Аналитическая теория личности К. Г. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века. Оно оказало самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения. Возник он, как одно из направлений медицинской психологии и постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем, став частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Работа состоит из  1 файл

мой текст.docx

— 70.86 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Философия психоанализа - одно из наиболее известных  направлений в европейской философии XX века. Оно оказало самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения. Возник он, как одно из направлений медицинской психологии и постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем, став  частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

       Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разрабатывал его, с одной стороны, как метод лечения психических заболеваний, а с другой, - как теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и в развитии всей культуры.

          Большое влияние  на идеи З. Фрейда оказала философия  жизни, и прежде всего философия  Ф. Ницше. Подобно ей, возникновение  психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистического и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно уже в конце XIX века жизнь невозможно объяснить механическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению. Другая же причина возникновения фрейдизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своем анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека. Хотя нельзя утверждать, что до него эта сфера была совершенно не изучена. Лейбниц, Кант, Достоевский, Шопенгауэр и другие уже вплотную начали заниматься этой проблемой.

          Приверженцами учения З. Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961), основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм  Райх (1879-1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980) и другие. С различных сторон они не только продолжали его теорию, но и выступали с критикой его идей. 

    Глава I. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

          1.1. Жизнь и творчество З.Фрейда.

          Зигмунд Фрейд родился6 мая 1856 года в маленьком моравском городке Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).

          Уже с ранних лет  Зигмунд отличался острым  умом, трудолюбием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем временам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но старшему сыну родители старались создать все условия для учебы: он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами.

          В 17 лет Фрейд окончил  гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем выбора ему  не давали антисемитские законы Австро-Венгерской империи того времени. Это несомненно отложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его  суждений, на привычку находиться в  оппозиции.

          В университете он проучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической  лаборатории Эрнста Брюкке, провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.

          Спустя 50 лет Фрейд  вспоминал: "Ни в то время, ни позже  я не чувствовал особой  склонности к профессии врача. Мной двигало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам".

          Он надеялся получить должность в лаборатории Брюкке, но вакансий не было, а тут еще  подоспела любовь... Марта Берней была из такой же семьи, как и Фрейд. Под влиянием отца и своего учителя  Брюкке, к которому он питал искреннее  уважение, Фрейд оставил работу в  лаборатории и с неохотой занялся  частной врачебной практикой. Сначала  он работал хирургом, потом терапевтом, а затем стал "домашним врачом". К 1885 году он получил место приват-доцента  в Венском университете, а с 1902 года - профессора неврологии. Казалось бы карьера началась складываться...

          В 1885-1886 годах, благодаря  помощи Брюкке, Фрейд работает в  Париже в клинике Сальпетриери под  руководством знаменитого Ж. Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования Шарко по использованию  гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией. В 1889 году Фрейд посетил Нанси, где познакомился с Лебелем и Бертгеймом, так же занимавшимися исследованиями истерии и гипноза. Под влиянием этих поездок у Фрейда сложилось определенное представление о механизмах такого заболевания, как истерия. Вызревала мысль о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение больного, причем сам пациент об этом не знает.

          После возвращения  в Вену Фрейд познакомился с известным практикующим врачом Иосифом Брейером (1842-1925), который к этому времени уже несколько лет практиковал оригинальный метод лечения больных истерией: он погружал больного в состояние гипноза, а потом предлагал  вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а иногда и выздоровление. Брейер  назвал этот метод древнегреческим словом "катарсис" (очищение), позаимствовав его из поэтики Аристотеля. Фрейд заинтересовался этим методом. Между ними завязалось творческое содружество, и результаты своих совместных наблюдений они опубликовали в 1895 году в известной работе "Исследование истерии",

          В 1896 году Фрейд впервые  употребил термин "психоанализ", под которым подразумевал метод  исследования психических процессов, являющийся в тоже время и новым  методом лечения неврозов.

          В 1900 году вышла одна из лучших книг Фрейда "Толкование сновидений". Сам Фрейд в 1931 году писал об этой своей работе:"Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые  мне посчастливилось сделать". В следующем году появилась еще  одна книга "Психопатология обыденной  жизни" (1901), потом серия работ: "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа  истерии" (1905), "Остроумие и его  отношение к бессознательному" (1905).

          Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок его единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнст Джоунс и другие.

          В 1909 году Фрейд получил приглашение от  Стесила Холла прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете в Ворчестере, США ("О психоанализе. Пять лекций", 1910). Примерно в эти же годы выходят его работы "Леонардо да Винчи" (1910), "Тотем и табу" (1913).

          Психоанализ из метода лечения неврозов превращается в  общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

          Заметным событием в жизни Фрейда был отход от него его ближайших учеников и  соратников Адлера и Юнга, не принявших  его концепцию пансексуализма.

          Всю жизнь Фрейд  развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки  критиков, ни уход ближайших учеников не поколебали его в своих убеждениях. Его последняя книга "Очерки психоанализа" (1940) начинается довольно резко: "Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и на других, может составить себе самостоятельное суждение о нем".

                В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его, и, чтобы  хоть как-то остановить прогрессирование болезни он перенес 33 операции. В то же время он очень много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. По мере того, как работы Фрейда становились все более известными, усиливалась и критика его учения.

          В 1933 году нацисты, придя  к власти, сожгли в Берлине груду  книг Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: "Каков прогресс - в средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг". Он не мог  предположить, что пройдет всего  несколько лет и в лагерях  Освенцима и Майданека сожгут миллионы жертв нацизма, в том  числе и четырех сестер Фрейда. Только посредничество американского  посла во Франции да большой выкуп, выплаченный фашистам Международным  союзом психоаналитических обществ, позволили  Фрейду в 1938 году покинуть Вену и выехать в  Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал уколы, положившие конец его страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.

       1.2. Основные теоретические принципы психоанализа.

    В результате своих исследований Фрейд  пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом его сознание - это лишь «прихожая», «вершина айсберга», а все остальное занимает бессознательное и предсознание. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.

      В формировании концепции Фрейда различают два этапа. Первый - конец XIX в. -1920 г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка. Например, на такие, как политика, общественная деятельность. В основе культуры, таким образом, лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека. Поэтому когда Фрейд утверждает, что европейская культура создана невротиками, - это не курьез, не описка или обмолвка, а его теоретический вывод.

      Второй  этап творчества мыслителя начинается после 1920 г. и связан с формулировкой  динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Оно представляет  собой бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я наоборот сознательно и выступает посредником между Оно и Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я - (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я, которое является также и совестью.                                                  

      Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон - Оно и Сверх-Я, находится в тисках между ними и обуславливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что «несчастное Я» вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно.

      Раскрыв неразрывную связь сознательных и бессознательных процессов  в психике человека и отдав  первенство последним, Фрейд не только утвердил иррационализм как основной принцип поведения личности, но и показал ее экзистенциальную противоречивость. Оказалось, что само человеческое существование — это постоянная и непримиримая борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности», между влечениями и культурой. Другой вид вечного противоречия бытия личности состоит в tons, что она является полем битвы между «влечением к жизни» (Эросом) и «влечением к смерти» (Танатосом). И от этого единства и борьбы противоположностей человеку также никуда не деться. 

    1.3. Социально-философская концепция.

    Из  основных принципов концепции З.Фрейда прямо вытекает и его социально-философская  теория. Поскольку каждый индивид  потенциально является «врагом культуры» (которая сдерживает его страсти), но вместе с тем без культуры человеку не обойтись, то в общественной жизни  необходимо принуждение людей к  соблюдению культурных норм и к «культурной  работе». Вот что писал Фрейд  об этом в своей работе «Будущее одной иллюзии»: «Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры». 

    Глава II. Философия психоанализа. 

    Многие  западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.

Информация о работе Аналитическая теория личности К. Г. Юнга