Связи с общественностью в государственных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:08, реферат

Описание

Ситуация, сложившаяся на российском рынке PR, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление - государственный PR - в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5 % (за вычетом выборных кампаний).

Работа состоит из  1 файл

СО в государственных структурах.docx

— 18.50 Кб (Скачать документ)

    Связи с общественностью  в государственных  структурах.

    Роль PR в государственной  системе.

    Ситуация, сложившаяся  на российском рынке PR, позволяет условно  разделить функционирующие на нем  фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление - государственный PR - в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5 % (за вычетом выборных кампаний). В качестве первой причины выступает отсутствие финансовых ресурсов у государства на подобную деятельность, отсутствие в бюджете страны строчки, касающейся "информационной поддержки". Данную ситуацию можно преодолеть, привлекая вместе с заинтересованными ведомствами внебюджетные источники. Другая причина - неготовность специализированных PR- агентств переориентироваться.

    По оценкам  аналитических центров в ближайшее 3-4 года ожидается увеличение количества предложений по PR - поддержке экономической  деятельности государства. Правительственным  структурам нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Если в 1993 году информационная кампания в поддержку приватизации рассматривалась  как уникальное событие в экономической  жизни государства, за ее реализацию давали государственные премии, то в настоящее время подобных кампаний, но несколько меньшего масштаба, в  стране проходит 5-6 в год.

    Тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства, приобретение им статуса основного  заказчика PR - услуг. Фирмы, специализирующиеся на выборных технологиях, возможно, сократят свое влияние, что подтолкнет к созданию PR - фирм нового типа. (1)

    Модели  связей с общественностью.

    В зависимости  от существующих в государстве типа властных отношений выделяются три  модели связей с общественностью: властвования и подчинения, переходная и управленческая.

    Модель  властвования и подчинения.

    В государстве  тоталитарного типа интеракции государства  с обществом строятся по принципу властвования и подчинения. В качестве общественности выступают "подданные", имеющие лишь одно право - выражать солидарность с правящим режимом. Личность и создаваемые личностями общественные объединения рассматриваются как  потенциальный источник влияния  в обществе, конкурирующем с государством. Инициативные действия, совершаемые  населением, расцениваются государственными органами как посягательство на государственные  интересы.

    Анализируя  советские формы государственного ПР, обнаруживаются различные формы идеологического воздействия в виде агитации и пропаганды. Советские ПР были частью общей идеологического обеспечения партийно-административного руководства. Вербальные коммуникации с обществом в системе идейно-политической пропаганды носили название "устная агитация". Сюда входили беседы лекторов и политинформаторов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, выступления агитбригад, дискуссии, единые политдни, "ленинские пятницы".

    Средства визуальной коммуникации именовались "наглядной  агитацией" - это плакаты, лозунги, транспаранты, схемы, диаграммы, фото стенды, доски почета, стенные газеты, украшавшие места общественного скопления. "Специальные события" назывались "долговременными пропагандистскими акциями". Ими могли быть различные кампании и трудовые соревнования, рейды, фестивали, юбилеи, походы по местам боевой и трудовой славы и так далее. Все это широко освещалось СМИ - "коллективными пропагандистами, агитаторами и организаторами".

    Существовавшие  в советский период общественные организации типа профсоюзов, комсомола, женских, ветеранских, молодежных организаций, а также иные объединения и  ассоциации не были, в точном смысле этого слова, общественными - это  была часть государственного аппарата, его особая, специфическая, строго зарегулированная составляющая. Несмотря на чаще всего  формальный характер общественных инициатив, нередко они поддерживались искренним  участием социально активных людей, с большим запросом оптимизма  и альтруизма. С их помощью образовывались постоянные общественные связи, а жесткие  конструкции приобретали видимость  реальных механизмов диалога с государственными структурами, социальными группами.

    Подобная модель связей с общественностью, где политические отношения складываются как отношения "властвования" и "подвластности", практически неотделима от политической агитации и пропаганды.

    Переходная  модель.

    Строительство в Росси демократии актуализировало  потребность создания диалога государства  и формирующего гражданского общества. Этому содействовали три основные причины. Во-первых, государство, как  политический институт демократического общества, стремится найти такой способ управления, при котором объект и субъект управления не были бы антагонистически разделены, а выступали бы как взаимозависимые субъекты общественных отношений.

    Во-вторых, формирующееся  гражданское общество, со своей стороны, также старается увеличить свои прерогативы за счет различных институтов регулирования и испытывает потребность  в эффективных технологиях взаимодействия с государством и с различными группами общественности - отечественной, международной и т.д.

    В-третьих, в  политическом поведении российских граждан очевидны черты агрессивности  и радикализма, подчас принимающие  антиобщественные формы. Следовательно, высока степень конфликтности и  велика потребность как государство, так и общества в коррелирующих механизмах взаимодействия - таких как компромисс, переговоры, солидарное разрешение конфликта.

    В современной  российской действительности формируются  отношения государства и общества как управляющих и управляемых. ПР приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие.

    Данное взаимодействие сталкивается с рядом проблем:

    • Государство обладает мощными институализированными формами и структурами принуждения, а гражданское общество лишь формируется и находится почти в постоянной зависимости от государства - его правовой защиты, экономической и финансовой поддержки.
    • Государство далеко не всегда оказывается способным на позитивный политический диалог и демонстрирует агрессивные волюнтаристские поползновения.
    • Гражданское общество, прежде всего в лице его экстремистски настроенных объединений, для достижения приоритетных политических целей может использовать средства, принципиально несогласующиеся с нормами кодифицированного права.

    В условиях демократии государство основывается в своей  работе на критерии законности. В России в период 1995-97 гг. было принято более 200 нормативных законодательных  актов, регулирующих деятельность общественных объединений только на федеральном  уровне.

    В широком  значении взаимодействие государства  с общественными структурами  отражено через такие формы, как  поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение к  участию при подготовке решений, привлечение к работе в государственных  органах, наделение контрольными полномочиями. Определены также институты открытой демократии, такие как согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным проблемам.

    Помимо законодательно оформленных форм существуют также  различные механизмы и технологии связи с общественностью, необходимые  и востребованные и общественными  организациями, и органами власти. Отношения  государства и общества на переходном этапе демонстрируют, наряду с убеждающей коммуникацией, зрелый ПР - с постоянным использованием научно-исследовательских методов изучения целевой общественности, установлением и поддержанием обратной связи.

    Управленческая  модель.

    В этой модели общественность контактирует с государством как получающий услуги клиент или  совокупность клиентов. Ориентация клиента  и его запросы, приверженность активному  стилю действий в решении конкретных проблем, простота структуры и профессионализм, открытость и доступность - вот далеко не полный перечень принципов практической деятельности государственных структур.

    Связи с общественностью  в этих условия государство будет  строить на основе самых эффективных  методов - соглашений, долгосрочных контрактов, информационного взаимодействия, участии  в законотворческом процессе, совместной разработке и осуществлении социальных программ.

    Суть данной модели заключается в ведении  партнерского диалога между государством и гражданским обществом при  доминировании интересов последнего. В зрелой модели ПР государство и общество вступают в равноправные партнерские взаимоотношения. В результате взаимодействия происходят изменения состояния не только объекта взаимодействия - состояния общественного мнения граждан, например, но и того субъекта, который вступает во взаимоотношения. Подобная модель - оптимальная модель управления сложнейшими коммуникативными процессами, складывающимися в условиях взаимодействия правового демократического государства и развитого гражданского общества. (2)

Информация о работе Связи с общественностью в государственных структурах