Основные черты популярного блога (на примере нескольких «топовых» блогов livejournal.com)

Автор работы: Валерия Федоренко, 22 Июля 2010 в 17:25, доклад

Описание

Статья о блогах, о том, почему люди ведут блоги, зачем нужен популярный интернет-дневник. И, главное, о том, как сделать свой блог популярным.

Работа состоит из  1 файл

Федоренко В.П..doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ ПОПУЛЯРНОГО БЛОГА (НА ПРИМЕРЕ НЕСКОЛЬКИХ «ТОПОВЫХ» БЛОГОВ LIVEJOURNAL.COM) 

В.П.Федоренко, бакалавр журналистики 

   Мир сегодня входит в информационную эпоху. Именно через каналы информации происходит формирование человеческого мировоззрения, общественного мнения о тех или иных событиях, персонах, товарах. Но у традиционных средств массовой информации – газет и журналов, радио и телевидения – есть ощутимые минусы: затратное производство, усложненность связи «аудитория – автор», большие законодательные ограничения, потеря доверия целевой аудитории – как результат коммерциализации и огосударствления СМИ России.

   Актуален вопрос о создании популярного, вызывающего доверие, незатратного информационного ресурса, дающего автору возможность высказать личное, персональное мнение и вести дальнейший диалог с читателем вне зависимости от местонахождения обоих. Этим критериям отвечают интернет-дневники (блоги).

   «Пока в России существуют профессии, личный авторитет в которых определяется успехом у образованной публики, а не только внутри узкого профессионального сообщества, будут востребованы технологии, позволяющие осуществлять публичный диалог(…) Здесь есть и другой момент. Люди с высшим образованием и студенты (…), перекормленные телевизионной кашей, хотят иметь возможность полу-публично сказать, что последняя заметка Максима Соколова – это ниже ватерлинии (тем более что можно сказать это ему лично), а Путин в очередной речи допустил такой-то ляп. Разномастным политтехнологическим силам остается только пользоваться таким барометром общественного мнения»1.

   Наша  цель – выявить основные параметры популярного блога. Для этого мы даем определение блога, обозначаем несколько средств, с помощью которых, на наш взгляд, можно сделать его интересным для читателя. В качестве примеров мы используем несколько самых популярных блогов на сервисе livejournal.com (его еще называют «Живым Журналом» или сокращенно ЖЖ), который на сегодняшний день по рейтингу «Яндекса» считается самым большим и активно развивающимся2.

   Википедия дает понятию «блог» (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») достаточно четкое определение. «Это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к записи или своих блогах)»3. Стоит отметить, что регистрация в ЖЖ бесплатна. Таким образом, очевидно, что блог сегодня – фактически единственное средство, с помощью которого любой человек может высказаться на широкую аудиторию.

   Блоги могут вести отдельные частные  лица, политики, бизнесмены, даже целые компании (корпоративный блог). Целевая аудитория блогосферы различна – от студентов и даже школьников до политиков и ученых. Некоторые из них известны, другие предпочитают скрываться за «никами» и не раскрывать своих имен.

   «…Начинаешь пописывать — появляются друзья, некий социум, фантазии. Без совместного быта с людьми особо интересно общаться. В Сети люди не сморкаются, и тарелки там всегда чистые. Короче, можно напридумывать о себе что угодно(...) Не скрою, и я увлекся гонкой за рейтингом: очень азартно обогнать кого-то по числу подписчиков. В свое время я работал маркетологом, вот и поставил себе задачу: привлечь наибольшую аудиторию. В Сети около 80 процентов женщин за 25 лет — на их интересы и пристрастия я ориентировался…», - говорит один из самых популярных блогеров в Livejournal Слава Сэ в интервью газете «Суббота»4

   Опрос, проведенный еще в 2005 году, определил  функции блогов, по мнению участников блогосферы:

   1. Коммуникативная функция (общение с интересными людьми, возможность сказать что-то на большую аудиторию, налаживание новых знакомств).

   2. Функция самопрезентации (публикация произведений или других видов работы автора; ведь вести блог легче, чем создать сайт о себе в интернете).

   3. Рекреативная, развлекательная функция.

   4. Функция сплочения и удержания социальных связей (сообщество Livejournal объединяет десятки тысяч русскоязычных пользователей, среди которых многие найдут людей, с которыми были когда-то знакомы).

   5. Функция мемуаров (блог как хранилище записей, которые могут пригодиться в будущем, способ не забыть о тех или иных событиях своей жизни).

   6. Функция саморазвития, рефлексии (блог предоставляет возможность создать образ иного, порой более идеального, «Я», более грамотно структурировать свои мысли)

   7. Психотерапевтическая функция («выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее; способ пожаловаться на жизнь и получить в ответ сочувствие).

   Зачем же автору блога популярность? На наш взгляд, на данный вопрос хорошо отвечает блогер Сергей Доля5 в посте (так называется запись в он-лайн дневнике) «Как стать популярным блогером».

   «У каждого может быть своя причина. Например, на популярном блоге можно зарабатывать 2-3 тысячи долларов в месяц, размещая явную или скрытую рекламу в своих постах. Можно получать вещи в подарок за пост об этой вещи в вашем блоге(…)

   Другой  вариант ответа на вопрос «Зачем становиться популярным блогером?» - это тщеславие(…) Приятно осознавать, что то, что ты делаешь, интересно большому количеству людей(…)

   В гонку за лидерство можно включиться и по спортивным соображениям. Поставить  себе цель стать блогером №1, как сделал, например, Олег Тиньков6, и следовать ей. Зачем? Да просто для того, чтобы взять «очередную высоту». В этом случае рейтинги будут подстегивать вас к написанию новых постов.

   Еще вариант – это общение. В реальной жизни наше общение ограничено 20-30 людьми, которые нас окружают. Интересы не во всем совпадают, что-то обсудить не всегда есть возможность, а в ЖЖ же всегда можно написать пост о том, что вас волнует в данную минуту и сразу получить сотни комментариев и мыслей на эту тему от таких же живых людей, как и вы сами» 7.

   Выделим особенности популярных блогов ЖЖ.

   1. Оригинальный язык, смешные выражения или комментарии, способность рассказывать интересные истории.

   «Я сейчас дружу с одной девушкой, в трезвом виде она почти неприступна. У неё муж, дети, домашние животные в ассортименте. Всё невероятно запутано. Аппендицит, опять же. Но однажды опоил её, и до утра шептал в ухо непристойности, вплоть до Мандельштама. Последнего она мне потом простила….»8

   «Авторы дебильных статей о палеоантропологии активизировались в связи с наступлением очередного восьмого марта. Без тени улыбки и сомнения авторы пишут о том, как жизнь протобабы в пещере и протомужика на охоте способствовала формированию и состоянию текущих семейно-социальных стереотипов»9.

   Кстати, многие блогеры, как, например, Тёма активно эпатируют читателя. Например, используют в постах инвективную лексику. Отметим, что это возбуждает шум вокруг «уютной жежешечки», как называет сам Лебедев свой блог. Определенные общественные и политические организации иногда подают на Тёму в суд за оскорбление чести и достоинства и т.п. (и неизменно проигрывают, т.к. законодательная база о сети Интернет еще не до конца сформирована, да и иски по существу провальны). Результаты «судебных баталий» и комментарии к ним Лебедев выкладывает в ЖЖ, а после часто отпускает шуточки насчет оппонентов.

   «Не уверен, что кто-то из классиков прошлого стал бы сегодня читаемым блогером. Язык и восприятие текста сильно изменились. Проверено: в блогах люди неохотно читают длинные тексты. Человек готов побыть в эмоциональном состоянии минут пять, а потом внимание уходит», - говорит Слава Сэ в интервью «Субботе».

   В среде блогеров о длинных текстах и комментариях есть выражения: «многабукв» и «ниасилил» (написание вариативно; это – одни из т.н. «падонкафских» словоформ – исковерканных слов, приобретших популярность в интернете).

   Сергей  Доля также отмечает такую необходимую  черту текстов, как лаконичность. И дает советы по оформлению текста в блоге. «Разбивайте текст на абзацы и оставляйте пустую строку между ними. Не перегружайте текст деталями, интересными только вам и специалистам. Добавляйте к тексту картинки. Используйте тэги к записям. Пишите регулярно».

   С последним можно согласиться  частично. Если остальные качества перевешивают, нерегулярность можно простить. Тот же Слава Сэ пишет раз в две-три недели.

   2. Оформление блога. Интернет-платформа дает возможность транслировать в своем блоге фотографии, музыку, видеоролики. Без этого в наши дни очень сложно привлечь внимание. Например, самый популярный (по рейтингу ЖЖ) блогер Другой10 в каждом своем посте использует одну или несколько качественных фотографий (чаще от крупнейших информационных агентств) и делает краткие комментарии. Именно фото является основной составляющей его блога.

   3. Тематика. Автор любого успешного блога пишет о том, в чем хорошо разбирается. Но, конечно, это должны быть вопросы, которые касаются многих. При этом необходимо иметь понятие о целевой аудитории – т.е. сегменте читателей, для которых ты пишешь.

   У Сергея Доли тематика – путешествия – понятно, что путешественникам, тем, кто собирается в отпуск или был в разных странах, даже журналистам и этнографам будет интересен его журнал. Евгений Гришковец11 пишет о себе и своем творчестве – он интересен «продвинутому» в культурном плане читателю как «звезда». Есть и авиационный блог – профессиональный летчик Алексей пишет о своей работе и личной жизни12. «Целевая аудитория: люди, которые иногда летают на самолетах и интересуются авиацией», - пишет Сергей Доля о его журнале. У Лебедева тематика более широкая и размытая, но он – фигура известная, потому интересная читателю, к тому же в случае с популярностью этого блога играют роль и другие факторы.

   Тем не менее, нельзя писать только на данную тему. Во-первых, блог – не специализированное информационное агентство. Во-вторых, читателям со временем в любом случае станет интересно, «чем живет» их виртуальный собеседник.

   Кроме того, достигнув некоторого успеха, можно ввести специальные интересные для людей рубрики («три вопроса» или «фуршет» у Темы, «субботние обои» у Сергея Доли, демотиваторы по пятницам у Игоря Бигдана13). Иногда «запамятовавшему» автору о них даже напоминают читатели в комментариях.

   Не  стоит забывать и о «трех С», которые, как утверждают рекламисты, являются «крючками», цепляющими внимание практически любого читателя: это секс, страх и смех. На собственном опыте автор работы убедился – наибольшее количество комментариев получали посты в его жж, имеющие хоть малейший намек на секс. Вообще, эпатаж – верный способ добиться славы. Но следует четко представлять себе, какой имидж вы хотите себе создать, и не «перебрать» с «тремя С».

   Чтобы блог набирал популярность, необходима обратная связь с читателями. Это возможно делать через комментарии – отвечая на вопросы к постам. Но, конечно, ни у какого блогера не хватит сил и времени отвечать даже на 300 комментариев, не говоря уже о 1000. Что делать в данном случае? Устраивать опросы, проводить акции и «флешмобы» («вы поместите у себя ссылку на этот пост, а я в свою очередь расскажу о вас в своем ЖЖ»). Некоторые популярные блогеры публикуют письма от читателей. Иногда на эти письма открыто отвечают (или предоставляют это читателям). А, например, Тема в одной из своих рубрик (которая, впрочем, недавно завершилась) публиковал фотографии девушек топлесс (присланные, конечно, самими же девушками) с названием их ЖЖ. И девушкам выгода – ссылка в журнале у такого популярного блогера заметно повышает рейтинг и привлекает массу новых «френдов» (друзей), и у Темы посетителей прибавляется.

   Итак, в заключение мы можем выявить несколько особенностей, которые в той или иной степени присущи популярным блогам. Это достаточно четкая тематическая и аудиторная определенность, понимание социальной важности темы, оригинальность изложения, привлекательное оформление, рубрикация (в том числе и система «тэгов» - ссылок на материалы одной тематической группы), общение и поддержание обратной связи с читателем. Стоит отметить, что мы в данной работе сознательно не затронули механизмы продвижения блога (оптимизация, посты в популярных сообществах, френдинг и пр.). Безусловно, существует масса способов набрать популярность в блогосфере. Но любая популярность в первую очередь базируется на довольно строгих правилах. Так что стоит помнить, что только тот блогер, который осознает, для кого, о чем и как пишет, каким образом подавать информацию, найдет своего массового читателя.

Информация о работе Основные черты популярного блога (на примере нескольких «топовых» блогов livejournal.com)