Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:20, доклад
12 апреля 2006 года Государственная Дума неожиданно — в обход Регламента — вернулась к обсуждению уже принятого неделю назад в третьем чтении Водного кодекса и приняла важную поправку, снимающую законодательные ограничения на строитель¬ство вблизи озера Байкал. Причиной такого решения стала под¬держка властями намерений компании «Транснефть» провести нефтепровод в Китай в непосредственной близости от озера. Тогда мало кто догадывался, что у компании есть противник, влияние которого открылось в дальнейшем...
Байкал: столкновения интересов
«Транснефти» и РЖД
12 апреля 2006 года Государственная Дума неожиданно — в обход Регламента — вернулась к обсуждению уже принятого неделю назад в третьем чтении Водного кодекса и приняла важную поправку, снимающую законодательные ограничения на строительство вблизи озера Байкал. Причиной такого решения стала поддержка властями намерений компании «Транснефть» провести нефтепровод в Китай в непосредственной близости от озера. Тогда мало кто догадывался, что у компании есть противник, влияние которого открылось в дальнейшем...
Суть вопроса
31 декабря 2004 года премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Согласно документу нефтепровод общей мощностью до 80 миллионов тонн нефти в год будет строиться поэтапно. В рамках проекта должно быть также построено ответвление на Китай с объемом прокачки 30 миллионов тонн нефти в год. Заказчиком и проектировщиком нефтепровода выступила госкомпания «Транснефть», которая предложила проложить трубу всего в 800 метрах от озера Байкал.
В январе 2006 года государственная экологическая экспертиза вынесла отрицательное заключение по проекту, однако глава Ростехнадзора Константин Пуликовский отменил это решение. В итоге 3 марта 2006 года Ростехнадзор утвердил положительное заключение экспертной комиссии, проводившей государственную экологическую экспертизу технико-экономического обоснования проекта.
22 марта и 5 апреля 2006 года в Государственной Думе был принят Водный кодекс во втором и третьем чтении. По инициативе депутатов от Иркутской области в закон о введении кодекса в действие была внесена ст. 11, которая установила, что водоохранная зона озера Байкал включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру. Иными словами, теперь в соответствии с законом запрещалось строить что-либо ближе чем в 20 километрах от береговой линии озера Байкал. Таким образом, была поставлена под угрозу реализация проекта ВСТО.
Лоббизм «Транснефти»
Принятые кодекс и закон о введении его в действие уже должны были уйти на одобрение в Совет Федерации, когда в «Транснефти» обнаружили угрозу. По всей видимости, это был просчет вице-президента компании Сергея Григорьева, курирующего связи с органами государственной власти.
В результате, по данным газеты «Коммерсантъ», главе «Транснефти» Семену Вайнштоку пришлось добиться аудиенции у президента Владимира Путина и объяснить ему ситуацию.
После этого 11 апреля 2006 года было проведено срочное заседание Комитета Думы по природным ресурсам и природопользованию, на котором Комитет рекомендовал Думе вернуть оба водных закона к процедуре второго чтения для того, чтобы исключить из текста злополучную ст. 11 о защите Байкала. Соответствующую поправку инициировали депутаты Михаил Бугера («Единая Россия», депутат всех созывов из Башкирии) и Валерий Прозоровский («Единая Россия», бывший топ-менеджер НК «Лукойл», Москва).
В качестве формального обоснования возвращения было приложено заключение думского Правового управления, где говорилось, что водоохранная зона озера Байкал должна устанавливаться правительством в соответствии с действующим Законом «Об охране озера Байкал». Однако, как известно, правительство ее не установило.
Справка. Прецеденты возвращения к рассмотрению уже принятых в окончательной редакции законов очень редки (можно вспомнить историю с Земельным кодексом — но тогда его вернул Совет Федерации, обнаружив отсутствие одного листа). Соответственно, Регламент Думы порядка действий в таких ситуациях не предусматривает.
Следуя заключению Правового управления Государственной Думы, 12 апреля 2006 года председатель Комитета по природным ресурсам Наталья Комарова предложила депутатам исключить из закона о введении в действие Водного кодекса 11-ю статью. Вот как, по словам очевидцев, это произошло.
На утреннем заседании Государственной Думы в среду, 12 апреля Борис Грызлов предложил депутатам вернуть только что принятый Водный кодекс во второе чтение для внесения в него, как выразился спикер, «технических поправок». Нарушение Регламента и сложившегося годами порядка рассмотрения законопроектов были столь демонстративными и грубыми, что запротестовали даже самые послушные. Предложение спикера собрало чуть больше 100 голосов и тем самым было отвергнуто.
Борис Грызлов, действуя в духе своего любимого постулата — «Дума не место для политических дискуссий!» — с легкостью пошел на компромисс и обещал вернуться к вопросу на вечернем заседании, после 16 часов.
Вечером, примерно через четыре часа после стихийного протестного голосования, праздник депутатского непослушания закончился. Председатель Госдумы Борис Грызлов и почти все его заместители Думу покинули, доверив ведение заседания опытной Любови Слиске.
Во время обсуждения законопроекта Наталья Комарова находилась в состоянии, близком к истерике, особенно когда отвечала на вопросы о том, позволит ли снятие ст. 11 осуществить «Байкальский проект» Вайнштока. Депутат Николай Сапожников (КПРФ) усомнился в заявлении Комаровой о том, что «Байкальский проект» трубопровода прошел общественную экспертизу. Председатель Комитета ответила буквально следующее: «Я никогда не говорила, что оно [заключение экспертизы] положительное. Это относительно того, что мы говорили, что мы не говорили. Я никогда не скрывала того факта, о котором сейчас говорю».
Ее поддержал депутат Дамир Шадаев (ленинградский водочный и лесной магнат, прошедший в Думу по списку ЛДПР): «Имея на руках заключение общественной экологической экспертизы, мы не можем утверждать, какое это заключение — положительное или отрицательное». Председательствующая Любовь Слиска далее настолько молниеносно поставила поправку Бугеры — Прозоровского на голосование, что некоторые депутаты подумали, что голосуют еще только за прекращение обсуждения. В итоге более 300 думцев (документ поддержали 323 депутата, 98 были против) безо всяких политических дискуссий проголосовали три раза подряд: за возврат законопроекта во второе чтение; за внесение в него «технических поправок»; за одновременное принятие во втором и в третьем чтениях уточненной редакции Водного кодекса РФ и закона о введении его в действие.
Таким образом, «Транснефть» во главе с Семеном Вайнштоком получила все правовые основания для строительства нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал.
Перенос нефтепровода повышает стоимость проекта почти на миллиард долларов. Лоббируемая «Транснефтью» поправка ликвидирует этот запрет. Стоит отметить, что компания действует вопреки логики большинства госкомпаний, всегда заинтересованных в раздувании бюджета.
Первоначальный протест против строительства трубопровода поднял губернатор Иркутска Александр Тишанин, близкий к главе РЖД Владимиру Якунину, и местное отделение партии «Единая Россия». Строительство трубопровода невыгодно РЖД, ведь чем дольше не будет трубы, тем больше железная дорога сможет получать с каждой цистерны.
Откровенный лоббизм интересов «Транснефти» в Государственной Думе возмутил коммунистов, представителей фракции «Народная воля — СЕПР» и независимого депутата Владимира Рыжкова.
Владимир Рыжков заявил: «В условиях, когда правительство не определило водоохранную зону озера Байкал, это позволит "Транснефти" проложить нефтепровод вблизи озера, и при любом прорыве (вокруг Байкала сейсмоопасная зона) миллионы тонн нефти окажутся в нем. А отдавать решение вопроса о размерах водоохранной зоны в правительство — это все равно что бандиту дать ключи от сейфа с деньгами. Правительство лоббирует интересы нефтяных компаний».
Олег Смолин от КПРФ напомнил, что власти Иркутской области категорически против строительства нефтепровода рядом с озером Байкал и в регионе уже прошли митинги против строительства нефтепровода.
Анатолий Трешневиков («Народная воля») заявил, что Байкал находится под охраной ЮНЕСКО, которая также выступала против строительства нефтепровода вблизи Байкала.
Владимир Кашин от КПРФ считает, что документ подготовлен в угоду олигархам и покрывает позором всю Думу.
Виктор Тюлькин от КПРФ предложил провести проверку на коррупционность поправок в Водный кодекс РФ. По его словам, законопроект «пахнет чьей-то заинтересованностью».
Иван Мельников от КПРФ заявил: «Прокладка трубы в этом районе грозит экологической катастрофой. В случае строительства трубопровод пройдет по самой сейсмоопасной зоне, где землетрясения достигают 12 баллов по шкале Рихтера».
Иркутский научный центр последовательно боролся против прокладки этого нефтепровода. Ученые считают, что нефтепровод может быть построен, но должен пройти значительно севернее. Если вдруг вблизи Байкала произойдет прорыв трубы, то вся вылившаяся нефть окажется в озере.
Послесловие
26 апреля 2006 года Владимир Путин, выступая на саммите в Томске, внезапно приказал изменить маршрут трубы так, чтобы она не приближалась к озеру менее чем на 40 километров. Вот как эти события описывают очевидцы. Семен Вайншток, уверенный в своих договоренностях с Кремлем и только что успешно преодолевший сопротивление Госдумы, упирал на то, что никакой угрозы для озера нет. Возможность загрязнения Байкала он исключил, заметив, что это может произойти только в результате «невероятного события».
Выслушав Вайнштока, Путин передал слово его главному оппоненту губернатору Александру Тишанину. «Наш главный аргумент в том, что участок [около Байкала] сейсмически опасный», — коротко изложил свою позицию губернатор.
Потом дошла очередь до вице-президента Российской академии наук Николая Лаверова. Подойдя к карте, ученый сказал, что проект «Транснефти» не выдерживает критики сейсмологов и «строить надо севернее», не ближе чем за линией водозабора (порядка 40 километров от северного берега Байкала).
«А есть ли возможность уйти на север?» — неожиданно спросил Путин Вайнштока, подойдя к карте и всматриваясь в пометки Лаверова.
«Вы поставили меня в тупик», — растерялся президент «Транснефти». «Если заколебались, значит, такая возможность есть», — прервал Путин Вайнштока и поручил проработать маршрут, при котором труба пройдет за линией водозабора Байкала, к северу.
«Но нам потребуется такая концентрация усилий...» — предпринял последнюю попытку переубедить президента Вайншток.
«Я же сказал — севернее. А где там севернее, значения не имеет», — отрезал Путин.
Как после этих событий писала газета «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники в Администрации Президента, о переносе маршрута ВСТО, а точнее, за увеличение сроков его строительства, связанное с новым маршрутом, перед президентом хлопотал глава АО РЖД Владимир Якунин. Еще осенью 2005 года Семен Вайншток резко потребовал от РЖД прекратить развитие всех проектов, связанных с расширением перевалки нефти в КНР железнодорожным транспортом, а к 2008 году и вовсе сдать все потоки в трубопровод.
Версия о вмешательстве Владимира Якунина хороша тем, что она объясняет довольно многое — от выглядевшей самоубийственной активности нового иркутского губернатора Александра Тишанина, ранее начальника Восточно-Сибирской железной дороги, до демонстраций протеста против ВСТО на крупном железнодорожном узле Ростов-на-Дону.