Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:33, лекция
Важность рациональной организации транспортировки грузов
Транспортная логистика
Важность рациональной организации транспортировки грузов
Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.
В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.
Основные задачи транспортной логистики
Транспортная логистика
решает следующие основные
задачи:
– создание транспортных
систем, в том числе
создание транспортных
коридоров и транспортных
цепей;
– совместное планирование
транспортных процессов
на различных видах
транспорта (в случае
смешанных перевозок);
– обеспечение технологического
единства транспортно-складского
процесса;
– совместное планирование
транспортного процесса
со складским и производственным;
– выбор вида и типа
транспортного средства;
– определение рациональных
маршрутов доставки.
Выбор оптимального вида транспорта. Характеристика видов транспорта
Исходными данными для
выбора оптимального
вида транспорта для
конкретной перевозки
является информация:
– о характерных особенностях
различных видов транспорта,
их + и –;
– других задачах логистики,
связанных с транспортировкой
продукции, таких, как
создание и поддержание
оптимального уровня
запасов, выбор вида
упаковки и др.
Выделяют шесть основных
факторов выбора вида
транспорта:
– время доставки;
– частота отправлений
груза;
– надежность соблюдения
графика доставки;
– способность перевозить
разные грузы;
– способность доставить
груз в любую точку территории;
– стоимость перевозки.
Автомобильный транспорт
Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.
Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.
Железнодорожный транспорт
В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков.
Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.
Недостатки: невысокая маневренность.
Морской транспорт
Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность.
Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.
Внутренний водный транспорт
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Преимущество – низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.
Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.
Воздушный транспорт
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
Преимущества: высокая скорость; возможность достижения отдаленных районов.
Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.
Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.
Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.
Плюсы передачи промышленными фирмами части своих функций транспортным предприятиям
Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами, грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.
Политика транспортных предприятий в области предоставления новых нетрадиционных дополнительных услуг; политика в области коммуникаций
К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных услуг.
Различные предприятия
передают транспортным
фирмам следующие функции:
1) выполнение и оформление
расчетов за перевозку
грузов;
2) определение цены
за перевозку;
3) выполнение складских
операций;
4) выбор оптимального
маршрута доставки товаров;
5) контроль за грузами,
находящимися в пути
следования;
6) организацией электронного
обмена данными между
всеми участниками логистического
процесса и хранением
информации;
7) контроль за товарно-материальными
запасами, выполнением
заказов;
8) эксплуатация парка
транспортных средств.
Политика транспортных
предприятий в области
коммуникаций имеет
цели:
Логистическая организация
транспортных предприятий
требует переосмысления
политики с точки зрения
того, что сбыт транспортных
услуг большей частью
происходит исключительно
на рынке покупателей,
а не продавцов. Это
подразумевает, что
для эффективной деятельности
транспортных предприятий
необходимо:
1) постоянное присутствие
на рынках спроса;
2) постоянное информирование
клиентов о предлагаемых
пакетах услуг;
3) чтобы в информации
для клиентов содержалось
нечто новое, например,
реклама нового маршрута
или нового способа
перевозок;
4) организовывать работу,
с точки зрения рынка
покупателей, также
и в периоды, характеризующиеся
недостатком транспортных
мощностей, так как стремление
сбыть услуги характеризуется
продолжительным действием.
Таким образом, политика в области коммуникаций должна быть направлена на то, чтобы убедить рынок или определенные группы клиентуры в особой значимости предложенной услуги и, возможно, ее незаменимости.