Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:56, контрольная работа
Основным фактором, определяющим качество доставки грузов, является время (сроки) доставки грузов, рассматриваемое как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей. Качество доставки предполагает также скорость и регулярность поставки грузов, их сохранность при перевозке, а также ликвидацию излишних перегрузочных операций. Первые два параметра во многом определяют реакцию на изменения конъюнктуры рынка и уровень товарных запасов.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ.
2.ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК
3.ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
4. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. СЕРВИС ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
Введение
1. Сущность и задачи
2.Виды перевозок
3.Выбор вида транспортного средства
4. Транспортные тарифы и правила их применения. Сервис транспортного обслуживания потребителей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Зачастую транспортный сервис дополнен операциями грузопереработки, например, на грузовых терминалах и т.д.
Современное понятие транспортировки
грузов в нашей стране существенно
изменилось с развитием рыночных
отношений от отрасли, приравненной
к промышленным отраслям экономики,
до сферы услуг - транспортного сервиса.
С позиций потребителя
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как логистическую функцию, связанную с перемещением материального потока определенным транспортным средством в логистической цепи, и состоящую, в свою очередь, из множества логистических операций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.
1.Сущность
и задачи транспортной
Логистика – это
наука о планировании, контроле и управлении
транспортированием, складированием и
другими логистическими операциями, совершаемыми
в процессе доведения сырья и материалов
до производственного предприятия, внутрипроизводственной
переработки сырья, материалов и полуфабрикатов,
доведения готовой продукции до потребителя
в соответствии с его интересами и требованиями,
а также передачи, хранения и обработки
соответствующей информации.
Логистика широко ориентирована
на потребителя. Её цель – доставка продукции
точно в срок при минимальных затратах
на снабжение, хранение, производство,
упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему
значительно улучшаются условия функционирования
всей экономики. Реализуется главная цель
логистики путем решения большого комплекса
задач.
Задачи, решаемые в логистике: глобальные,
общие, частные.
Логистика объединяет такие
сферы экономической деятельности, как
логистика снабжения, производства, сбыта,
транспорта и т.д.
Транспортная логистика
Транспортирование – логистическая операция,
заключающаяся в перемещении продукции
в заданном состоянии с применением транспортных
средств, начинающаяся с погрузки в место
отправления и заканчивающаяся разгрузкой
в месте назначения. Данная логистическая
операция включает в себя:
1. процесс транспортирования груза в место
назначения. Сроки доставки зависят от
ряда факторов, в том числе разновидности
груза, категории скорости, вида отправки;
2. доведение товара до покупателя путем
отгрузки соответствующим вида транспорта.
Если договором отгрузки не определено,
на каких условиях и каким видом транспорта
осуществляется доставка, то право выбора
транспорта и определение условий транспортировки
принадлежит поставщику, если иное не
вытекает из закона, иных правовых актов,
существа обязательства или обычаев делового
оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);
3. транспортирование груза к терминалу
в месте отправления и с терминала в месте
назначения или со склада поставщика в
адрес конечного потребителя.
Транспорт представляет собой
важное звено логистической системы. Он
должен обладать рядом необходимых свойств
и удовлетворять определенным требованиям
в целях создания инновационных систем
сбора и распределения грузов. Прежде
всего, транспорт должен быть достаточно
гибким, чтобы обеспечивать перевозочный
процесс, подвергающийся еженедельной
или даже ежедневной корректировке, гарантировать
частую и круглосуточную доставку грузов
в разбросанные и отдаленные пункты, надежно
обслуживать клиентуру с целью избежания
остановки работы предприятий или дефицита
у заказчика. Одновременно транспорт должен
обладать способностью перевозить небольшие
партии грузов через короткие интервалы
времени в соответствии с меняющимися
запросами пользователя и условиями мелкосерийного
производства.
К основным задачам транспортной логистики
относятся:
· создание транспортных систем, в том
числе создание транспортных коридоров
и транспортных цепей;
· совместное планирование транспортных
процессов на различных видах транспорта
(в случае смешанных перевозок);
· обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса;
· совместное планирование транспортного
процесса со складским и производственным;
· выбор вида транспортного средства;
· выбор типа транспортного средства;
· определение рациональных маршрутов
доставки.
2. Виды перевозок
Транспорт - это отрасль
материального производства, осуществляющая
перевозки людей и грузов. В
структуре общественного
Значительная часть
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения).
Понятие транспорта
общего пользования охватывает железнодорожный
транспорт, водный транспорт (морской
и речной), автомобильный, воздушный
транспорт и транспорт
Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики
в первую очередь относят задачи,
решение которых усиливает
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов и, конкурирующих сторон и партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
К задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
выбор вида транспортного средства;
выбор типа транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки и др.
3.Выбор вида транспортного средства
Можно выделить следующие
основные виды транспорта: железнодорожный;
морской; воздушный; трубопроводный.
Каждый из видов транспорта
имеет конкретные особенности с точки
зрения логистического менеджмента, достоинства
и недостатки, определяющие возможности
его использования в логистической системе.
Рассмотрим сравнительные логистические
характеристики различных видов транспорта,
которые следует учитывать при выборе
транспортного средства.
Железнодорожный транспорт. Достоинства:
высокая провозная и пропускная способность;
независимость от климатических условий,
времени года и суток; высокая регулярность
перевозок; относительно низкие тарифы;
значительные скидки для транзитных отправок;
высокая скорость доставки грузов на большие
расстояния. Недостатки:
ограниченное количество перевозчиков;
большие капитальные вложения в производственно-техническую
базу; высокая материалоемкость и энергоемкость
перевозок; низкая доступность к конечным
точкам продаж (потребления); недостаточно
высокая сохранность груза.
Вагонный парк состоит из
пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые
вагоны подразделяются на универсальные
(крытые, полувагоны, платформы, цистерны)
и специализированные, приспособленные
для перевозок определенного вида груза
(изотермические, цементовозы, кислотные
и др.). крытые вагоны используются для
перевозки ценных грузов и грузов, боящихся
атмосферных осадков; полувагоны – для
массовых наволоченных и лесных грузов;
цистерны – для наливных грузов (бензин,
керосин, молоко и др.). тяжеловесные и
крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах
грузоподъемностью 400 т.
Каждый тип вагона характеризуется
грузоподъемностью, вместительностью,
массой тары вагона и другими показателями.
Грузоподъемность определяется количеством
груза в тоннах, которое может быть погружено
в данный вагон в соответствии с прочностью
его ходовых частей, рамы и кузова, вместительностью
– произведением длины вагона на его ширину
и высоту. Важнейшим элементом роста производительности
вагонного парка является полное использование
грузоподъемности и вместительности вагонов.
О степени использования грузоподъемности
и вместительности вагона при перевозке
того или иного грузу можно судить по соответствующим
коэффициентам.
Для выполнения грузовых, коммерческих
и других операций железная дорога имеет
грузовые станций, которые оснащены грузовыми
устройствами и сооружениями. Грузовая
станция – комплекс путевых и грузовых
устройств, технических и служебных помещений,
предназначенных для выполнения соответствующих
грузовых и коммерческих операций. Она
производит операции по приему, погрузке
и выдаче грузов и багажа.
Морской
транспорт. Достоинства:
возможность межконтинентальных перевозок;
низкая себестоимость перевозок на дальние
расстояния; высокая провозная и пропускная
способность; низкая капиталоемкость
перевозок. Недостатки:
ограниченность перевозок; низкая скорость
доставки (большое время транзита); зависимость
от географических, навигационных и погодных
условий; необходимость создания сложной
почтовой инфраструктуры; жесткие требования
к упаковке и креплению грузов; невысокая
частота отправок.
Основными показателями,
характеризующими речные и морские суда,
являются водоизмещение, грузоподъемность,
грузовместимость, размеры судов (длина,
ширина, высота борта) и осадка груженом
и порожнем состояниях.
Для выполнения операций
по погрузке и отгрузке, приему и выдаче
грузов, организации перевозок и обслуживанию
флота имеются морские и речные порты
и пристани. Портом называют
прибрежный пункт, имеющий удобные водные
подходы для судов, связанный со стороны
береговой территории с железнодорожным
и безрельсовым транспортом и оснащенный
соответствующим сооружением, устройствами
и оборудованием, обеспечивающими быструю
погрузку и разгрузку судов, вагонов и
автотранспорта, навигационное обслуживание
судов, культурно-бытовое обслуживание
и экипировку судов.
Внутренний водный (речной) транспорт. Достоинства:
высокие провозные способности на глубоководных
реках и водоемах; низкая себестоимость
перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки:
ограниченность перевозок; низкая скорость
доставки грузов; зависимость от неравномерности
глубин рек и водоемов, навигационных
условий; сезонность; недостаточная надежность
перевозок и сохранность груза.
Автомобильный
транспорт. Достоинства:
высокая доступность; возможность доставки
груза «от двери до двери»; высокая маневренность,
гибкость, динамичность; возможность использования
различных маршрутов и схем доставки;
высокая сохранность груза; возможность
отправки груза маленькими партиями; широкие
возможности выбора наиболее подходящего
перевозчика. Недостатки:
низкая производительность; зависимость
от погодных и дорожных условий; относительно
высокая себестоимость перевозок на большие
расстояния; недостаточная экологическая
чистота; срочность разгрузки; сравнительно
малая грузоподъемность.
Материально-техническая
база автомобильного транспорта состоит
из подвижного состава (автомобиля, тягачи,
прицепы и полуприцепы), автотранспортного
предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой – до
0,5 т, малой – от 0,5 до 2 т, средней – от 5
до 15 т, особо большой – более 15 т.
Для осуществления перевозок
грузов на автомобильном транспорте имеются
автотранспортные предприятия (АТП) –
это транспортные предприятие комплексного
типа, осуществляющие перевозку грузов
или пассажиров, хранение, техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава,
а также обеспечение транспортных средств
эксплуатационными материалами.
Воздушный
транспорт. Достоинства:
наивысшая скорость доставки груза; высокая
надежность; наивысшая сохранность; возможность
достижения отдаленных районов. Недостатки:
высокая себестоимость перевозок, наивысшие
тарифы среди других видов транспорта;
высокая капиталоемкость, материало- и
энергоемкость перевозок; зависимость
от погодных условий.
Трубопроводный транспорт. Достоинства:
низкая себестоимость; высокая пропускная
способность; высокая сохранность груза;
низкая капиталоемкость. Недостатки:
ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты,
эмульсии сырьевых материалов); недостаточная
доступность малых объемов транспортируемых
грузов.
Выделяют шесть основных факторов
влияющих на выбор видов транспорта: время
доставки, частота отправлений груза,
надежность соблюдения графика доставки,
способность перевозить разные грузы,
способность доставить груз в любую точку
территории, стоимость перевозки.
Груз – принятая к перевозке
транспортом общего пользования или иным
перевозчиком продукция, а также различное
имущество физических или юридических
лиц.
Автомобильные
грузы классифицируются:
· По виду тары:
тарные; бестарные.
· По массе одно грузового
места: штучные (<250 кг, а для катных
грузов (бочки, катушки, кабели) – до 500
кг); повышенной массы (от 250 кг, а для катных
от 500 кг до 30 т); тяжеловесные (штучные
неделимые >30 т).
· По размерам:
допускаемые к перевозкам по дорогам общего
пользования и крупногабаритные – размеры
не должны превышать по ширине 2,5 м, по
высоте – 3,8 м, длина за пределом заднего
борта кузова – 2м.
· По способу погрузке
и выгрузке: штучные; сыпучие; навалочные;
наливные.
· По размеру отправки:
мелкопартионные (до 5т); партионные (от
5 до 30 т); массовые (более 30т);
· По специфическим
свойствам: скоропортящиеся; опасные;
антисанитарные (мусор, нечистоты); животные.
Совокупность показателей грузов, которая
определяет требования ко всем условиям
его перевозки, называется его транспортной
характеристикой.
Классификация
грузов на морском транспорте:
· Массовые: наливные;
навалочные; насыпные; лесоматериалы.
· Общие (генеральные):
мешковые; контейнерные и пакетные; штучные
и тарные; металлы и металлические изделия;
тяжеловесные и габаритные.
· Особорежимные:
опасные; скоропортящиеся; скот и животные;
сырые продукты, т.е. грузы, которые хранят
и перевозят при условии соблюдения специальных
правил.
Перевозимый груз состоит из
собственного груза и тары. Полная масса
и тары называется массой брутто,
чистая – массой нетто.
Различные виды груза снабжаются
соответствующей маркировкой.
Маркировкой называют различного
вида знаки, рисунки, надписи или условные
обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие
порядок их учета и меры их сохранности
при транспортировке.
Товарная
(фабричная) маркировка содержит наименование
изделия и название производителя товара,
его адрес, заводскую марку, указание сорта,
ГОСТа и другие необходимые сведения о
товаре.
Отправительская
маркировка содержит номер места (в
числителе) и число мест (в знаменателе),
наименование отправителя и получателя,
пункт отправления и назначения.
Специальная
(предупредительная) маркировка указывает
способ хранения груза и обращения с ним
в пути и во время грузовых операций. На
опасные грузы наносят дополнительную
маркировку знаками, надписями и цветными
наклейками согласно правилам о перевозке
этих грузов.
Транспортная маркировка наносится
отправителем в виде дроби (в числители
порядковый номер, под которым эта отправка
принята к перевозке по книге отправления,
в знаменателе – число мест данной отправки),
рядом с дробью – номер грузовой накладной.
На тарно-штучных грузах указывается масса
брутто и нетто.
При отправлении продукции следует
определить массу груза.
Для этого пользуются различными способами:
прямым взвешиванием, счетом грузовых
мест, обмером штабелей, а на водном транспорте
– и по осадке судна.
Задачи управления транспортом
в процессе физического движения товаров
на пути от производителя к потребителям
после сформирования логического канала
распределение сводится к следующим:
1. выбор вида транспорта и определение
видов транспортировки;
2. выбор вида грузовых перевозок и маршрутизация
грузопотоков;
3. управление и контроль за движением
транспорта в ходе доставки товара по
логической цепи.
Наряду с общими действующими кодексами
и уставами, регламентирующие соответствующие
транспортные перевозки, в каждом конкретном
случае составляют договор перевозки.
В этом договоре перевозчик обязуется
перевезти оговоренный груз до заданного
пункта в согласованные сроки, а отправитель
обязуется в установленном порядке оплатить
работу перевозчика.
Для железнодорожного
транспорта первичным документом,
имеющим силу договора, является накладная, составляемая
отправителем. В комплект необходимой
сопроводительной документации, кроме
накладной, входят дорожная ведомость,
корешок дорожной ведомости
и квитанция о приеме груза. Основным
документом для учета работы железной
дороги является корешок дорожной ведомости,
который остается у отправителя.
При отправке груза автомобильным
транспортом основным документом
является типовой договор
на перевозку, а
для расчетов между заказчиком и автотранспортной
организацией обязательно составляется товарно-транспортная
накладная. При выпуске на линию водителю
выдается путевой лист,
который должен быть им возращен по окончанию
работы.
При отправке груза морским
транспортом в случае использования
судна, совершающего регулярные рейсы,
договором на перевозку является документ,
называемый коносаментом,
который по содержанию является своего
рода накладной. Коносамент может быть именным, т.е.
составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е.
поручительным, и предъявительным,
т.е. действительным по факту его предъявления.
Если используемое судно совершает не
регулярный рейс на условиях фрахта, то
составляемый договор морской перевозки
называется чартерным. В
случае перевозки груза в прямом водном
сообщении (по принципу «море – река»)
или в смешанном железнодорожно-водном
сообщении этот сопроводительный документ
называется накладная. Если
же осуществляется межпортовая перевозка,
т.е. морская перевозка в чистом виде, то
первичные документ для передачи груза
на судно является так называемый «погрузочный ордер».
При перевозке грузов внутренним
речным транспортом основным документом
является заключенные пароходством с
грузоотправителем навигационные договоры.
Документом, сопровождающим груз во все
время его транспортировки, и в этом случае
является накладная.
Перевозки грузов воздушным
путем также осуществляются согласно
соответствующим образом оформленной накладной.
|
|
| |
|
|
|
|
|
Выделяют шесть основных
факторов, влияющих на выбор вида транспорта.
В табл.1 дается оценка различных
видов транспорта общего пользования
по каждому из этих факторов. Единице
соответствует наилучшее
Табл.1
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта |
Факторы |
влияющие на выбор вида транспорта | ||||
время доставки |
частота отправлений |
надежность соблюдения графика доставки груза |
способность перевозить разные грузы |
способность доставить груз в любую точку территории |
Стоимость перевозки | |
Железнодорожный |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Автомобильный |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
надежность соблюдения графика доставки;
время доставки:
стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные табл.1 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000 долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось заплатить: экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т.е. 2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались); банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000 долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 - годовая банковская процентная ставка за кредит); суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен - самолет был выгоднее.
Заключение
Транспорт - это отрасль
материального производства, осуществляющая
перевозки людей и грузов. В
структуре общественного
В связи с развитием
международных и
Для сопряжения различных видов транспорта
создается развитая сеть портовых сооружений,
погрузочно-разгрузочных терминалов,
складских сооружений, подъездных путей,
сортировочных сооружений, маневренных
средств и погрузочно-разгрузочных механизмов
и устройств.
Поэтому наряду с управлением коммерческими
операциями транспортировки (подготовкой
и приемов грузов, оформление документов,
взиманием оплаты и различных сборов,
пломбированием, оформлением переадресовки,
выдачей получателям) осуществляется
управление технологическим процессом
транспортировки. Этот технологический
процесс выполняется персоналом и оборудованием
соответствующих звеньев транспортной
цепи и ни при каких обстоятельствах не
может быть нарушен.
Таким образом, основным фактором, определяющим
качество доставки грузов, является время
(сроки) доставки грузов, рассматриваемое
как один из наиболее значимых параметров
качества обслуживания потребителей.
Качество доставки предполагает также
скорость и регулярность поставки грузов,
их сохранность при перевозке, а также
ликвидацию излишних перегрузочных операций.
Первые два параметра во многом определяют
реакцию на изменения конъюнктуры рынка
и уровень товарных запасов.
Информация о работе Сущность и задачи транспортной логистики