Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:33, реферат
В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.
Зарождение отечественного автотранспорта
В ряду имен изобретателей
одним из первых должен быть назван
дворцовый крестьянин из Казанской
губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков
(1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный
экипаж, приводившийся в движение мускульной
силой двух человек. Интенсивные поиски
новых видов транспорта велись в более
развитых странах Запада.
Русский механик-самоучка Иван Петрович
Кулибин (1735–1818) еще в 1791 г. изготовил педальную
повозку-самокатку. В ней он использовал
маховое колесо, коробку скоростей, подшипники
качения, тормоза, рулевой механизм. Таким
образом, повозка Кулибина, приводившаяся
в движение человеком, стоявшим на запятках,
содержала в себе ряд новых технических
усовершенствований, впервые применявшихся
в истории техники.
Практическое, применение автомобиля
как транспортного средства начинается
с появлением принципиально более простого,
компактного и экономичного двигателя
внутреннего сгорания (ДВС).
Опыты по созданию автомобилей, паромобилей
и электромобилей проходили в разных странах
в разных масштабах. Нельзя не отметить,
что уже в 1899 г. русский инженер И.В. Романов
разработал оригинальную конструкцию
электробуса. И хотя в это время направление
развития безрельсового сухопутного транспорта
окончательно не определилось, а будущие
автомобили еще занимали весьма скромное
место в ряду с электро- и паромобилями,
промышленное производство безрельсовых
транспортных средств (БТС) неуклонно
росло, а главное – повышалась экономическая
потребность в них, особенно в таких территориально
обширных странах как
В 1769–1770 гг. французский изобретатель
Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для
передвижения артиллерийских орудий.
«Тележку Кюньо» считают предшественницей
не только автомобиля, но и паровоза, поскольку
она приводилась в действие силой пара.
Паровые тележки для обычных дорог строились
также и в Англии, и в России, однако были
они тяжелыми, неудобными для пользования
и потому широкого распространения не
получили.
Появление легкого, компактного и достаточно
мощного двигателя внутреннего сгорания
открыло широкие возможности для развития
автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель
Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник
К. Бенц начали производство первых самодвижущихся
экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый
вклад в широкое распространение автомобильного
транспорта внес американский изобретатель
и промышленник Г. Форд. В России автомобили
появились в конце XIX в.
Первый советский автомобиль был выпущен
в 1924 г. С этого времени начинается развитие
автомобильной промышленности в СССР.
По своему назначению автомобили бывают
транспортные (для перевозки пассажиров,
грузов), специальные (санитарные, пожарные,
автолавки, автокраны и др.) и гоночные
(для спортивных соревнований). В свою
очередь, транспортные автомобили делятся
на легковые, грузовые и автобусы. В 1895 г.
по улицам Санкт-Петербурга к Марсову
полю проследовал первый автомобиль, приобретенный
за границей. Началом зарождения автомобильного
транспорта в России, как отрасли народного
хозяйства, считается 11 сентября 1896 г.,
когда Министерство путей сообщения издало
обязательное постановление «О порядке
и условиях перевозки грузов и пассажиров
по шоссе в самодвижущихся экипажах».
1 августа 1899 г. в Санкт-Петербурге на Марсовом
поле состоялась проба автомобилей для
перевозки пассажиров.
В основном автомобили покупали для частного
владения. Грузовые использовались для
перевозки случайных грузов заказчиков.
Так, уже с 1908 г. в Москве осуществлялась
перевозка топлива на собственных автомобилях
для городских учреждений.
Как правило, автотранспортные подразделения
создавались при предприятиях промышленности,
связи и др. Первое относительно крупное
автохозяйство (14 автофургонов) начало
работать в столичном Санкт-Петербургском
почтамте с сентября 1903 г.
История становления и развития автомобильного
транспорта в России тесно переплетается
с формированием экономического потенциала
страны, состоянием и прогрессом гужевого,
железнодорожного и водного транспорта.
Изучая разнообразную литературу, постепенно
отходишь от стереотипов, что царская
Россия была отсталой, полуфеодальной,
аграрной страной, «не имевшей даже автомобильного
транспорта».
Накануне первой мировой войны Российская
империя по территории и количеству населения
была одной из самых крупных держав, что
требовало мощной сети транспортных коммуникаций,
особенно автомобильных, в регионах, в
которых не было железнодорожного транспорта.
Предвоенная дореволюционная Россия имела
передовые для своего времени формы индустриального
капитализма. Она находилась на подъеме
(1909–1913 гг.), занимая в 1913 г. по производству
промышленной продукции четвертое место
в Европе и пятое место в мире. Так, добыча
нефти в 1913 г. составила 10,3 млн. т, угля –
29,2 млн. т (этот уровень был обеспечен лишь
в 30-е годы). Такое же положение было с производством
чугуна, стали, проката черных металлов,
добычей железной руды. Это создавало
материально-сырьевые предпосылки для
развития автомобилестроения.
Столь бурному прогрессу в немалой степени
способствовало быстрое развитие транспорта,
в первую очередь, и главным образом железнодорожного,
благодаря дальновидной инвестиционной
политике министра финансов С.Ю. Витте.
Перевозка пассажиров возрастала ежегодно
на 10, а грузов – на 7%. В России уже с 1906 г.
быстрыми темпами начал развиваться автомобильный
транспорт, в том числе грузовые автомобильные
перевозки. В основном подвижной состав
завозился из-за рубежа.
К 1910 г. в России с учетом выбытия был 3501
автомобиль, в основном в городах (2109);
мотоциклов – 1155, в том числе в городах
460. Следует иметь в виду, что городов было
крайне мало, в них проживало лишь 18% всего
населения (в 2004 г. – 73,1%). Наибольшее число
автомобилей находилось в промышленно
развитых губерниях. Это были главным
образом легковые автомобили для личных
поездок, развлечений, спорта и туризма.
Грузовых автомобилей было крайне мало.
Зарождающийся автомобильный транспорт
еще не играл существенной роли в экономической
и социальной жизни страны. Основная тяжесть
перевозок грузов и пассажиров ложилась
на железнодорожный транспорт.
Русские промышленники считали, что развитие
автомобилестроения и автомобильного
транспорта для России является преждевременным
из-за отсутствия надлежащих дорог, водителей,
неприспособленности улиц городов для
автобусных перевозок, многовековой привычки
к сложившимся видам перевозок. Однако
экономика России и опыт западных стран
опровергали эти концепции. Прежде всего,
следует проанализировать дорожные условия,
которые в ряде губерний, особенно западных
(Польша, Литва, Прибалтийский (Остзейский)
край, западные районы нынешней Российской
Федерации), были относительно удовлетворительными.
Хотя объективности ради надо отметить,
что в целом дороги оказывались пригодными
лишь для гужевого транспорта.
Что же касается кадрового обеспечения,
то эта проблема требовала своего решения.
В автотранспортной отрасли работала
незначительная доля трудоспособного
населения. В 1913 г. на всех видах транспорта
(в основном на железнодорожном) и в связи
было лишь 2% занятого населения. Шоферы
считались привилегированной прослойкой
рабочего класса. В среднем шофер получал
100 руб. в месяц, что по масштабам цен 1913–1917 гг.
было достаточно высокой оплатой. Средний
месячный заработок рабочего составлял
20–25 руб.
В городах России главным образом работал
гужевой и городской пассажирский электрический
транспорт, но жизнь обусловливала необходимость
новых, более эффективных видов городского
транспорта взамен конки, трамвая и гужевых
перевозок. Первый легковой автомобиль-такси
«извозчик на автомобиле» с табличкой
«Такса по соглашению» появился в Москве
в октябре 1907 г., а в 1909 г. здесь образовалось
«Товарищество автомобильного передвижения»
для эксплуатации таксомоторов. В этом
Товариществе в 1909 г. имелось четыре, в
1910 г. – 38, в 1913 г. – 224 легковых такси. 1908 г.
Информация о работе Зарождение отечественного автотранспорта