Этапы эволюции PR в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:44, реферат

Описание

Цель исследования - исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ. 4
1.1 История возникновения и развития PR 4
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности 6
2. ОПЫТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ 9
2.1 Характеристика этапов развития PR в России 9
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России 13
2.3 Перспективы развития PR в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

PR в России.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ.                                                                4

1.1 История  возникновения и развития PR                                      4

1.2 Предпосылки появления  PR в России и его особенности         6

  1. ОПЫТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ                                                               9

2.1 Характеристика  этапов развития PR в России                           9

2.2 Современный этап  эволюционного развития PR в России     13

2.3 Перспективы развития PR в России                                          14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                              17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принято считать, что термин «public relations» родился  в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в  черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.

PR прошёл достаточно  сложный и драматичный путь  становления. Подлинная профессионализация  его невозможна без знания  исторического контекста. В свою  очередь, без профессионализации PR мы вынуждены будем повторить  многие ошибки, которые вполне могут негативно сказаться на утверждении молодой российской демократии, её институтов и гражданского общества в целом. Именно поэтому выбранная тема является актуальной в современном российском обществе.

Объект исследования - развитие PR в России.

Предмет исследования - содержание этапов эволюции PR в России.

Цель исследования - исследовать  процесс развития PR в России.

Задачи исследования:

  1. Проследить историю возникновения и развития PR;
  2. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России.
  3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ.

1.1 История  возникновения и развития PR.

 

PR является  естественным элементом общественных  взаимодействий на протяжении  всей истории человечества. Чтобы  жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия такой важной способности, как умение убеждать, влиять. Ритуальные пляски шамана, кровавые жертвоприношения, речь вождя перед своими соплеменниками - все эти формы социальной коммуникации - отдаленный прообраз современных связей с общественностью.

В древних  цивилизациях и средневековом обществе уже закладывались предпосылки  будущей PR-деятельности. Древнегреческие  мыслители много писали о необходимости  со вниманием относиться к желаниям публики, что свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению. «Глас народа - божий глас» - свидетельствует латинское крылатое выражение. Выдающимся мастером техники влияния на массы был Юлий Цезарь. Всякий раз перед военным сражениями он добивался военной поддержки с помощью распространения специально изготовленных обращений и поведения театрализованных представлений.

История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран). Основными технологиями влияния с древних времен являлись риторика, символика и лозунги. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.

Настоящей революцией стало возникновение средств  массовой информации. Точкой отсчёта обычно называют 1438г., когда Иоганн Гуттенберг основал первую европейскую типографию. Он разработал новую технологию процесса печати, использовав подвижные литеры. Это открытие дало не только громадный толчок развитию человеческой культуры, но и вооружило сферу связей с общественностью. Письменность, которая тысячелетиями развивалась от насечек на камнях, клинописи глиняных дощечек, иероглифов папирусных свитков - до рукописных книг на пергаменте, а потом на бумаге, относительно быстро завоевала огромную аудиторию. Массовые тиражи книг, газет, распространение печатной продукции изменил мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предпосылки  появления PR в России и его  особенности

 

Появление в России PR как области профессиональной прикладной и научной деятельности было вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Общество, не восприимчивое к прямолинейным пропагандистским акциям, выработало определённую социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия осталась со времён СССР и до сих пор тормозит развитие демократического общества, так как многие действия новой власти не находят поддержки и понимания у граждан. В этих условиях востребованности PR, как механизма построения равноправного диалога, очевидна. Однако процесс становления паблик рилейшнз в России значительно затруднён в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Основное место среди этих причин занимают серьёзный социально-экономический кризис и постоянная политическая конфронтация.

Но, несмотря на серьёзные  трудности, уже сейчас можно говорить о существовании в России PR как  сферы профессиональной деятельности. Однако профессионалы в области  «public relations» находятся в очень сложном положении, так как они вынуждены не просто работать в трудных условиях, доказывая тем самым право PR на существование, но и постоянно стремятся сломать существующий в обществе стереотип негативного отношения к PR, возникший после ряда нашумевших избирательных кампаний, во время которых широко применялись нелегитимные политические технологии, выбросы компромата и т.п. PR - сфера факультативная, зависимая от позиций участвующих в ней субъектов. Как искусствоведение отражает реальное положение дел в искусстве, так и связи с общественностью существуют на том материале, который предлагает им демократическое общество.

Десять лет, в течение  которых активно развивается PR в  России, слишком маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере.

Практика PR возникла в  России в силу таких объективных  причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление (чаще вынужденное) власти установить диалог с общественностью, мнение которой  уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.

В стремительном развитии практики PR сегодня сомневаться  не приходится, так как уже сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки  фирм, наиболее крупные из которых  оказывают существенное влияние  на российскую политическую конъюнктуру.

Большинство отечественных  исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а  международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.

Феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой  основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично  развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными процессами, а также существенно влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПЫТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ

2.1 Характеристика этапов  развития PR в России

 

В России до XX в. элементы PR в политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и  в гораздо меньших масштабах, чем в США. Сама история взаимоотношений власти и народа на Руси является ярким примером постоянного проведения акций по «связям с общественностью». Начиная с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами и переворотами, - всё это можно смело отнести к мероприятиям PR. В дальнейшем - с развитием социальных структур общества - усиливалась необходимость учёта общественного мнения при принятии политических и социально экономических решений.

1917 г. «PR в  период борьбы большевиков за  власть». В апреле 1917 г. партия  большевиков - Российская социал-демократическая  рабочая партия, затем РКП(б) - открыто  заявила о намерении взять  власть в свои руки. Это, как  казалось, была не самая могущественная партия из 200 насчитывавшихся на тот момент в России. Но именно ей удалось захватить, а главное - удержать власть. Во многом - благодаря революционной пропаганде. Умелому влиянию на массовое сознание российских граждан, наступательному характеру идеологической работы, использованию широкого ассортимента приёмов и методов воздействия на общественное мнение.

Инструментарий  пропагандистской машины большевиков  отличался широтой и разнообразием. В первую очередь, использовались слоганы, производившие в те политизированные времена заметное впечатление на народные массы. Они привлекали своей простатой и готовностью «указать врага», что отвечало ожиданиям простых людей. К наиболее удачным можно отнести: «Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!», «Мир - солдатам!» и т. д.

Итак, эффективные  методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу. В дальнейшем элементы PR активно использовались в СССР в период «борьбы с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации страны, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства и контрпропаганды в ходе «холодной войны».

1985 - 1991 гг. - PR в период перестройки и гласности.  Основы трансформации взаимоотношений  системы власти и общества  при помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в этот период. Чему во многом способствовала потребность новой властной формации в демонтаже прежних идеологических стереотипов. Процесс трансформации сопровождался значительным ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изучением и простым копированием зарубежного опыта PR, наряду с попытками определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и значительной корректировкой внешнеполитического курса в целом.

1991 - 1996 гг. - Государственный  PR в условиях формирования новой российской системы власти. Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве. В рамках этого периода, за 5 лет в целом была сформирована существующая до сих пор система власти, заменившая собой советскую.

В это время  на рынке PR начали появляться новые  активные игроки - российские частные PR-компании и представители зарубежных политических фондов и PR-компаний, профессиональные услуги которых оказались востребованными основными российскими участниками политической жизни в рамках предвыборной борьбы.

Наиболее  яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная приватизация, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в обществе, так и среди специалистов.

1996 - 2000 гг. - Государственный  PR в условиях номенклатурного  реванша. К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения. При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.

В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы.

Информация о работе Этапы эволюции PR в России