Методы противодействия манипулятивным технологиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:41, реферат

Описание

Цель работы – анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Для достижения цели следует обозначить следующие задачи:
1. Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности, акцентируя внимание на телевидении, в зависимости от их специфики;
2. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.

Содержание

Введение 3
1. Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах СМИ (газеты и журналы, радио, интернет) 5
2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении 10
3. Методы противодействия манипулятивным технологиям 19
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

масс ком реферат.docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)

     Манипулятивные  приемы используются на радио в основном в рекламе (особенно в рекламе  медицинских препаратов) и в новостях.

     Интернет. Данный канал СМИ был создан как способ передачи текстовой информации. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации (так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post).

     Об  особенностях Интернет можно узнать в работе Гарматина А.А. «Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования» [2] и В. Зяблова «Интернет – новое СМИ» [3].

     Они следующие:

     1) Интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время;

     2) в Интернете наблюдается рост  ресурсов, которые используют все  мультимедийные возможности в  рамках одного СМИ. 

     Это дает возможность одному СМИ выступать  в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного  издания одновременно;

     3) неограниченное количество интернет-каналов  и сайтов;

     4) неограниченный архив информации;

     5) интерактивность (участие в обсуждении  различных вопросов).

Манипулятивные  технологии  можно выделить следующие:

     1) Фабрикация фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, ее цитируют остальные сайты, а далее ее подает радио- или телеканал, который за это предварительно получил деньги. После этого информационную волну подхватывают другие СМИ и политическая провокация готова;

     2) использование слухов;

     3) ссылки на якобы сенсационные  новости в виде кричащих и  интригующих заголовков («Беременна  ли Бабкина?»);

     4) размещение на различных сайтах  компрометирующих фотографий (часто  смонтированных) с едкими комментариями.

     Все эти приемы способны повлиять на представление  о том или ином известном человеке, на оценку события и дальнейшее его  восприятие.

2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении

     В настоящее время самым мощным техническим средством манипулирования является телевидение (степень воздействия – 90%). Информацию об особенностях телевидения можно найти в работах «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [8] и у В.В. Ворошилова в учебнике «Журналистика» [1].

     Среди них выделяют:

     1) Телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия – на зрение и слух;

     2) телевидение является наиболее  массовым из СМИ, охватывая  и те слои населения, которые  остаются за рамками влияния  других СМИ; 

     3) телевидение характеризуется экранностью,  т.е. передает информацию посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Это обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, их доступность для самой широкой аудитории;

     4) личностный характер передачи  информации («Телезритель знает,  что одновременно с ним передачу  смотрят миллионы, и, тем не  менее, он воспринимает выступление  с телеэкрана как обращение непосредственно к нему» [1, с. 125]);

     5) мгновенность передачи. Телевидение  способно сообщить в аудиовизуальной  форме о действии в момент  его свершения. Это создает  эффект присутствия зрителя на  месте событий, сопричастности, что  придает телевизионному сообщению  особую достоверность, документальность, реалистичность;

     6) простота информационной обработки  (новостные и аналитические программы  может воспринимать любой человек,  не прилагая к этому особенных  усилий).

     В России, несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными  телевизионными компаниями (ОРТ, Россия и НТВ), телеканалы предлагают схожие по форме и содержанию программы. Ярким примером этого канал Россия выпустило однотипную программу «Специальный корреспондент», в ответ на которую ОРТ(первый канал) выпустило однотипную программу «Среда обитания». Также многие каналы (ОРТ, Россия, НТВ, СТС, ТНТ) транслируют бесконечные сериалы, затрагивающие одни и те же темы (темы любви, измены, проблем отцов и детей, современной Золушки, предательства).

     Итак, можно сделать вывод – несмотря на различия форматов различных телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы.

         

     Можно выделить наиболее популярные:

     1. Известно, что чем внимательнее  человек отнесется к предлагаемой  информации, тем более значительная  ее часть проникнет в его  сознание и сохранится в памяти. Чтобы привлечь внимание, нужно  представить событие неординарным, отличающимся от ряда других  представлений.

     Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников («Поединок», Россия).

     «На основе контраста построен известный  прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче (часто прием используется в конце новостного блока)» [7, с. 25].

     «Контрастность  также может проявляться в  использовании цвета. Сочетание  красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и  желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового  цветов вызывают неудовольствие» [8].

     2. Немаловажным фактором привлечения  внимания аудитории к информации  является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную.

       

     3. Прием "спираль умолчания". Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов [7, с. 23].

     4. То, как будет выглядеть политик  по телевидению, во многом зависит  от отношения к нему журналистов,  готовящих материал. В работе  «Манипулятивный потенциал СМИ» [4] перечисляется ряд факторов, которые позволяют журналистам манипулировать политиком или его высказываниями:

     1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).

     2) Характер передачи:

     - Прямой эфир. В прямом эфире политик застрахован от искажения своих высказываний, но в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;

     - передача в записи. Если передача  дается без купюр, то для  политика это даже комфортнее, чем прямой эфир, т.к. постоянное  давление отсутствует. С другой  стороны, журналист может добавить  после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать.

     Если  же интервью дается отдельными кусками  вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными  ходами, то здесь политик находится  полностью во власти телевидения.

     Атмосфера интервью: формальная – неформальная, доверительная – враждебная, агрессивная – доброжелательная и т.д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей. Если журналист говорит: «А сейчас посмотрите интервью с лидером так называемых патриотов N», то зрителю уже задаются оценочные рамки, и он еще до интервью принимает ту или иную сторону, что лишает смысла весь разговор. Когда журналист представляет «виднейшего деятеля движения X», то зрителю через СМИ дается сигнал благожелательно отнестись ко всему, что скажет данный собеседник.

     5. Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры. Например, выискивают, снимают, а затем систематически показывают, как ведущий оппозиционный политик вытирает пот (в душном помещении или в жару, о чем умалчивается). Тем самым в ходе многократно повторяющегося показа кадров с вытиранием пота в подсознании многих избирателей, особенно женщин, формируется психологическая установка на личностное неприятие этого лидера. [7, с. 25].

     6. Значительную роль в формировании  установок потребителей информации  играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. А.Е. Левченко в работе «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» [7] выделяется два основных эффекта:

     1) Эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная  на изменение установок, должна  предшествовать любой другой, не  связанной с решением этой  задачи.

     Действие  данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой «краевой эффект памяти». Согласно ей лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного  блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались  в начале новостного блока).

     2) Эффект первичности коммуникационного  воздействия. Если реципиент получил  какое-то важное сообщение, в  его сознании возникает готовность  к восприятию последующей, более  детальной информации, подтверждающей  первое впечатление. Если в  последующем появляются факты,  которые противоречат первому  впечатлению, то реципиент неохотно  отказывается от того, во что  уже поверил.

     7. Кроме важности расположения  сюжета в блоке информационных  сообщений необходимым условием  воздействия является речевое построение сообщения. Существует множество специальных приемов лингвистического манипулирования. Информация о них содержится в работе «Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание» [8]:

     1) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации. Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).

     2) Учет особенностей  речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, т.к. высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего.

     Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа  речи активизирует непроизвольное внимание аудитории. Все эти техники используются ведущими на канале ОРТ в программе  «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная  и крайне важная.

     3) Подкрепление речевой  динамики соответствующей  мимикой и жестами.  Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».

Информация о работе Методы противодействия манипулятивным технологиям