Закупочная логистика. Факторы развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:02, реферат

Описание

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Содержание

Сущность закупочной логистики 3
Задачи закупочной логистики 6
Задача «сделать или купить» 8
Задача выбора поставщика 9
Факторы развития логистики 10
Список используемой литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

 

Факторы развития логистики

     Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости  появления логистического подхода  к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

     I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

     До  начала 60-х годов XX века страны с  развитой рыночной экономикой имели  быстрорастущий рынок. Например, в США  он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

     Выпущенные  товары, так или иначе, попадали в  конечное потребление, производство, оптовая  и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

     Но  к началу 60-х годов начал формироваться  рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

     Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его  поставки. Улучшение работы в сфере  распределения товаров не требовало  таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

     Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации  распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени  выполнения заказа и при этом гарантировали  потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

     II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции.

     Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

     III. Энергетический кризис 70-х годов XX века.

     Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

     IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств.

     Замена  традиционных конвейеров автоматизированными  производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

     V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики.

     К важнейшим достижениям НТП в  области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

     1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно: 
- создание и массовое использование ЭВМ;

     - создание прикладных программных  систем, автоматизирующих процессы  планирования, прогнозирования, принятия  решений, ведения баз данных, решение  оптимизационных задач и т.п.;

     2) развитие средств передачи данных:

     - разработка стандартов передачи  информации;

     - создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

     Это дало возможность отслеживать все  этапы движения сырья, деталей, ГП, что  позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость  разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

     - автоматического отслеживания наличия  полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния  производственных запасов, объемов  поставок МР, места нахождения  грузов на пути от производителя до потребителя;

     - оперативной передачи информации  о реквизитах транспортируемых  грузов (особенно в международном  сообщении);

     - осуществления мониторинга и  управления в режиме реального  времени всеми фазами движения  продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

     - оперативного получения, обработки  и анализа информации о рынках  сбыта, о деятельности фирмы,  оценки ее конкурентного положения;

     - использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных  платежных систем, передачи электронной  сопроводительной документации  при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки  грузов и т.д.;

     - создания систем электронной коммерции.

     Использование информационных технологий позволило  поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали  создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

     VI. Разработка теории систем и теории компромиссов.

     Теория  систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

     Теория  компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

     VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

     До 1980-х международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов.

 

Список литературы

  1. www.loginfo.ru
  2. www.logistica.ru
  3. www.madi.ru
  4. Алесинская Т.В. «Основы логистики», Таганрог, 2005г.
  5. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 396 с.
  6. Гаджинский А.М.«Основы логистики», Москва, 1996г.
  7. Гончаров П.П.« Основы логистики», учебное пособие, Оренбург, 1995г.
  8. Залманова М.Е.«Логистика, учебное пособие, Саратов, 1995г.
  9. Лавров О.В.«Материальные потоки в логистике», Саратов, 1995г.
  10. Леншин И.А, Смоляков Ю.И. «Логистика», учебное пособие, Москва, 1996г.
  11. Сергеев В.И. «Менеджмент в бизнес-логистике». – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 722 с.
  12. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 1996. – 232 с.

Информация о работе Закупочная логистика. Факторы развития логистики