Информационные войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:30, научная работа

Описание

Актуальность темы научно-исследовательской работы в области информационных войн, многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Основы ведения информационной войны: теория вопроса 6
1.1. История развития понятия «информационная война» 6
1.2. «информационная война» и масс-медиа 13
Глава II. Управление современными информационными войнами 18
2.1. Структура управления информационными войнами 18
2.2. Методы противоборства в информационных войнах 22
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 39

Работа состоит из  1 файл

Научно-исследовательская работа1.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

       3. При информационной войне существует  возможность многократного захвата  одних и тех же людей, что  выражается в захвате различных тематических зон сознания.

       4. Человек не в состоянии реагировать  на невидимое действие, подобное  радиации. Более того, это воздействие,  по сути, может облекаться в  доброжелательную форму, на которую  даже чисто биологически человек  не готов отвечать агрессивно. Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных. . Всякое сопротивление партнера говорит о том, что полученная им информация оказалась недостаточно эффективна. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. В результате, общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы. Информационная война выглядит как «мирная», поскольку может идти на фоне всеобщего мира и благополучия.

       5. В отличие от войн прошлого, пространство или расстояние не играет в новых войнах той роли, что раньше. От личного контакта в войне агарного периода и резкого увеличения дистанции в войне индустриального периода мы перешли к информационной войне, перед которой нет ограничения в виде расстояния.

       8. В информационной войне изменяется  роль воздействия: от чисто  физической – разрушение объекта  – к коммуникативной, сохраняющей  объект. Задачей теперь становится  изменение коммуникативной среды  объекта. Войны, направленные  на завоевание пространства сменились войнами, направленными на завоевание знаний. «Информационные технологии позволяют обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела».20

 

1.2. «Информационная война» и масс-медиа

       Любой конфликт между людьми в первую очередь информационный. Информация необходима людям для принятия любых решений. Она не только позволяет совершать оптимальные действия в конфликте, но и управляет самой целенаправленной деятельностью, смыслом существования и гибели систем.

       Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Из этих предпосылок, в частности, исходил марксизм, где исходным пунктом объяснения было – «бытие определяет сознание

       Принципиальное  значение имеет то, что человек  уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом  к лицу. Физическая реальность как  бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека, и чем больше она возрастает, тем легче через символы управлять и манипулировать людьми.

       Символическое мышление открыло невиданный прорыв человечества к новым знаниям  и технологиям, но оно открыло  и дорогу для управления людьми. Рассмотрим конкретно внешнее воздействие  в пространстве символов. Кроме отдельных направлений применения символов можно говорить и об общем подходе, который заключается в составлении компьютерной карты взаимосвязей в пространстве символов. В США, например, разрабатываются компьютерные образы конкретных клиентов фирм, чтобы было ясно, какова будет их реакция на тот или иной подход, как нужно с ними взаимодействовать для достижения оптимального результата. Аналогичную карту можно создать и для общественного сознания. Здесь можно говорить об аналогии с обычным театром военных действий. Направляя информационные бомбы в узловые точки, можно бить прицельно, используя информационно-психологическое оружие наиболее эффективным образом.

       В современном информационном обществе появилось могучее средство реализации приемов и методов психологической войны - средства массовой информации. Человек в наше время живет в информационном поле. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту, которую предоставляют СМИ. Любой деятель только тогда существует для масс, если он подается в СМИ. Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации можно с невиданным мастерством создавать завесу обмана и иллюзии, так что никто не сможет отличить истину от лжи, реальность от подделки.

       Люди  живут в информационном поле и ежедневно черпают информацию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они могут идти даже против своих собственных интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную роль. В этом смысле человек не является свободным, тем более, что отработан ряд способов эффективного информационного воздействия. Для них существует термин «брейн уошинг» («Brain washing») - промывание мозгов. С помощью «брейн уошинг» может осуществляться зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу.21

       Средства  массовой коммуникации формируют «массового»  человека нашего времени. В то же время  они разобщают людей, вытесняют  традиционные непосредственные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. В работе С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» приведены характерные черты такого «массового» человека. Там же отмечается, что одновременное распространение противоречивых взаимоисключающих суждений затрудняет адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию, провоцирует некритичность, возникает социальная дезориентация: большее впечатление производит не аргументированный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и бездоказательное, утверждение. На этом фоне отмечается снижение способности к концентрации. «Массовый» человек импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии действительности. Также характеристика отношений в информационном обществе: «Современное информационное общество представляет собой особый тип и социального структурирования, и власти. После индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информатизационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными потоками.22

       Средства  коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики».

       День  сегодняшний, с его телекоммуникационными  вычислительными системами, психотехнологиями кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Если ранее власть имела возможность регулировать информационные потока, то сегодня, с развитием средств массовой коммуникации это становится практически невозможным. Время на информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками приблизилось к нулю. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась подобно монете, что вызвало к жизни ее противоположность - защиту от информации.

       Одним из средств информационного оружияявляется мирная пропаганда достоинств собственного образа жизни. В частности, пропаганду достоинств западной цивилизации и западного образа жизни, включая бескорыстную помощь незападным народам планеты в их добровольном развитии в направлении западного образца общественного устройства, ученые определили термином западнизация. Так вот, это оружие применялось уже неоднократно и говорилось, что ядерное оружие в сравнении с западнизацией выглядит так же, как дубина дикаря в сравнении с водородной бомбой. При этом «Ядерное оружие стоит огромных денег. А западнизация стоит пустяки, а со временем даже прибыль приносить начинает. Можете вы себе вообразить такое: вы бросаете водородно-нейтронную сверхбомбу и в ответ в вас летят мешки с долларами, фунтами, марками и франками? Нет, конечно. А с западнизацией такое вполне естественно. Если не сразу потекут к вам доллары, фунты, марки и франки, то сырье, нефть и газ - наверняка».

       Проблема  скрытости многих информационных воздействий  имеет не последнее значение при  применении информационного оружия. Может быть, самым важным во всей этой истории является то, что жертвы данного вида оружия, даже владея теорией и соответствующей материально-технической базой, приходят к осознанию себя как жертвы только потом.

       Бомба «западнизации», взорванная в России, произвела в ней неслыханные ранее опустошения не только в сферах государственности, экономики, идеологии и культуры, но и в самом человеческом материале общества. В таких масштабах и в такие сроки это до сих пор еще не удавалось сделать никаким завоевателям и ни с каким оружием. Будучи предназначена (по замыслу изобретателей) для поражения коммунизма, «бомба западнизации» в практическом применении оказалась неизмеримо мощнее: она разрушила могучее многовековое объединение людей, еще недавно бывшее второй сверхдержавой планеты и претендовавшее на роль гегемона мировой истории, до самых его общечеловеческих основ, не имеющих отношения к коммунизму. Целились в коммунизм, а убили Россию. Запад с помощью этого оружия одержал самую грандиозную в истории человечества победу, предопределившую, на мой взгляд, ход дальнейшей социальной эволюции на много веков вперед23.

       Гражданская информационная война может быть развязана террористами, наркотическими картелями, подпольными торговцами оружием массового поражения. Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.

       Поскольку такая война связана с вопросами  информации и коммуникаций, то если смотреть в корень, это есть война  за знания - за то, кому известны ответы на вопросы: что, когда, где и почему и насколько надежными считает  отдельно взятое общество или армия свои знания о себе и своих противниках24.

 

       

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ВОЙНАМИ

2.1. Структура управления информационными войнами

       Нормальная  жизнедеятельность общественного  организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

       К составным частям информационной войны  относятся:

       1) психологические операции - использование  информации для воздействия на  аргументацию солдат врага.

       2) электронная война - не позволяет  врагу получить точную информацию

       3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях

       4) физическое разрушение - может быть  частью информационной войны,  если имеет целью воздействие  на элементы информационных систем.

       5) меры безопасности - стремятся избежать  того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.

       6) прямые информационные атаки  - прямое искажение информации  без видимого изменения сущности, в которой она находится.

       Как ранее говорилось, существует два  способа повлиять на информационные функции врага - косвенно или напрямую. Проиллюстрируем разницу между ними на примере.

       Пусть нашей целью является заставить  врага думать, что авиаполк находится  там, где он совсем не находится, и  действовать на основании этой информации таким образом, чтобы это было выгодно нам.

       Косвенная информационная атака: используя инженерные средства, мы можем построить макеты самолетов и ложные аэродромные  сооружения, и противник будет  наблюдать ложный аэродром и считать  его настоящим. Только тогда эта  информация станет той, которую должен иметь противник по нашему мнению.

       Прямая  информационная атака: если мы создаем  информацию о ложном авиаполке в  хранилище информации у противника, то результат будет точно такой  же. Но средства, задействованные для  получения этого результата, будут разительно отличаться.

       Другим  примером прямой информационной атаки  может быть изменение информации во вражеской базе данных об имеющихся  коммуникациях в ходе боевых действий (внесение ложной информации о том, что мосты разрушены) для изоляции отдельных вражеских частей. Этого же можно добиться бомбардировкой мостов. И в том, и в другом случае вражеские аналитики, принимая решение на основе имеющейся у них информации, примут одно и то же решение - производить переброску войск через другие коммуникации.

       Оборонительной стороной информационной войны являются меры безопасности, имеющие своей целью защитить информацию - не позволить противнику провести успешную информационную атаку на наши информационные функции. Современные меры защиты, такие как операционная безопасность и коммуникационная безопасность - типичные средства по предотвращению и обнаружению косвенных действий врага, направленных на наши военные информационные функции. Напротив, такие меры защиты, как компьютерная безопасность включают в себя действия по предотвращению, обнаружению прямых информационных действий врага и организации контрдействий.

Информация о работе Информационные войны