Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:18, реферат
Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30% от их закупочной стоимости.
Введение 3
1. Роль и значение запасов в логистике 4
2. Экономическая сущность запасов и их виды 7
3. Критерии оптимизации запасов 13
Заключение 17
Список литературы 18
Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.
По
отношению к комплексным
Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.
К
специфическим складским
По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.
Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
Страховая,
или гарантийная, часть запасов
производственных и сбытовых предназначена
для сведения к минимуму логистических
и финансовых рисков, связанных с
непредвиденными колебаниями
Подготовительный
запас – часть
Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.
Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов7.
3. Критерии оптимизации
запасов
На практике, руководство зачастую бывает перегружено различными отчетами с показателями операционной и финансовой оценки. Отчеты представляют смесь различных взглядов на проблемы управления запасами вместо представления общих для фирмы оценок, т.к. задачи отделов могут конфликтовать, например финансовый отдел и отдел складирования в отличие от коммерческого отдела заинтересован в низких размерах запаса и т.д.
Наиболее часто на практике используются следующие показатели8:
1. Коэффициент оборачиваемости
2. Уровень обслуживания покупателей
3. Рентабельность продаж
4. Показатель выполнения плана реализации
5. Оценка работы поставщиков (своевременность доставки, качество доставки)
6. Сокращение излишних запасов
7. Точность учетных записей
8. Процент рекламаций и др.
Перечисленные показатели позволяют оценить те или иные стороны управления запасами торгового предприятия. В то же время, эти показатели, являясь лишь проекцией системы управления запасами, односторонне отражают ее состояние и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи. Например, нужно учитывать что сокращение запасов может привести к росту дефицита и т.п.
При разработке системы показателей руководствуются следующими критериями:
1. Необходимость и достаточность показателей для комплексной оценки.
2. Возможность руководства воздействовать на показатели.
3. Соответствие показателей целям фирмы, зависимость от них прибыли и рентабельности инвестиций.
4. Возможность простого расчета показателей.
5. Надежность расчета показателей.
Критерием оптимизации становится минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, влияющих не величину совокупных затрат:
а) используемая площадь складских помещений;
б) издержки на хранение запасов;
в) стоимость оформления заказа.
Обобщающей показателем оценки управления запасами может служить показатель рентабельности запасов, который рассчитывается по формуле:
R= (РТН-ИЗ)/О, где:
R – рентабельность запаса,
РТН – реализованное торговое наложение,
ИЗ – издержки заказа,
О – средние остатки запасов.
Этот
показатель является вариантом показателя
рентабельности инвестиций, который
используется при обобщающей оценке
эффективности бизнеса и
Значение показателя рентабельности запасов зависит от трех видов издержек, рассматриваемых в управлении запасами: издержки заказа, издержки хранения и издержки дефицита.
Издержками заказа называют затраты, прямо зависящие о количества раз пополнения запасов (транспортные расходы от поставщика, расходы по оформлению, проверке качества и т.п.).
Издержками дефицита является недополученная прибыль в результате дефицита товара на складе.
При формировании запасов мы должны учитывать, что при этом фирма терпит убыток. Издержками хранения является упущенная выгода или недополученная прибыль при отсутствии возможности использовать капитал в других целях, др.словами стоимость омертвления капитала, др.словами альтернативная стоимость, др.словами базовая (нормальная, требуемая) доходность от вложений в запасы. Вложения в запасы выгодны, если приносят большую отдачу, чем альтернативное использование капитала, и мы должны понимать, что вкладывая деньги в запасы мы отказываемся от использования финансового ресурса для других целей (строительства нового склада, расширения ассортимента, закупки нового оборудования, транспортных средств, вложения денег в банк и покупки ценных бумаг).
На рисунке 2 изображены 3 шкалы, на которых изображаются эти три вида издержек. Величина треугольника отражает, насколько оптимальна система. Чем меньше треугольник тем ниже эти затраты и рентабельность запаса больше.
Рис.2. Шкалы издержек9
Управление запасами на практике ограничивается следующими директивами руководства:
“Слишком много запасов на складе. Заканчиваем закупать запасы”. В самом деле, на складе находится много излишних запасов. Однако, новая политика руководителя препятствует закупке любого товара, даже того, который продается регулярно. Результат следующий: склады полны запасов, но не имеется товаров, которые требует заказчик.
“Необходимо избавиться от этих запасов как можно скорее”. Эта директива весьма предсказуема. К сожалению, она часто забывается через пять дней после окончания отчетного года. А спустя двенадцать месяцев склады завалены еще большим количеством излишних товаров.
Одновременная оптимизация издержек трудно достижима и фирма продолжает испытывать дефицит при том что на складе полно излишних запасов. Т.е. снижение дефицита при той же частоте поставок трудно достижимы без роста запасов, попытки сократить запасы при том же уровне дефицита обеспечивается ростом частоты поставок и транспортных расходов, попытки снизить транспортные запасы при том же уровне дефицита обеспечивается высокими запасами.
Одновременную минимизацию по трем показателям и уменьшение треугольника обеспечивает работа системы “SIMPLE”. При этом данная система не является жесткой. Управляя запасами на более высоком уровне (через параметры системы), пользователь может обеспечивать любую форму треугольника, например обеспечивать максимальное снижение дефицита при прочих неизменных и т.п. в то время как “SIMPLE” принимает работу по прогнозированию спроса, нормированию запасов, отслеживанию запасов и выдачу в нужные моменты заказов в нужном количестве10.
Заключение
Итак, в настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.
Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.
В данной работе мы рассмотрели понятие, сущность запасов в логистике, изучили их виды и критерии оптимизации.
Список литературы
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. – М.: Дашков и К°, 2004. – 443 с.
2. Логистика: Учебник / под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 390 с.
3. Михайлова О.И. Введение в логистику. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. – 485 с.
4. Неруш Ю.М. Логистика. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 384 с.
5. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 542 с.
6. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 2007. – 581 с.