Радио как канал коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение радио как канала коммуникаций.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций.

2. Проанализировать радио как канал коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.

3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций 4
1.1. Радиокоммуникация и ее роль в современных условиях 4
1.2. Особенности радио как канала коммуникации 7
1.2.1. Звучащее слово 8
1.2.2. Музыка 12
1.2.3. Шумы 15
1.2.4. Монтаж 18
2. Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг. 22
2.1. Краткая характеристика радио «Юнитон» 22
2.2. Анализ сетки вещания радио «Юнитон» в 2002-2006 гг. 25
2.3. Анализ современной сетки вещания радио «Юнитон» 27
2.3.1. Информационно-развлекательные программы 27
2.3.2. Хит-парад 31
2.3.3. Информационные программы 33
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

радио как канал коммуникаций.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

     Б. Шоу писал о том, что при  прослушивании речи на радио усиливаются, оттеняются интонации голоса, которые остаются без внимания при контактном речевом общении. «Интонации вашего голоса, которых не услышишь невооруженным ухом, отлично слышны через микрофон. А это любопытно: микрофон фактически переносит вас в исповедальню, он делает вас совершенно другим человеком». Не случайно, многие мастера микрофона, актеры, режиссеры, писатели, журналисты говорили о его огромных, ни с чем не сравнимых возможностях раскрывать душу человека, его внутренний мир.

     Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состояний, в их качестве. Жанровая тональность – тема, о которой мало говорят в теории и практике радиожурналистики. А ведь это – конечная форма воплощения текста, его реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до импровизированного публицистического выступления в прямом эфире4.

     Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы  и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса.

     Поэтому радиожурналисту нужно знать  как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи – именно через них проявляются все  эти особенности. Микрофон не простое  механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление.

     Еще раз подчеркнем: контактная (симметричная) речь и асимметричная имеют свои особенности и преимущества. Их нужно знать и максимально использовать в своей работе.

     В современном эфире звучит много  диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист  берет интервью на самые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта атмосфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора.

     Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует новую аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

1.2.2. Музыка

 

     Музыка  – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Гегель различал в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. «Самостоятельная в ее собственной сфере» музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».

     «Музыка как сопровождение» широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным  сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров. Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде:

     - разбивок между информационными блоками в одной передаче;

     - музыкальной «шапки» программы  (характерных звуковых фраз), предназначенных  для узнавания той или иной  передачи в эфире;

     - звуковой декорации, помогающей  представить место действия, характеризующей  историческую обстановку;

     - звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах);

     - передачи звуковой атмосферы,  помогающей журналисту описать  ситуацию, состояние героя, а слушателю  представить их;

     - определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения;

     - художественного средства для  создания целостного звукового  образа.

     Жанры радиожурналистики, включающие различные  литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь – художественные.

     Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной  музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения, отрывком песни – создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах – уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

     Рассмотрим, как, например, закладывается в текст сценария радиоочерка для дальнейшей режиссерской разработки авторское чувство ритма, звуковой детали, которая обусловлена материалом и будет определять тональность всего литературного текста.

     1-й  ведущий. Олимпийский характер.

     2-й  ведущий. «Шаг в другую жизнь». Радиоочерк Валентина Скорятина.

     Музыка. Скорее всего это даже одна музыкальная  фраза, по характеру напоминающая музыку, которую играют во дворцах спорта, когда остановлена хоккейная  игра. Музыку захлестывают аплодисменты, и тут же звучит голос диктора – информатора.

     Информатор. За особые заслуги в развитии мировой гимнастики Ольга Корбут награждается Почетным золотым Знаком Международной федерации гимнастики...

     Аплодисменты.

     Вручает награду Президент Международной федерации гимнастики, заслуженный мастер спорта Юрий Титов.

     Аплодисменты.

     Динамичный  ритм, очерченный в самом начале («Музыкальная фраза... захлестывается аплодисментами, и тут же звучит голос...»), поддерживается шумом аплодисментов, которые всегда ритмичны, энергичны в своем звучании. Авторское начало подхватывает предложенный ритм.

     Журналист. Зрители ждали появления этой героини. Помните девочку-подростка? Косички стянуты бантом. Перед подходом к снаряду – выдохнет вверх, на лбу подпрыгнет непокорная челка. Помните, как внутри ее комбинаций неожиданной блесткой вдруг ослепит глаза и судьям, и зрителям какой-нибудь головоломный трюк? Слезы ее, размазанные по щекам, злые, непритворные, настоящие слезы – помните?

     Троекратный повтор-обращение к слушателям («помните?»), троекратный эпитет («злые, непритворные, настоящие») в конце высказывания, усиливают ритм, развивают акустическую ритмичность средствами текста5.

     Этот  настрой сохраняется во всем рассказе журналиста, в котором преобладают  короткие фразы. Выбор сравнений, эпитетов, метафор как бы подчинен энергичному ритму гимнастического выступления – вот она ведущая амплитуда темы («Резкая, угловатая девочка», «Она как та спичка, чиркнешь которую и не знаешь, в какую сторону полетит горячая искорка», «...сломя голову, она бросилась на очередной снаряд», «Корбут – озорник по натуре, один ее эмоциональный жест – и зал взорван»).

     Радиоочерк  «Шаг в другую жизнь» рассказывает не о спортивной биографии гимнастки, а о том особенном творческом почерке выступлений Ольги Корбут, цель которых, по ее же словам, была «Не побеждать, а удивлять». Ритм музыки, всех звуковых элементов, передающих атмосферу спортивного зала, помогает журналисту рассказать об особенностях выступлений Корбут: резкости, смелости в сочетании с фацией, экспрессией и высочайшим мастерством, и через этот индивидуальный почерк создать образ юной гимнастки.

     На  этом примере можно убедиться, каких  возможностей может достигать музыка, взаимодействующая с шумами.

1.2.3. Шумы

 

     Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум толпы, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.

     Шумы  выполняют также важные функции:

     - служат звуковой характеристикой  ситуации, действия, обращения или  описываемой журналистом, или  случайно попадающей в зону  фиксации, записи на магнитную  пленку. Документальный шум, записанный синхронно с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию;

     - составляют звуковой фон, выполняя  роль своеобразной акустической  иллюстрации. Они оттеняют наиболее  характерные детали обстановки, действия;

     - приобретают символику в литературном  контексте, используются журналистом  для образной характеристики. В  таком случае они решают самостоятельную  эстетическую задачу, являются художественной  деталью, его звуковой «краской».

     Шумы  проявляют выразительные и изобразительные  оттенки радиотекста. Радиожурналисту  и радиорежиссеру необходимы тонкий натренированный слух, способность  не только запоминать голоса, музыку, шумы, но и профессионально анализировать  их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.

     Радиожурналист  использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в  том или ином его качестве в  зависимости от задачи, которую он перед собой ставит, выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения. Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении.

     В радиорассказе «Уважаемые люди»  А. Ревенко знакомит слушателей с  людьми, встретившимися ему на корреспондентских  дорогах – шоферах из Якутии, рыбаками Белого моря, старым мастером из города Ворсма Горьковской области  А. Ананьевым.

     В незатейливом разговоре автора с  Ананьевым вырисовывается образ  настоящего русского Левши, смастерившего  почти в 80-летнем возрасте перочинный ножичек с 53 предметами. Прежде чем  обыграть выразительную звуковую деталь, отражающую самую глубинную черту героя – трудолюбие, А. Ревенко создает конкретный образ, используя для этой цели интервью. И когда у слушателей сложилось впечатление об удивительном мастере-самоучке, журналист приводит второй фрагмент беседы, которую он записал во время работы Ананьева за верстаком.

     Тихая песня старика, стук молотка, скрежет  напильника.

     После приветствия журналист обращается к герою:

     – Знать, все у Вас в порядке?

     – Все ничего! Пока живой. А что, надолго  – не знаю только.

     – Смотрите, и все за работой...

     – Привычка... с восьми лет. Не могу никак: не работаю – болею.

     Корреспондент. Поговорили мы еще, простились... И снова застучал Алексей Васильевич молотком, снова заработал напильником и продолжал напевать.

     Песня, стук молотка.

     Долго, видно, век свой буду помнить я  эту тихую песню старого мастера.

Информация о работе Радио как канал коммуникаций