строительство железных  дорог практически на любой  территории, возможность ритмично  осуществлять перевозки во все  времена года, в отличие от  речного транспорта). Современная  техника позволяет прокладывать  железные дороги в любых районах,  однако строительство и эксплуатация  дорог в горах значительно  дороже, чем на равнинах. Около  70 % железных дорог в стране  имеют подъемы от 6 до 10%.

Большие подъемы - от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются  на Урале (особенно на линии Пермь - Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной  линии с эксплуатационной точки  зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для  подхода к крупным городам  и промышленным центрам, расположенным  в стороне от прямой линии. При  выборе трассы железной дороги учитывается  возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные  климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог.

2) Эффективность железнодорожного  транспорта становится ещё более  очевидной, если учесть такие  его преимущества, как высокие  скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление) т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении.

3)Железнодорожный транспорт  обеспечивает возможность сравнительно  быстрой доставки груза на  большие расстояния.

4)Железнодорожный транспорт  дает возможность создать удобную  прямую связь между крупными  предприятиями, что сокращает  число дорогостоящих перевозок  грузов.

5) Высокая манёвренность  в использовании подвижного состава  (возможность регулировки вагонного  парка, изменения направления  грузопотоков и т. п.);

6) Регулярность перевозок.

7) Возможность эффективной  организации выполнения погрузочно-разгрузочных  работ.

8) Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является  сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов. Из факторов, влияющих  на себестоимость перевозок грузов  по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение  линии (число путей, величина подъема, род тяги - паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Все эти факторы зависят  от экономико-географических условий. Экономико-географические особенности  районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или  завоза, обуславливают транспортные связи.

9) Наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести:

1) ограниченное количество  перевозчиков;

2) низкую возможность  доставки к пунктам потребления,  т. е. при отсутствии подъездных  путей железнодорожный транспорт  должен дополняться автомобильным.

3) значительную потребность  в капиталовложениях и трудовых  ресурсах. Поэтому, учитывая большие  капитальные вложения при строительстве  железных дорог, наиболее эффективно  их использовать при значительной  концентрации грузовых и пассажирских  потоков

4) кроме того, железнодорожный  транспорт является крупным потребителем  металла (на 1 км магистральной  линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава) Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1994. С. 89..

  1. Морской транспорт

Морской транспорт – это единственная форма перевозки в межконтинентальном сообщении, если не считать крайне дорогостоящего воздушного транспорта. Учитывая высокую  провозную возможность подвижного состава морского транспорта, сфера  его применения расширяется на международные  перевозки, даже если между страной  отправления и назначения имеют  иные транспортные связи.

Информация о работе Основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта