Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:39, статья
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Развитие логистики в коммерции
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Если обратиться к истории,
то решающим фактором для
В наши дни логистика
Применение логистики в экономике первоначально проявилось в сфере коммерции, чему имеется ряд обоснований.
Коммерция - одно из самых древних
экономических понятий, с
Начиная с эпохи Просвещения
и развития капитализма
Составляющие коммерции:
1. Коммерческий
процесс не может существовать
вне актов купли-продажи,
2. Характеризуется организационно-техническимми и социально-экономическими взаимодействиями агентов рынка
3. Товарный обмен происходит на возместной основе.
Коммерческая логистика представляет собой процесс взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена ТМЦ и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга и логистики. Включает в себя торговлю, как одну из подсистем. Если торговля представляет собой смену форм собственности, то логистика коммерции охватывает кредитование, страхование и т.д. Логистика коммерции, ее концепция предполагает интерпретацию рынка в виде потоков сырья, материалов, финансов и управление этими потоками.
Логистика коммерции выполняет следующие функции:
Кроме того, логистика является системой, содержащей функциональные области. В рамках коммерческой деятельности предприятия или фирмы в этих функциональных областях решаются следующие основные проблемы:
Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
Транспорт включает при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.
Складское хозяйство включает
в себя складские помещения
для хранения материалов, размещение
складских помещений и их
Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов.
Другие функциональные области: производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
Кадры – важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые авторы не рассматривают производственную единицу в системе логистики, однако, отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основной проблемой для нее являются определение размера и размещение предприятия.
Выделяют три вида
Что же влияет на систему логистики, и какие факторы оказывают влияние на логистическую систему.
Системы логистики различаются по своей структуре, размерам предприятия, функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и так далее, а также и стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние оказывают структурные изменения в транспорте, цены на топливо и другие материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс. Последний приводит к изменению стоимости транспортных услуг. В результате этого переоценивается не только транспортная стратегия, но и вся система логистики. Изменяются физические, управленческие и информационные системы, необходимые для перемещения продукции.
Важным является разработка модели логистической системы. При разработке модели учитываются: число и размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные модели, связь и информационная система.
Рассмотрим вариант концепции коммерческой логистической системы, разработанный американскими учеными (рис.1)
Рис.1. Схема
коммерческой логистической системы
Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видно из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.
Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.
В логистических решениях принимают участие:
а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
б) транспортные агентства;
в) правительство;
г) потребители.
Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.
Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к технологическому направлению.
В современном мире логистика – это очень обширная сфера деятельности, от которой во многом зависит уровень жизни общества. Потребители привыкли ждать от логистики высококачественного сервиса и, собственно, вспоминают о ней лишь когда возникают проблемы с доставкой товаров или услуг. В условиях непрекращающейся борьбы за повышение производительности, бизнес прошел долгий путь по преодолению возникающих трудностей, одновременно улучшая логистику. Несмотря на то, что многие из этих изменений коснулись управления цепочками поставок и распределения, основная задача логистики осталась прежней: организация наиболее качественного обслуживания покупателя с наименьшими затратами.
Что же до глобальной экономики, то целью транснациональных корпораций является достижение максимальной эффективности процесса доставки товаров и услуг до потребителя, будь то частный покупатель или другая корпорация. Поэтому, несмотря на огромный прогресс, который предприятиям, да и целым странам, удалось достичь в развитии логистики, остается еще широкое поле деятельности для дальнейшей оптимизация этих процессов. На то есть несколько причин:
1) потребители
ожидают и требуют более высокого уровня
обслуживания;
2) Появление Интернета размыло границу
между потребителем и производителем;
3) Благодаря Интернету обмен информацией
между потребителями стал куда более интенсивным.
В связи с этим в последнее время уделяется особое внимание логистики в интернет-коммерции, сетевой коммерции пли электронной коммерции (е-коммерции). При этом часто забывается довольно очевидное, что сетевая, электронная составляющая представляет собой не более чем набор удобных программ (ПО) соответствующей деятельности, не меняющих сущности коммерции и направленных на уменьшение издержек прежде всего их информационной составляющей, т. с. издержек взаимодействия. Поэтому е-коммерцию можно определить как набор оптимальных правил ведения бизнеса в условиях развивающегося спроса.