Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:36, задача
Груз находится в пункте А – 4000 кг. Используется автомобиль грузоподъемностью 2,5 т; груз – П класса (γ = 0,8). Необходимо организовать перевозку между пунктами с минимальным пробегом подвижного состава.
Задача
Груз
находится в пункте А – 4000 кг.
Используется автомобиль грузоподъемностью
2,5 т; груз – П класса (γ = 0,8). Необходимо
организовать перевозку между пунктами
с минимальным пробегом подвижного состава.
Пункты | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Выгрузка | 500 | 500 | 100 | 600 | 600 | 600 | 400 | 400 | 300 |
Погрузка | 400 | 400 | 300 | 500 | 400 | 700 | 100 | 400 | 300 |
Решение:
На
заданной схеме находим наименьшее звено.
В данном случае это звено Б-3 = 3 км.
Затем рассмотрим все звенья, связанные
с одной из этих вершин и рассмотрим все
звенья связанные с вершинами полученной
ломаной Б-Ж-З : Б-А = 5 км, Б-Ж = 7 км,
З-Ж = 4 км, З-И = 8 км, Ж-В = 4 км..
В каждый маршрут группируются пункты с учетом количества ввозимого и вывозимого грузов и вместимости единицы подвижного состава. Если все пункты данной ветви не могут быть включены в один маршрут, то ближайшие к другой ветви пункты группируются вместе с пунктами этой ветви.
Максимальная вместимость автомобиля, равная 2,5 т. Исходя из этого, пункты, указанные на рисунке 1, группируем следующим образом и представим в виде таблицы 1.
Таблица 1
Маршрут 1 | Маршрут 2 | ||||
Пункт | Количество груза, кг | Пункт | Количество груза, кг | ||
Б | 500 | 400 | Г | 100 | 300 |
В | 500 | 400 | Д | 600 | 500 |
Ж | 600 | 700 | Е | 600 | 400 |
З | 400 | 100 | И | 400 | 400 |
К | 300 | 300 | |||
Итого | 2000 | 1600 | Итого | 2000 | 1900 |
При этом пункт И не вошел в маршрут 1, так как автомобиль не смог бы принять его груз, и он расположен ближе остальных к другой ветви сети.
Для каждого маршрута строим таблицу. Для маршрута 1 она приведена в таблице 2. По главной диагонали в ней размещены пункты, включаемые в маршрут. Цифры в клетках показывают кратчайшие расстояния между ними. Начальный маршрут строим для трех пунктов матрицы А, В, Ж, имеющих наибольшие значения величины, показанной в итоговой строке (36, 34, 27), т.е. маршрут АВЖА.
Таблица 2
А | 5 | 11 | 8 | 12 |
5 | Б | 11 | 3 | 7 |
11 | 11 | В | 8 | 4 |
8 | 3 | 8 | З | 4 |
12 | 7 | 4 | 4 | Ж |
36 | 26 | 34 | 23 | 27 |
Для включения последующих пунктов в маршрут выбираем из оставшихся пунктов в таблице пункт, имеющий наибольшую сумму - это Б (26). Затем необходимо определить между какими пунктами начального маршрута его следует вставить. Для этого следует поочередно вставлять пункт Б между каждой соседней парой пунктов АВ, ВЖ, ЖА.
При этом для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращения маршрута (∆) по формуле:
∆kp = Cki + Cip – Ckp ,
где С – расстояние, км;
i - индекс включаемого пункта;
k – индекс первого пункта из пары;
p – индекс второго пункта из пары.
При
включении пункта Б между первой
парой пунктов АВ определяем размер
приращения ∆АВ при условии, что i =Б, k
= A, p = В. Тогда
∆АВ
= САБ + СБВ – САВ .
Соответствующие расстояния между пунктами берем из таблицы 2 и получаем ∆АБ = 5 + 11 – 11 = 5.
Для пунктов ВЖ приращение маршрута при включении пункта Б равно:
∆ВЖ = СВБ + СБЖ – СВЖ ,
т.е. ∆ВЖ = 11 + 7 – 4 = 14.
Для пунктов ЖА соответственно:
∆ЖА = СЖБ + СБА – СЖА ,
т.е. ∆ЖА = 7 + 5 – 12= 0.
Из полученных значений выбираем минимальное значение, т.е. ∆ЖА = 0 и между соответствующими пунктами вставляем пункт Б. Получаем маршрут АВЖБА.
Вновь в таблице 2 выбираем один из еще не включенных в маршрут пунктов З.
∆АВ = САЗ + СЗВ– САВ = 8 +8 – 11 = 5
∆ВЖ = СВЗ + СЗЖ – СВЖ = 8 + 4 – 4 = 8
∆ЖБ = СЖЗ + СЗБ – СЖБ = 4 + 3 – 7 = 0
∆БА = СБЗ + СЗА – СБА = 3 + 8 – 5 = 6 .
Так как наименьшей величиной является ∆ЖБ, пункт З включаем между ЖБ и получаем маршрут АВЖЗБА.
Получаем окончательный порядок объезда пунктов первого маршрута АВЖЗБА, длина которого составит 27 км. Можно утверждать, что полученная последовательность объезда дает наименьший или весьма близкий к наименьшему пути путь объезда пунктов маршрута 1.
По маршруту 2 проводятся аналогичные расчеты, исходные данные для которых представлены в таблице 3.
Начальный маршрут строим для трех пунктов матрицы А, Д, К, имеющих наибольшие значения величины, показанной в итоговой строке (93, 90, 81), т.е. маршрут АДКА.
Для включения последующих пунктов в маршрут выбираем из оставшихся пунктов в таблице пункт, имеющий наибольшую сумму, например, Г (67). Затем определяем между какими пунктами начального маршрута его следует вставить. Для этого следует поочередно вставлять пункт Г между каждой соседней парой пунктов АД, ДК, КА.
Таблица 3
А | 14 | 16 | 15 | 15 | 27 |
14 | Г | 15 | 12 | 12 | 19 |
16 | 15 | Д | 23 | 23 | 14 |
21 | 7 | 22 | Е | 5 | 12 |
15 | 12 | 23 | 5 | И | 9 |
27 | 19 | 14 | 12 | 9 | К |
93 | 67 | 90 | 67 | 64 | 81 |
∆АД = САГ + СГД – САД = 14 +15 – 16 = 13
∆ДК = СДГ + СГК – СДК = 15 + 19 – 14 = 20
∆КА
= СКГ + СГА
– СКА = 19 + 14 – 27 = 6 .
Из полученных значений выбираем минимальное значение, т.е. ∆КА = 6 и между соответствующими пунктами вставляем пункт Г. Получаем маршрут АДКГА.
Вновь
в таблицы 3 выбираем один из еще не
включенных в маршрут пунктов Е.
∆АД = САЕ+ СЕД – САД = 21 +22 – 16 = 27
∆ДК = СДЕ + СЕК – СДК = 22 + 12 – 14 = 20
∆КГ = СКЕ + СЕГ – СКГ = 12 + 7 – 19 = 0
∆ГА
= СГЕ + СЕА
– СГА = 7 + 21 – 14 = 14 .
Из полученных значений выбираем минимальное значение, т.е. ∆КГ = 0 и между соответствующими пунктами вставляем пункт Е. Получаем маршрут АДКЕГА.
Вновь в таблицы 3 выбираем один из еще не включенных в маршрут пунктов И.
∆АД = САИ + СИД – САД = 15 +23 – 16 = 22
∆ДК = СДИ + СИК – СДК = 23 + 9 – 14 = 18
∆КЕ = СКИ + СИЕ – СКЕ = 9 + 5 – 12 = 2
∆ЕГ = СЕИ + СИГ – СЕГ = 5 + 12 – 7 = 10
∆ГА = СГИ + СИА – СГА = 12 + 15 – 14 = 13
Из полученных значений выбираем минимальное значение, т.е. ∆КЕ = 2 и между соответствующими пунктами вставляем пункт И. Получаем маршрут АДКИЕГА.
В результате указанных расчетов порядок объезда пунктов в этом маршруте будет АДКИЕГА и путь движения в данном случае составит 65 км.
На
рисунке 2 представим схему движения по
маршрутам 1 и 2.
Рисунок
3 – Схема движения по маршрутам № 1 и
2
Так как вместимость подвижного состава ограничена, необходимо определить возможность его использования для одновременного развоза и сбора груза на маршруте в той последовательности объезда пунктов, которая получена на предыдущем этапе расчетов.
Маршрут 1 должен по решению иметь следующую последовательность объезда пунктов – АВЖЗБА.
Проверим, какое при этом количество груза будет находиться в автомобиле на протяжении всего маршрута. В таблице 4 пункты маршрута приведены в полученной последовательности и дан расчет наличия груза после погрузки и выгрузки на каждом пункте.
Таблица 4
Пункт | Количество груза, кг | ||
Погрузка | Выгрузка | Всего в автомобиле | |
А | - | 1600 | 1600 |
В | 400 | 500 | 1700 |
Ж | 700 | 600 | 1600 |
З | 100 | 400 | 1900 |
Б | 400 | 500 | 2000 |