Общественное телевидение на примере западных стран. Общественное телевидение США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:24, доклад

Описание

Телевизионные компании, исходя из мировой практики, можно подразделить на общественные, частные и государственные. Почему мы ставим государственные на последнее место? На сегодняшний день практически все развитые страны мира не имеют государственного телевидения. Как правило, параллельно существуют телевидение общественное и телевидение частное. Однако ни в одной развитой стране мира не «соседствуют» государственное и общественное телевидение. Государственные телевизионные компании, как правило, не рассчитывают на рекламу, а только лишь на государственное финансирование.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ту.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

Государственный университет – Высшая Школа Экономики

Отделение деловой и  политической журналистики

Факультета прикладной политологии

 

Министерство экономического                                                    Министерство образования  
развития и торговли                                                                       Российской Федерации 
Российской Федерации

 

 

 

 

 

Эссе

  на тему

Общественное  телевидение на примере западных стран. Общественное телевидение США

 

                                            

                                             Студент:

                                                                       Бекмирзаев Э.А.

                                                                      

                                                                       Преподаватель:

                                                                       Калягин Б.А.

 

 

 

 

Москва, 2007г

Специфика общественного  телевидения

 

Телевизионные компании, исходя из мировой практики, можно подразделить на общественные, частные и государственные. Почему мы ставим государственные на последнее место? На сегодняшний день практически все развитые страны мира не имеют государственного телевидения. Как правило, параллельно существуют телевидение общественное и телевидение частное. Однако ни в одной развитой стране мира не «соседствуют» государственное и общественное телевидение. Государственные телевизионные компании, как правило, не рассчитывают на рекламу, а только лишь на государственное финансирование. Есть телекомпании коммерческие, которые не получают от государства ничего. В Европе, например, общественного телевидения не было довольно долго. Оно появилось в 70-е годы ХХ века, когда произошла трансформация государственных телекомпаний в телекомпании общественного вещания. Этот процесс в Западной Европе завершен давно, теперь он идет уже по всей Восточной Европе. Государственное телевидение трансформируется в общественное. Ведь что такое общественное телевидение? Это не телевидение общественных организаций. Это публичное телевидение. Это телевидение, которое находится на службе общества. Таким образом, в основе государственного вещания – интерес чиновника; коммерческого вещания – интерес рекламодателя. В основе же общественного вещания – интерес зрителя.

 

Общие функции общественного телевидения

Главная функция общественного телевидения – формирование гражданского общества. Чем ближе общественное телевидение к реальной жизни людей, своих зрителей, и чем активнее они участвуют в его работе, тем лучше для него. Общественное телевидение участвует в формировании гражданского общества и одновременно гражданское общество формирует, исходя из своих интересов, общественное телевидение1.

Коммерческие каналы соревнуются за рейтинги, напрямую связанные с количеством денег, получаемых от рекламы. Общественное телевидение движимо стремлением привлечь зрителя интересными и развивающими передачами, культивируя общечеловеческие ценности и воспитывая личность, а не деформируя ее, как это делают многие коммерческие каналы. Многие из последних в погоне за высокими рейтингами вместо культивирования духовных ценностей, позитивного воздействия на аудиторию опустились до информационного ширпотреба, снижая нравственный уровень зрителей. Подрывая духовное здоровье, а затем психическое и физическое, негативная информация может сделать больным все общество. Эксперты считают, что обществу необходимо иное телевидение, чтобы не было ориентации на предлагаемые телепрограммы – не лучшие образцы зарубежного и отечественного производства, а, наоборот, присутствовали развитие, просвещение, и постепенно формировалось общественное самосознание2.

Британская вещательная корпорация

Именно ее многие эксперты называют классическим образцом. Как показывает история BBC, даже в Великобритании, где демократические традиции давно стали нормой жизни, правительство склонно считать, что именно оно лучше всех знает, что нужно обществу.

За время своего существования (80 лет) BBC несколько раз вступала в серьезные конфликты с властями. В 1927 году корпорация получила первую Королевскую хартию, официально определившую, как должно функционировать общественное радио. Именно в это время в общем сформировался базовый принцип BBC, определивший его задачи, – информировать, образовывать и развлекать. Особое дополнение к хартии гарантировало редакционной политике BBC независимость от властей и определило обязанности этого общественного вещания.

В течение последних 40 лет BBC конкурирует с коммерческими каналами, обладающими более сильными финансовыми возможностями. BBC же существует в первую очередь на весьма скромную абонентскую плату. Свой вклад в бюджет корпорации вносит продажа лицензий и программ.

Существует совет управляющих, состоящий из 12 членов, которые обязаны следить за тем, чтобы редакционная политика BBC соответствовала общественным интересам, однако без вмешательства в сферу руководства компании. Основную деятельность ВВС ведет исполнительный комитет из девяти человек, которые назначаются советом управляющих.

 

Японское общественное телевидение

 

Представлено Японской вещательной корпорацией NHK, которая является общественной корпорацией и находится под контролем государства. Так же, как и в великобританском образце общественного вещания, NHK возглавляет совет управляющих из 12 человек, назначаемых правительством с одобрения парламента, NHK ведет телевещание на пяти каналах и является второй по величине вещательной корпорацией в мире после уже упомянутой BBC. NHK существует за счет абонентской платы, которую вносят 38 млн  японских семей (это 90 % всех семей)3. Однако сигнал NHK не кодируется, и смотреть передачи общественного телевидения может каждый житель страны. Таким образом, абонентская плата становится добровольной по сути, что вызывает время от времени дискуссии о необходимости приватизации корпорации. 45 % эфирного времени NHK выделяет для информационных программ (для сравнения – коммерческое телевидение – 20 %);  для развлекательных – 17 % (коммерческое – 37 %), для передач о культуре – 25 % эфирного времени (коммерческое – 25 %); для образовательных передач – соответственно 10 % и 5 %. NHK не финансируется государством и поэтому имеет определенную защищенность от влияния властей и финансово-промышленных групп. Это дает возможность корпорации общественного телевидения объективно отражать общественное мнение страны. Свидетельствует об этом тот факт, что, по данным опросов общественного мнения,  
до 80 % респондентов доверяют информации NHK, в то время как уровень доверия к коммерческому телевидению приближается к 40 %.

Программная политика общественного телевидения

Общественное – значит телевидение без насилия, но с большим набором образовательных, просветительских, спортивных и развлекательных программ высокого уровня. Оно должно быть максимально плюралистичным, максимально корректным, максимально спокойным, не раздражающим общественное мнение. И главная задача общественного телевидения – донесение объективной и достоверной информации обо всем, что представляет общественный интерес.

На общественном телевидении не должно быть коммерческой рекламы. Ее отсутствие приведет к тому, что общественная телекомпания будет гнаться не за рейтингом, а за качеством показа. Весь объем вытесненной рекламы перейдет на частные каналы. Следовательно, появление общественного вещания придаст новое ускорение и коммерческому вещанию.

Организациям общественного вещания должно быть каким-то образом компенсировано отсутствие коммерческой рекламы. Одним из видов может стать спонсорство. Другим – установление преимущественного права организаций общественного вещания передачи своих программ по сетям кабельного телевидения.

Редакционная политика общественного телевидения априори должна быть независимой, в этом основная суть деятельности общественного телевещания. Очень важно, чтобы люди могли выступить на защиту этого вещания, оградить от вмешательства исполнительной и законодательной власти. Поэтому обязательно наличие представителей гражданского общества, которые будут стоять на страже его интересов общественного такого.

Общественное телевидение должно иметь свой коллегиальный совет, который будет следить за тем, чтобы редакционная политика канала соответствовала интересам общества. Его можно назвать «общественный совет», «попечительский совет» или «совет по вещанию». Такой совет позволит зрителям реально влиять на программную политику телекомпании, поскольку он будет участвовать, во-первых, в формировании набора главных тем, а во-вторых, в обсуждении этих тем. Разумеется, этот механизм может работать только через институт представительства. Очень важно при этом, чтобы аудитория четко отслеживала прозрачность бюджета и целевое расходование средств.

Финансирование

Только в Японии осуществляется полное финансирование общественного телевидения самим же обществом, к этим же показателям приближаются такие страны, как Норвегия, Швеция, Дания, Германия и сама основоположница общественного вещания – Великобритания. Во всех этих странах существуют так называемые лицензионные сборы, или абонентская плата. Потребители начинают выплачивать ее ежемесячно со дня приобретения телеприемника. Поддержка спонсоров также является одним из источников финансирования. Государственные вливания в общественное вещание предусмотрены в таких странах, как Испания, Франция, Португалия, Канада. Например, в США через некоммерческаую организацию Corporation for Public Broadcasting (CPB), которая не является правительственным органом, но учреждена Конгрессом США, выделяется финансирование из федерального бюджета для поддержки общественного телерадиовещания.

В целом мировой опыт показывает, что существует несколько источников финансирования общественного телевидения: дотации из бюджета, абонентская плата, спонсорские взносы, доходы от продажи авторских прав и иное.

Абонентская плата

Является очень важным моментом. Во многих странах Европы абонентская плата – основной источник финансирования общественного вещания. Можно привести пример Словении, где при населении менее 2 млн человек и наличии 2 общенациональных телеканалов, 4 круглосуточных радиоканалов и вещания на зарубежные страны лицензионная (абонентская) плата в 2003 году составляла порядка 35 евро в год с каждого гражданина. Однако в некоторых странах, например в Испании, абонентская плата отсутствует, и средства выделяются государством в виде дотаций, другой источник финансирования – спонсорская поддержка. Роль абонентской платы состоит, прежде всего, в установлении правовой связи между зрителем и телерадиокомпанией. У нас на данный момент этой правовой связи нет. Телекомпания показывает, а зритель смотрит. Между ними не установлены правовые отношения. Если же зритель заплатил за информационные услуги общественной телекомпании, то у него эти отношения возникают, и он уже может предъявлять требования через своего представителя в том общественном совете, который будет создаваться через различные общественные организации, утверждаться, формироваться через согласительные процедуры внутри представительных органов.

Общественное телевидение США

Развитие общественного телевидения за последние два десятилетия было бурным. Этот факт особенно впечатляет, если учесть, что телестанции в США часто существуют на весьма ограниченные средства из бюджета, на пожертвования телезрителей и за счет частных фондов. Общественное телевидение США можно отождествить с корпорацией CPB.

Корпорация CPB – частная некоммерческая организация, финансируемая правительством США. Она была создана 7 ноября 1967, когда американский президент Линдон Б. Джонсон в 1967 году подписал «Акт об общественном вещании». CPB первоначально сотрудничала с существовавшей ранее Национальной Образовательной Телевизионной сетью, но в 1969 была основана своя собственная сеть - Общественная служба телепередач (PBS). PBS впервые вышла в эфир в октябре 1970 года.

PBS (Общественная служба телепередач) является самой большой телевизионной сетью в США, в нее входят более 280 некоммерческих станций, распределяющие между собой программы. Развитие общественного телевидения за последние два десятилетия было бурным. Этот факт особенно впечатляет, если учесть, что телестанции в США часто существуют на весьма ограниченные средства из бюджета, на пожертвования телезрителей и за счет частных фондов.

 CPB оказывает финансовую поддержку PBS и NPR (Национального Общественного Радио), но основные средства идут непосредственно теле- и радиостанциям, которые являются (и не являются) членами PBS и NPR. CPB финансирует деятельность этих компаний, даёт деньги для создания новых передач, новых проектов. Кроме того, CPB поддерживает некоторые общественные радиостанции (к слову, общественное радио добилось в Америке больших успехов, чем телевидение, по мнению некоторых экспертов) и поддерживаются отдельные образовательные Интернет-сайты.

Ежегодный бюджет CPB состоит практически полностью из федеральными вливаний. В 2005, бюджет CPB составил 480.4 млн. долларов, 386 из них поступили в рамках распределения конгресса.

Приблизительно 90 % бюджета в 2005 году были распределены общественным станциям по всей стране, включая и местные и национальные организации. CPB также распределяет деньги, как уже было сказано, непосредственно PBS и NPR для того, чтобы финансировать непосредственно вещание и плановую замену оборудования. В 2004, например, около $38 млн. пошли в бюджет PBS и около $2 млн. - в NPR. Хоть эти вклады могут казаться маленькими, CPB обеспечивает очень существенное финансирование и PBS и NPR. Таким образом, CPB поддерживает более чем 1000 телеканалов и радиостанций. И практически в каждом доме есть хотя бы один канал, получающий поддержку государства. То есть американцы не могут жаловаться, что они платят налоги, а взамен ничего не получают. Интересно, что именно американское общественное телевидение впервые в США начало вещать со спутника.

Информация о работе Общественное телевидение на примере западных стран. Общественное телевидение США