Развитие логистики в коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, статья

Описание

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Работа состоит из  1 файл

Статья по логистике.docx

— 43.05 Кб (Скачать документ)

                                                                                              

                             Развитие логистики  в коммерции

                         

        В последние годы  в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

          Если обратиться к истории,  то решающим фактором для возникновения  логистики были армия и войны.  Само существование логистики  берет начало во французских  вооруженных силах конца XVII века - в то время под логистикой  понималась совокупность мер,  направленных на обеспечение  военных действий необходимым  снаряжением, провиантом и боеприпасами.

          В наши дни логистика определяется  как движение сырья или товаров  от места добычи до производства  и от производства – до места  сбыта. Совет Логистического Менеджмента  дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления  и управления эффективным и  оптимальным по затратам процессом  движения и складирования сырья,  данных о наличии товаров на  складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя".

        Применение логистики в экономике первоначально проявилось в сфере коммерции, чему имеется ряд обоснований.

       Коммерция - одно из самых древних  экономических понятий, с которым  всегда связываются действия  по извлечению прибыли. Иногда  это понятие рассматривается  только применительно к торговле, что естественно, так как исторически  оно зародилось в недрах именно  торгового и финансового капиталов,  которые непосредственно и ассоциировались  с коммерцией. Поэтому коммерция  чаше всего связывается с прибылью  как чисто бухгалтерской категорией, а не с добавленной стоимостью  и соответствующим продуктом.

        Начиная с эпохи Просвещения  и развития капитализма коммерция  обычно рассматривается шире, включая  все аспекты производства и  распределения, при этом част коммерческая деятельность в любых сферах экономики отделяется от государственной, хотя в смешанной экономике такое отделение некорректно. Иногда коммерческая деятельность противопоставляется социальной, и в этом она отожествляется с экономической деятельностью. Вне зависимости от сферы охвата коммерческий подход всегда связывается с анализом различных трансакций, т.е. инвестиций, издержек и прибылью.

        Составляющие коммерции:

1.  Коммерческий  процесс не может существовать  вне актов купли-продажи, включающих  смену форм собственности

2. Характеризуется организационно-техническимми и социально-экономическими взаимодействиями агентов рынка

3. Товарный  обмен происходит на возместной основе.

        Коммерческая логистика представляет собой процесс взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена ТМЦ и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга и логистики. Включает в себя торговлю, как одну из подсистем. Если торговля представляет собой смену форм собственности, то логистика коммерции охватывает кредитование, страхование и т.д. Логистика коммерции, ее концепция предполагает интерпретацию рынка в виде потоков сырья, материалов, финансов и управление этими потоками.

       Логистика коммерции выполняет  следующие функции:

  1. Оптимизация экономических потоков фирмы
  2. Рациональная организация всех видов ресурсов фирмы
  3. Координация деятельности всех подразделений фирмы
  4. Интеграция всех участников транзакций, связанных с рыночной ориентацией деятельности фирмы.

            Кроме того, логистика является системой, содержащей функциональные области. В рамках коммерческой деятельности предприятия или фирмы в этих функциональных областях решаются следующие основные проблемы:

  1. Запасы (планирование материальных запасов)
  2. Транспортировка продукции (выбор вида транспорта, составление графика обслуживание потребителей)
  3. Складирование и складская обработка (размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.)
  4. Информация (обработка запасов, прогнозирование спроса)
  5. Другие функциональные области логистики (кадры, обслуживающее производство)

           Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

      Транспорт включает при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.

       Складское хозяйство включает  в себя складские помещения  для хранения материалов, размещение  складских помещений и их использование.

       Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов.

      Другие функциональные области: производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.

       Кадры – важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

        Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые авторы не рассматривают производственную единицу в системе логистики, однако, отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основной проблемой для нее являются определение размера и размещение предприятия.

           Выделяют три вида логистических систем: вертикальные, горизонтальные и сетевые. Критерием выбора типа является такая организация деятельности при которой производители оптовых и розничных торговли ведет себя как единая система.

        Что же влияет на систему логистики, и какие факторы оказывают влияние на логистическую систему.

        Системы логистики различаются по своей структуре, размерам предприятия, функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и так далее, а также и стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние оказывают структурные изменения в транспорте, цены на топливо и другие материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс. Последний приводит к изменению стоимости транспортных услуг. В результате этого переоценивается не только транспортная стратегия, но и вся система логистики. Изменяются физические, управленческие и информационные системы, необходимые для перемещения продукции.

        Важным является разработка модели логистической системы. При разработке модели учитываются: число и размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные модели, связь и информационная система.

        Рассмотрим вариант концепции коммерческой логистической системы, разработанный американскими учеными (рис.1)

Рис.1. Схема коммерческой логистической системы 

        Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видно из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

         Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.

          Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.

       В логистических решениях принимают участие:

а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;

б) транспортные агентства;

в) правительство;

г) потребители.

       Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.

          В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.

         Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к технологическому направлению.

          В современном мире логистика – это очень обширная сфера деятельности, от которой во многом зависит уровень жизни общества. Потребители привыкли ждать от логистики высококачественного сервиса и, собственно, вспоминают о ней лишь когда возникают проблемы с доставкой товаров или услуг. В условиях непрекращающейся борьбы за повышение производительности, бизнес прошел долгий путь по преодолению возникающих трудностей, одновременно улучшая логистику. Несмотря на то, что многие из этих изменений коснулись управления цепочками поставок и распределения, основная задача логистики осталась прежней: организация наиболее качественного обслуживания покупателя с наименьшими затратами.

           Что же до глобальной экономики, то целью транснациональных корпораций является достижение максимальной эффективности процесса доставки товаров и услуг до потребителя, будь то частный покупатель или другая корпорация. Поэтому, несмотря на огромный прогресс, который предприятиям, да и целым странам, удалось достичь в развитии логистики, остается еще широкое поле деятельности для дальнейшей оптимизация этих процессов. На то есть несколько причин:

1) потребители ожидают и требуют более высокого уровня обслуживания;  
2) Появление Интернета размыло границу между потребителем и производителем;  
3) Благодаря Интернету обмен информацией между потребителями стал куда более интенсивным.

         В связи с этим в последнее время уделяется особое внимание логистики в интернет-коммерции, сетевой коммерции пли электронной коммерции (е-коммерции). При этом часто забывается довольно очевидное, что сетевая, электронная составляющая представляет собой не более чем набор удобных программ (ПО) соответствующей деятельности, не меняющих сущности коммерции и направленных на уменьшение издержек прежде всего их информационной составляющей, т. с. издержек взаимодействия. Поэтому е-коммерцию можно определить как набор оптимальных правил ведения бизнеса в условиях развивающегося спроса.

Информация о работе Развитие логистики в коммерции