Альбер Камю. Философия экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:16, творческая работа

Описание

Философия существования, иными словами – экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), зародилась во Франции в начале ХХ века, а если уж быть предельно точными, то в конце 20х гг.
Поначалу люди не воспринимали данное движение всерьёз и считали его бесперспективным, однако, вскоре оно начало набирать обороты, постепенно приобретая последователей и обогащаясь новыми идеями. Экзистенциалисты пытались познать человека в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах. Они акцентировали внимание на проблеме эмоциональной выдержки людей, находившихся в неконтролируемых ситуациях.

Содержание

1) Введение........................................................................................................3стр.
2) Краткая биография Альбера Камю………………………….....................4стр.
3) Творчество Альбера Камю……………………...………………………...6стр.
3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии………………...6стр.
3.2. Этап второй: «Бунт», каким предстаёт образ бунтующего человека…………………………………………………..………………….12стр.
3.3. Этап третий: «Изгнание», совпадение и расхождение взглядов с Ж. П. Сартром ……………………………………….…………………………..…15стр. 4) Заключение..................................................................................................17стр.
5) Список использованной литературы........................................................18стр.

Работа состоит из  1 файл

1KAMU.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

Филологический  факультет

Кафедра социально-гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая работа

на тему: «Альбер Камю. Философия экзистенциализма» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила:

студентка II курса

группа  АН-21

Русейкина Елена 

Проверил

к.ф.н. доцент

Лебедев Э.В. 

Севастополь-2010

Содержание:                           

1) Введение........................................................................................................3стр.

2) Краткая биография Альбера Камю………………………….....................4стр.

3) Творчество Альбера Камю……………………...………………………...6стр.

3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии………………...6стр.

3.2. Этап второй: «Бунт», каким предстаёт образ бунтующего человека…………………………………………………..………………….12стр.

3.3. Этап третий: «Изгнание», совпадение и расхождение взглядов с Ж. П. Сартром ……………………………………….…………………………..…15стр.     4) Заключение..................................................................................................17стр.

5) Список использованной литературы........................................................18стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Введение 

«Можно мыслить только посредством образа.

Хочешь  быть философом — пиши романы».

А. Камю 

Философия существования, иными словами – экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), зародилась во Франции в начале ХХ века, а если уж быть предельно точными, то в конце 20х гг.

Поначалу люди не воспринимали данное движение всерьёз и считали его бесперспективным, однако, вскоре оно начало набирать обороты, постепенно приобретая последователей и обогащаясь новыми идеями. Экзистенциалисты пытались познать человека в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах. Они акцентировали внимание на проблеме эмоциональной выдержки людей, находившихся в неконтролируемых ситуациях.

Точкой опоры  философии экзистенциализма является понятие человеческого существования (экзистенции) – так называемого внутреннего ядра личности, которое, по мнению представителей экзистенциализма, сохраняется (и даже впервые действительно выявляется) лишь тогда, когда человек теряет все свои общественные определения и функции. Такое состояние называется в экзистенциализме «пограничной ситуацией»; самый яркий и полный вид подобной ситуации - ситуация перед лицом смерти, когда вся прожитая жизнь проносится перед глазами.

Экзистенциализм подразделяется на два направления: атеистическое - хотя вернее, пожалуй, следовало бы его назвать агностическим, т.к. его последователи не отрицали Бога, а считали его существование фактом, который попросту невозможно доказать, следовательно, вера при таком убеждении становилась бессмысленной (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное - К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).

В задачу экзистенциализма входит создание новых определений  предмета философии и её задач, а  не постройку новых её конструкций. Последователи этого движения ставили  в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм духовного освоения действительности. Их работы отличает, скорее, сюжетность, художественность. Не случайно категориальные построения экзистенциалистов свободно сложились в художественную прозу. Содержательная сторона их философии заключалась в отказе от теоретически развитого знания и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания человека современной эпохи.

В данной работе нашей главной целью является провести анализ творчества Альбера Камю – одного из крупнейших представителей западной философии ХХ века и рассмотреть, каким образом он раскрыл экзистенциальную проблематику в своих произведениях. 

2) Краткая биография Альбера Камю

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови близ г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939.. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Так, из-за туберкулёза рухнули  надежды  на  продолжение  учебы  в Эколь  Нормаль - высшей  школе,  готовящей  университетских преподавателей философии, развалился  первый  брак.

     Религиозного  воспитания  Камю  не  получил,  веры  у  него  не  было  ни  в  юности,  ни  в  зрелости.  Идеалы  евангельского  христианства он  рассматривал  через  труды  своего  «земляка» - святого  Августина,  а  также  современных  философов - Кьеркегора,  Шестова,  Ясперса.  На  всю  жизнь  у  него  сохранилось  уважение  к  древним   и  средневековым  ересям - к  гностикам,  манихеям,  катарам - и  неприятие  католицизма  ни  как  народной  религии,  ни  как  богословской  доктрины.  Ницшеанского  презрения  к  христианству  Камю  никогда  не  разделял;  выходцу  из  бедноты  были  чужды  и  гневные  филиппики  Ницше  против  «подлой  черни».  Но  провидение  для  него  означало  род  фатализма ;  первородный  грех,  загробное  воздаяние,  спасение  Камю  считал  мифами,  примиряющими  человека  с земной  несправедливостью.

     Огромное  место  в  жизни  Камю  занимал  театр.  Камю  был  талантливым  актером,  постановщиком,  драматургом.  В  конце  30-х  годов  с  театральной  труппой  «Экип»  он  объезжает  весь  Алжир,  играет   в небольших,  неприспособленных  залах,  почти  без  декорации  роли  в  классических  и  современных  пьесах.  Главная  его  роль  в  то  время - роль Ивана  в  собственной  постановке  «Братьев  Карамазовых».  «Я  играл  его,  быть  может,  плохо,  но  мне  казалось,  что  понимаю  я  его  в  совершенстве», - вспоминал  Камю  о  ролях  Ивана  в  «Театре  труда»  и  «Экип».

     Озабоченность социальными проблемами привела  его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее.

     В  начале  1938 г.   Камю  начинает  осваивать  и  еще  один  вид  деятельности - журналистику,  где  он  также  сумел  достичь  много.

       В  1942 г.  Камю  возвращается  во  Францию,  вступает  в   подпольную  группу  «Комба»,  образовавшуюся  в  результате  слияния  двух  групп  Сопротивления  с  собственными  печатными  органами. 

     Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для  прессы публицистические статьи, собранные  впоследствии в трех книгах под общим  названием «Злободневные заметки»

     Камю  много размышляет о смерти, в дневнике признаётся в том, что боится её, ищет возможности к ней подготовиться. Близко  знавшие Камю  полагали,  что тема  самоубийства  приходит  в «Миф  о Сизифе» из  личных  переживаний. 

3) Творчество Альбера Камю

     Альбер  Камю часто говорил, что он на самом деле и не является философом.

Профессиональным философом он, кстати, действительно не был, хотя получил философское образование и вполне мог бы стать профессором в каком-нибудь университете (этому, однако, помешала болезнь).

     Его творчество можно разделить на несколько этапов. Эволюцию деятельности Камю проследить не так уж и сложно, - изменение его философских взглядов непосредственно связано с историческими событиями. Альбер Камю пробовал самостоятельно разделить собственное творчество на определённые этапы («Записные книжки», 1947).

     Первый  этап своего творчества он назвал этапом «Абсурда», который включает в себя произведения, написанные до и во время войны. К ним относятся: «Калигула», «Посторонний», «Миф о Сизифе».

     Второй  этап – «Бунт». В него входят «Чума», «Праведные», «Бунтующий человек».

     И заключительный третий этап  – произведения, написанные в 50е гг.:  «Падение», «Изгнание и царство». Т.к. в записных книгах самого Камю данный период не имеет названия, русский литературовед С. Великовский условно назвал его «Изгнанием».

Далее более  детально рассмотрим каждый из этапов. 

3.1. Этап первый: «Абсурд», его раскрытие в философии

     Камю  сразу выделяет главную философскую  проблему – вопрос о смысле жизни. Из этого и следуют все основные аспекты, рассмотренные им в его работе – некая абсурдность жизни, её настоящие ценности, свобода человека.

     Это чувство, по мнению автора, возникает  прежде всего на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.

     Если  мир поддается объяснению, даже и  не слишком убедительному, он понятен  и приемлем для человека. Но как  только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать  себя чужим во вселенной. Перед человеком  встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.

     Абсурд  проникает в сознание человека неожиданно, когда он  
в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность, усталость  
от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычных поступков разрывается,  
и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальной жизни, начинает приходить  
в движение.

     Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его  враг. Как говорит Камю, возникает  своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.

     Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.

     Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты, действия других людей вызывают растерянность, показывая чем человек как физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд. Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда дополнительное содержание.

     Камю  особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.

     Познание  мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир как таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой.

     Этим  выводом Камю противопоставляет  себя многим современным ему философским  школам, утверждавшим, что все сущее  разумно, и все познаваемо с помощью  разума.

     Углубляясь  в анализ понятия абсурда, Камю отмечает,  
что чувство абсурда возникает при рассмотрении не единичных фактов и впечатлений, а при сравнении наличного положения вещей с определенного рода действительностью, действия – с превосходящим его миром. Камю говорит, что абсурд не коренится ни в человеке, ни в мире, а в их совместном присутствии. Абсурд – единственная связующая нить между ними. Развивая свою мысль, автор определяет своего рода триединство: абсурд, человеческое сознание и мир. Исключение одного из этих слагаемых приведет к разрушению всей общности.

Информация о работе Альбер Камю. Философия экзистенциализма