Современный рынок и логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Описание

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает «искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое.
Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIXв. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность и функции логистики. 4
1.1. Производственная логистика. 5
1.2. Понятие распределительной логистики. 16
2. Современнный рынок России и логистика. 21
Заключение. 27
Список литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

Современный рынок и логистика.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

       Термин   «распределение»,    использованный    в    названии    изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке,  так и в практике.

       В логистике под распределением понимается физическое,   ощутимое, вещественное  содержание  этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во  внимание, однако не  они  являются  основным  предметом  исследования  и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной   логистике   является рационализация процесса физического распределения   имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна  ли сеть складов (если да, то какая?),  нужны  ли  посредники  —  вот  примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

       Логистика  изучает  и  осуществляет  сквозное  управление   материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного  характера,  то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

     - распределяются заказы между  различными  поставщиками  при  закупке товаров;

     - распределяются  грузы  по  местам хранения  при поступлении   на предприятие;

     - распределяются  материальные  запасы  между  различными  участками производства;

     - распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

       Понятие распределительной логистики  легко сформировать на  основе  общего определения понятия логистики.  Вспомним,  что  логистика  определяется  как наука  (деятельность)  о   сквозном   управлении   материальными   потоками, включающими в себя:

          1. Доведение материального потока до производства:

          2. Управление процессом прохождения  потока внутри производства;

          3. Управление процессом доведения  готовой продукции до потребителя.

       Специфика логистики заключается   в  объединении  управления  материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в  «одних руках».6

       Распределительная логистика изучает  последний этап  (не  в  отрыве,  а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть  представляет собой  науку  (деятельность)   о   планировании,   контроле   и   управлении транспортированием, складированием и другими материальными   и    не материальными  операциями,  совершаемыми  в   процессе   доведения   готовой продукции  до  потребителя  в  соответствии  с  интересами  и   требованиями последнего,  а  также  передачи,  хранения   и   обработки   соответствующей информации.

       Принципиальное отличие распределительной  логистики от традиционных  сбыта и продажи заключается в следующем:

     -   подчинение процесса  управления  материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

     -   системная   взаимосвязь   процесса   распределения   с   процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

     - системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

       Определение распределительной  логистики формулируется следующим   образом: распределительная  логистика  —  это   комплекс   взаимосвязанных   функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

       Процесс розничной продажи в  логистике, как правило,  не  рассматривается.

     Эффективность этого процесса в основном  зависит  от  факторов,  лежащих  за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей,  от  умения оформить  торговый  зал,  организовать  рекламу   и   т.п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи,  конечно  же, необходима, но здесь  значимость  ее  гораздо  ниже,  чем  на  более  ранних стадиях движения материального потока.

       Необходимо уточнить, что сказанное  выше относится не к процессу  розничной торговли в целом, который включает в себя  и  оптовую  закупку  и  розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.

       Объект изучения в распределительной  логистике  —  материальный  поток  на стадии  движения  от  поставщика   к   потребителю.   Предмет   изучения   — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

       Распределение  материального   потока  уже   достаточно   давно   является существенной стороной хозяйственной деятельности. однако положение одной  из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно.  В  странах с  развитой  рыночной  экономикой  в  50-х — начале  60-х  годов   системы распределения развивались в значительной степени  стихийно.  Вопросы  выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к  транспортировке  и доставки получателю; вопросы производства и закупок  материалов  решались  в слабой  взаимосвязи  друг  с  другом.  Отдельные   подфункции,   которые   в совокупности    образуют    функцию    распределения,    трактовались    как самостоятельные  функции  управления.  Интегрированный  взгляд  на   функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х  годов.  В  этот  период пришло  понимание  того,  что  объединение  различных  функций,   касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления,  несет  в себе большой резерв повышения эффективности.

       Результатом  интегрированного  подхода  к  реализации  различных   функций распределения стало  включение  распределения  в  структуру  функционального управления организаций и предприятии.

       В торговле примером интеграции  различных подфункций  распределения  может служить выделение и развитие специальных структур,  занимающихся  снабжением магазинов.  В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  такие   структуры распределения  в  70-е  годы  стали  создавать  и  развивать  крупные   цепи розничной   торговли.   Отечественный    опыт    представлен    организацией централизованной    доставки    товаров    в    магазины     экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

     Задачи  распределительной  логистики.

       Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по  управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от  момента постановки задачи реализации  и  заканчивая  моментом  выхода  поставленного продукта из сферы  внимания  поставщика.  При этом  основной  удельный  вес занимают задачи  управления  материальными  потоками,  решаемые  в  процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

       Состав  задач  распределительной   логистики  на,  микро-  и   макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и  решает следующие задачи:

       1. планирование процесса реализации;

       2. организация получения и обработки  заказа;

       3.  выбор  вида  упаковки,  принятие  решения  о  комплектации,  а  также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих  отгрузке;

       4. организация отгрузки продукции;

       5. организация доставки и контроль  за транспортированием;

       6. организация послереализационного  обслуживания.

     На  макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

       1. выбор схемы распределения материального  потока

       2.  определение   оптимального   количества   распределительных   центров (складов) на обслуживаемой территории;

       3. определение оптимального места  расположения распределительного  центра (склада) на обслуживаемой территории;

       4.  ряд других  задач,  связанных   с  управлением  процессом   прохождения материального потока по территории района, области,  страны,  материка или всего земного шара.7

 

      2. Современнный  рынок России и логистика.

     В современных условиях рынок предъявляет  к каждому субъекту финансово-хозяйственной  деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое  положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов. Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и другое. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль и увеличивая конкурентоспособность предприятия на рынке. Именно этими вопросами занимается логистика.

     Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.

     Возможность и темпы развития логистических  подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.

     Не  вдаваясь в детальный экономический  анализ, сформулируем в общих чертах принципиальные трудности, которые  имеются на пути развития логистической  концепции в России:

  • тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
  • недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
  • отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
  • низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
  • слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.8

     Это в общем случае, а в частности  самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой  логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов организации. что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.

     Отсутствие  единого описания бизнес-процесса влечет несогласовабывших советских предприятий  характерны ситуации, когда функции  не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие <общие> цели, как оно их понимает.

     Следствием  этого может стать примитивный  сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и заказчиками (сегодня это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.

     Здесь можно остановиться на конкретном примере. У российских дистрибьюторов, торгующих замороженными продуктами, в свое время возникли трудности с российскими хладокомбинатами. Дело в том, что у каждых были свои ключевые моменты, поступаться которыми не хотели ни одни, ни другие. Начнем по порядку.

     Российские  дистрибьюторы, раскрутившись в  свое время на мороженом "Mars", все  более явно стали ощущать присутствие  друг друга на рынке. Возникла необходимость  расширения ассортимента: сначала за счет других сортов мороженого, потом - прочей "заморозки" западного производства (овощные, мясные и рыбные полуфабрикаты). Наконец, маркетинговая стратегия привела их на отечественные хладокомбинаты. Там их ждал поистине прохладный прием. Правда, после многомесячных переговоров летом 1996 г. восемь московских дистрибьюторов и два хладокомбината создали ассоциацию под названием "Столичное мороженое": одни получили гарантии постоянных поставок, другие - постоянного сбыта. Но дело в том, что производители сдались только тогда, когда у них на складах в разгар сезона скопилось по нескольку сотен тонн мороженого, а впереди замаячил зимний спад продаж, в последние годы кончавшийся остановкой производства.

Информация о работе Современный рынок и логистика