Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:51, контрольная работа
Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные изменения вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Глобальными факторами развития рекламы являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан.
Введение
Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные изменения вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Глобальными факторами развития рекламы являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан.
Кроме всего прочего, реклама справедливо определяется как часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам. Перечислять факторы, определяющие лицо рекламы в конкретный момент времени, можно достаточно долго. Однако краткий анализ их фактической реализации может быть чрезвычайно полезен.
По нашему глубокому убеждению, понимание современной рекламы не может быть полным без изучения основных исторических этапов ее развития. Следует при этом отметить, что подобный анализ преследует прежде всего профессионально-прагматические цели. То есть развитие рекламы исследуется в контексте системы средств коммерческих коммуникаций. Естественно, такой анализ невозможен без рассмотрения историко-культурологического аспекта проблемы.
1.1. Реклама в государствах Древнего мира
Простейшие формы рекламы
существовали ещё до нашей
эры. Одним из первых дошедших
до нашего времени рекламных
обращений считается египетский
папирус, в котором сообщалось о продаже
раба. Современные исследователи также
считают одним из древнейших рекламных
текстов высеченную на камне надпись,
найденную в развалинах древнейшего города
Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле
богов толкую сновидения».
Наиболее распространенными
были надписи, нацарапанные или начертанные
краской на стенах. В древней Греции и
Риме рекламные объявления писали на досках,
гравировали на меди или кости, громко
зачитывали на площадях и других местах
скопления народа.
Уже на ранних этапах развития
культуры реклама начинает выступать
в форме письменного текста. Конечно, это
происходило по мере изобретения самого
письма, которое в различных регионах
датируется 6-8 тысячелетиями до н. э.
Таким, образом, источники рекламной деятельности
уходят в первобытную древность. Античная
культура порожает уже довольо зрелые
формы рекламной деятельности, основой
которых являются сгустки оперативной
информации. Эти формы рекламной деятельности
выражались по средством разнообразных
наборов словесных, звуковых, письменных
и изобразительных приемов, создающих
рекламные образы (имиджи) рекламируемых
объектов, чья цель – активно проникать
в психику потенциальных потребителей,
привлекать их внимание и тем самым побуждать
совершать выгодные для рекламодателя
действия.
Развитие производственных
и социальных отношений уже в древних
цивилизациях вызвало необходимость передачи
информации, предназначенной конкретным
группам людей. Часть этой информации
содержала элемент стимулирования, убеждения
адресатов сообщений в необходимости
осуществления определенных действий.
Это позволяет определить это направление
коммуникаций как проторекламу.
Протореклама явилась первичной интегрированной формой коммерческих коммуникаций, которая объединила элементарные коммуникационные средства, получившие с течением времени свое самостоятельное развитие. Носители проторекламы содержали в себе зародыши таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и др.
Самые древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно само слово "реклама" происходит от латинского reclamare - "возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать" .
По мере усиления потребности в расширении словесного (вербального) воздействия на потребителей эта информационная функция порождает институт глашатаев. Глашатай - специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Важным преимуществом пользования услугами глашатая явилась возможность удаленности источника устной проторекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было теперь получить не только там, где он продавался.
Глашатаи первоначально появились у древних египтян, а от них последовательно у древних евреев, греков и римлян . Эта профессия была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что функциями глашатая наделялся даже древнеримский бог торговли Меркурий. В Древней Греции призывы глашатаев нередко принимали песенно-поэтическую форму. Например: "Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Экслиптоса".
Необходимо отметить многообразие сфер применения проторекламы, в которых использовались услуги глашатаев. Это - экономические отношения, частная жизнь, организация зрелищ, политика и др. Часть глашатаев находилась на государственной службе, получая за это жалованье, другая - сделала эту работу своим промыслом.
К указанным выше средствам организованной вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми "из уст в уста" информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Одним словом это средство можно определить как молва. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца.
Чтобы выделиться из среды конкурентов, древние ремесленники и торговцы достаточно часто ставили свои фирменные знаки (клейма) на продаваемые товары.
С этой же целью предприниматели древности используют фирменные названия своих предприятий. Так, гостиницы уже в древнеримских Помпеях носили названия: "У орла", "Под мечом", "У сестер", "Слон" и др.
Вначале широко применяться символические знаковые обозначения - аналог современных пиктограмм. Так, у молочной лавки помещался барельеф козы; у булочной - рельеф мельницы, приводимой в движение мулом; у одной виноторговли - рельеф двух людей, несущих амфору с вином; у другой - красочное изображение Бахуса, выжимающего сок из виноградных гроздьев.
Уже с самого зарождения письменности появляются первые рекламные тексты. В качестве наиболее ранних примеров можно упомянуть послания финикийских купцов-мореплавателей. Они оставляли их на скалах островов, находящихся по пути их следования.
Текстовые вывески довольно часто помещались на мастерских, торговых лавках, гостиницах, питейных заведениях и др. Например, такая древнеримская вывеска: "Здесь помещается гостиница. Триниклий на три ложа и со всеми удобствами".
Нередко носителями текстовых проторекламных посланий становились каменные плиты. Одним из наиболее известных обращений этого рода является вывеска греческого толкователя снов. Она была найдена при раскопках древнеегипетского Мемфиса и относится к III в. до н. э. Надпись на камне гласит: "Я, Рино с острова Крит, по воле богов истолковываю сны. Доверься Тихэ". Протореклама. С определенными оговорками в качестве примера можно привести древнеримские каменные столбы - милиарии. Они были установлены на всех важнейших дорогах Римской империи через промежутки, равные одной римской миле. На милиарии указывалось расстояние от начальной точки дороги, но вместе с тем воздавалась и хвала императору, который приказал дорогу построить.
Необходимо признать, что нередко возникает соблазн отнести к проторекламе все монументальные творения древности, на которых содержится хвала правителям и тиранам . Следуя этой логике, в музей рекламы должны тогда попасть: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды и все остальные чудеса света. Необходимо признать, что определенный коммуникационный эффект при создании их, безусловно, достигался.
До нас дошли исторические документы, которые по праву могут быть признаны прообразом современной текстовой рекламы. Так, в древнеегипетском папирусе, хранящемся в Британском музее, содержится информация о продаже раба: "Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантируется его умеренность в пище, честность и покорность" .
Еще один древнеегипетский свиток, который датируется 320 г. до н. э., представляет собой рекламное обращение торговца слоновой костью: "Дешев, очень дешев в этом году благородный рог исполинов девственных лесов и долин. Идите ко мне, жители Мемфиса, подивитесь, полюбуйтесь и купите".
Очевидно, что письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Среди основных причин следует назвать относительную немногочисленность грамотных людей, дороговизну написания проторекламных текстов и дефицитность их носителей (папируса и пергамента).
Уже в Древнем мире возникают прообразы современных средств массовой информации. Ближе всех к их изданию приблизились в Древнем Риме. В 59 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), будучи еще консулом, распорядился регулярно информировать широкую публику о текущих решениях сената и народных собраний . При императоре Августе Октавиане (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) к официальной информации добавились сведения частного характера, "светская хроника", сведения о разводах и женитьбах, информация об увеселениях, продажа недвижимости и т. п. Протогазета стала называться "Аcta diurni populi romani" ("Повседневные дела народа Рима"). Щиты выставлялись в публичных местах. Таким образом, "Аcta diurni populi romani" может в равной степени рассматриваться как предтеча и рекламы в прессе, и наружной щитовой рекламы.
Гораздо богаче с точки зрения проторекламы надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах домов горожан, - "граффити" (от ит. graffito - нацарапанный).
Например, на решение экономических проблем "рекламодателей" направлены такие послания: "Зосим продает сосуд для виноградных выжимок" [7, с. 160]; "Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания" .
Можно также привести примеры настенной политической рекламы, развертывавшейся во время кампаний по выборам эдилов (должностное лицо древнеримской магистратуры): "Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу"; "Цирюльники: в эдилы - Юлия Требия"; "Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа"; "Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиата!"
Некоторые граффити содержали элементы антирекламы. Политические противники изображались на них в карикатурном виде. На одной из самых оживленных улиц Помпей сохранилась надпись, призывающая голосовать за кандидата в эдилы Цириния, подписанная от имени "всех сонливцев и всех пьянчуг" .
Предметом рекламы посредством граффити часто становились зрелища: "Группа гладиаторов эдила Авла Светия Церта будет сражаться в Помпеях в день перед июльскими календами. Произойдет схватка с дикими зверями. Будет натянут полог" . Опять-таки велик соблазн обнаружить в этом обращении элементы спонсорства. Ведь известно, что многие древнеримские государственные деятели добивались своих политических целей благодаря организации зрелищ для электората.
Массовое развитие элементов проторекламы породило необходимость формирования системы ее регулирования. Так, раздраженные обилием граффити и их неряшливым оформлением городские власти предписывали: "Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет тому удачи" .
Серьезной проблемой уже в те времена был контроль достоверности рекламы. В одном из распоряжений (эдиктов) древнеримского эдила было указано: "Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродягой, или ненаказанным еще преступником" .
Если подводить некоторые итоги анализа формирования проторекламы в Древнем мире, то можно сделать следующие основные выводы:
1. Главным фактором, определившим формирование проторекламы как специфического вида общественных коммуникаций, стали потребности развития экономических, политических, общественных, межличностных отношений. Уровень этих отношений определил форму и содержание проторекламных посланий.
2. Первыми заказчиками проторекламы выступают мелкие купцы и ремесленники (крупное производство попросту отсутствует), политики, служители культа, организаторы зрелищ и др. Это предопределило многообразие сфер применения проторекламы.
3. Основной целью проторекламных
обращений стало
4. Среди используемых средств проторекламы заметно преобладание вербальных коммуникаций. Получает свое первоначальное развитие письменная, наружная реклама, а также коммуникации на месте продажи и ярмарки. Появляются первые элементы фирменного стиля.
5. Разработкой и реализацией коммерческих коммуникаций в основном продолжают заниматься их инициаторы: купцы, ремесленники, частные лица и др. В то же время следует отметить, что по мере накопления опыта у древних проторекламистов, с изменением ситуации во внешней среде совершенствуются форма и содержание рекламных обращений, возрастает профессионализм в разработке проторекламных посланий.
1.2Развитие рекламы
в Западной Европе и США
Изобретение Гуттенбергом печатного
станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи
становления системы средств
массовой коммуникации, следствием, которого
явился качественно новый этап развития
рекламы. Тексты, написание которых раньше
требовало многодневной и кропотливого
труда, теперь могли подготавливаться
достаточно быстро.
На протяжении второй половины
XV века типографические предприятия, начало
которым положил Гуттенберг, распространяются
по Европе: в 1465 г. появляется первая типография
в Италии, в 1468 г. в Швейцарии, в 1470г. – во
Франции, в 1473 г. в Бельгии и Венгрии, примерно
тогда же – в Польше. В 1476 г. печатный станок
утвердился в Чехии, Англии и других европейски
странах.
Первое печатное рекламное объявление
датировано 1472 г. текст был вывешен на
двери одной из церквей в Лондоне и информировал
прихожан о продаже молитвенника.
Основателем печатной рекламы
в Европе считают врача Теофраста Ревностно
открывшего в 1630 г. в Париже справочную
кантору, печатавшую рекламные объявления
во «Французской газете». Первым рекламным
объявлением, опубликованным, считается
объявление о награде за указание местонахождения
12-ти украденных лошадей. Появилось оно
также и в одной из лондонских газет.
Немного позже стали заполняться
объявления торгового характера, в основном
касающимися оптово-розничной продажи
чая, кофе и других продуктов питания.
Первые рекламные публикации бесхитростно
оповещали о существовании того или иного
товара. Вскоре, однако, их стили и тон
меняются, начинают широко использоваться
всякого рода сюжетные и оформительские
приемы.
После изобретения книгопечатанья
на городских стенах по всей Европе расклеивались
не только рукописные тексты (обращения),
но и печатные листовки разнообразного
содержания. Осваивались новые способы
их распространения, например выставление
на всеобщее обозрение в расщепленном
конце палки (прообраз современных транспарантов).
В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке
было очень популярная листовка, рекомендующая
недорогие винные кабачки в пригороде,
где не взималась муниципальная пошлина.
В американских колониях одной
из первых газет, специализировавшихся
на рекламных объявлениях, явилась газета
«Бостон Ньюслеттер» - 1704 г.
Большое количество рекламы
публиковала «Газетт», основанная Бенджамином
Франклином в 1729 г. С именем Франклина
связывают расцвет рекламы в Соединенных
Штатах, называя его отцом американской
рекламы. «Газетт» не только имела самый
большой тираж, но и самый большой объём
рекламных объявлений среди всех изданий
колониальной Америки.
Индустриальная революция, начавшаяся
в Англии в середине XVIII века, спустя полвека
достигла Америки. Производители товаров
поняли всю ценность рекламы как способа
проникновения на новые рынки сбыта товаров
и завоевания этих рынков, получения максимальных
прибылей. С появлением фотографии в
1839 г. рекламный текст стал дополняться
фотоиллюстрациями, придающими информации
большую достоверность и правдивость.
Изобретение телеграфа в 1884 г. связало
самые отдаленные районы с центром, устранив
разобщенность и замкнутость регионов.
Реклама становится одним из методов неценовой
конкуренции, одной из функций маркетинга.
Реклама становится мощным орудием в руках
привилегированных классов общества
для формирования потребностей и жизненных
стандартов людей в рыночной экономике.
Рекламой стали заниматься
специальные фирмы и агентства, имеющие
разветвленную сеть отделений и представительств,
а также рекламные отделы промышленных
и торговых компаний, крупных предприятий,
издательств и т. д. История создания рекламных
агентств (XIX в) начиналась, в основном,
со скупки полос (площадей) и перепродажи
их рекламодателям со значительной для
себя прибылью. История рекламного дела
упоминает о некоем В. Палмере, первом
в США рекламном агенте. Обосновавшись
в Филадельфии в 1841 г., Палмер заключал
контракты с издателями на закупку газетно-журнальных
площадей, затем продавал места под рекламу
рекламодателям. В то время тексты подготавливали
сами рекламодатели. Лишь со временем
агенты начали заниматься подготовкой
непосредственно текстов, отдаляясь, таким
образом, от изданий, но приближались к
рекламодателям. Постепенно рекламодателям
стал предлагаться более широкий перечень
услуг.
Первым рекламным агентством,
планирующим, работающим над текстом обращения
и проводящим рекламные компании считается
филадельфийское рекламное агентство
«Айер и сын», основанное в 1890 г.
В настоящее время в центре Нью-Йорка
располагаются штаб-квартиры ряда крупных
американских рекламных агентств, в которых
работают около 30 тыс. человек.