Аналитическая теория личности К. Г. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание

Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века. Оно оказало самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения. Возник он, как одно из направлений медицинской психологии и постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем, став частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Работа состоит из  1 файл

мой текст.docx

— 70.86 Кб (Скачать документ)

    3.1. Жизнь и творчество К.Г. Юнга.

    Карл  Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) родился  в небольшом Швейцарском городке  Кесвиль, в семье протестантского  священника. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла  и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность  отдать своего сына в лучшую гимназию швейцарского города Базеля. С юных лет Карл беседует со своим отцом  о религии, размышления о Боге и об устройстве мира занимают значительную часть его юношеских дневников  и записок. Казалось, самой судьбой  уготован ему путь священника. Однако, чем глубже изучает Карл религиозные  тексты, тем чаще возникают у него противоречивые мысли о Боге и  о церкви. У него все больше складывается впечатление, что протестантская церковь  полностью оторвана от реальной жизни, что она выродилась в набор  пустых обрядов и церемоний, не наполненных  никаким внутренним смыслом. «Живой религиозный опыт следует искать не в церкви, – делает вывод Карл, – многие поэтические и философские  произведения гораздо ближе к нему, чем либеральный протестантизм». Позже размышления о Боге, о религиозных таинствах станут одной из главных тем его творчества.

    К окончанию гимназии Карл со всей ясностью понимает, что карьера священника ему чужда и решает изучать  медицину. Он поступает в Университет, где помимо своей специальности  с огромным интересом изучает  философию – и древнюю, и современную. Он полностью погружен в себя, в  свои собственные мысли, переживания  и сновидения – они занимают его  куда больше, чем события внешнего мира. Не случайно свою автобиографию  он так и называет: «Воспоминания, сновидения, размышления». До последнего курса гимназии два эти интереса – философия и наука – существуют для Юнга отдельно друг от друга  и вдруг, уже во время последнего семестра, он впервые открывает учебник  психиатрии и с этого момента  его жизнь изменяется. «Мое сердце неожиданно резко забилось, – пишет  он в своих воспоминаниях, – Возбуждение  было необычайным, потому что мне  стало ясно, как при вспышке  просветления, что единственно возможной  целью для меня может стать  психиатрия. Только в ней слились  во едино два потока моих интересов… Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью».

    Окончив университет, Юнг переезжает в Цюрих и начинает здесь работать в психиатрической клинике. В Цюрихе философия была не в чести, предпочтение отдавалось более практическим вещам – тому, что можно изучить научно. В этом противопоставлении – либо философия и религия, либо строгая наука – Юнг видел трагичность западного мировоззрения, «раскол европейской души». В своих трудах он стремился объединить эти два полюса, показать, что они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга и могут существовать в гармоничном единстве.

    Существует  еще одна область знаний, пожалуй, наиболее загадочная и таинственная и Юнг, безусловно, не мог обойти ее своим вниманием. Это – древние  эзотерические знания: оккультизм, магия, астрология, алхимия… В 1902 г. Юнг  пишет докторскую диссертацию под  названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В отличие от большинства своих коллег, Юнг не был склонен видеть в оккультизме исключительно плоды больного воображения. Он утверждает, что многие поэты и пророки обладают способностью услышать чей-то другой голос, доносящийся из неведомых далей, и именно этому их таланту мы обязаны многими поэтическими и религиозными откровениями. Позже он находит название для этого таинственного мира, чьи голоса и образы иногда являются нам во снах или во время творческого вдохновения – он называет его коллективным бессознательным.

    В 1907 г. Юнг встречается с человеком, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние  на его дальнейшую судьбу – он становится учеником «отца психоанализа» З.Фрейда. Эта встреча стала для Юнга источником невиданного творческого  вдохновения и она же привела  его позднее к отчаянию и глубочайшему кризису. Идеи Фрейда о бессознательном, которое оказывается истинным хозяином человеческих поступков, определяет всю  его жизнь, – эти идеи захватывают  Юнга и он становится одним из наиболее преданных и талантливых учеников основоположника психоанализа. Фрейд  возлагает большие надежды на своего ученика – именно в нем  он видит человека, способного со временем занять его место, возглавить Психоаналитическое Общество. Однако Юнг все чаще оказывается  не согласен со своим учителем, психоанализ  не вмещает всех его интересов. Юнг  отказывается считать главную жизненную  энергию – либидо – состоящей  исключительно из животных импульсов (секса и агрессии). В 1912 г. он пишет  книгу «Трансформации и символы  либидо». Идеи этой его работы во многом противоречат взглядам Фрейда и с  этого момента начинается их разрыв. Фрейд возбуждает судебный процесс  против бывшего ученика и требует, чтобы Юнг изменил название своего метода, поскольку его работы не могут быть названы психоанализом. Юнг выполняет это требование и с этого момента он

    становится  основоположником своего собственного направления – аналитической  психологии.

    1912 г. становится для Юнга началом  тяжелого психологического кризиса.  По его собственным словам, он  был близок к безумию. Образы  коллективного бессознательного  вторглись в его жизнь, принеся  с собой кошмарные видения.  Юнгу мнились потоки крови,  заливающие всю Европу, крушение  мира. Эти видения прекратились лишь в 1914 г, с началом 2-й мировой войны, когда эти зловещие образы стали реальностью.

    Дальнейшая  жизнь Юнга полностью посвящена  изучению коллективного бессознательного и его архетипов. Юнг много  путешествует, изучает первобытные  культуры и миры древних цивилизаций. Все его труды направлены к  одной цели – возвращению человеку утерянной целостности, объединению  внутреннего мира и внешнего, науки, религии и мистики, мудрости Востока  и Запада. Аналитическую психологию он называет «западной йогой», или  «алхимией двадцатого века». Он глубоко  убежден в том, что каждый человек  – это не только биологическое  существо, наделенное инстинктами и  рефлексами, человек в не меньшей  степени принадлежит и миру духа – он несет в себе опыт культуры, религии, научных традиций. «Психология  – это одна из немногих наук, вынужденная  принимать в расчет духовное измерение», – пишет он. Духовный опыт предков  передается из поколения в поколение  при помощи архетипов – универсальных  образов коллективного бессознательного, общих для всех людей. К этому  выводу К.Г.Юнг приходит, изучая народный фольклор, а также – работая  со сновидениями самых разных этносов  и культур.                                                 Карл Густав Юнг умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года.

    3.2. Основные концепции и принципы аналитической психологии.

    В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.

    В своих трудах Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

    Личное  бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

    И наконец, Юнг высказал мысль о  существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

    3.2.2. Архетипы.

    Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов1. Архетипы - это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

    В ряду множества архетипов, описанных  Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть и прочие.

    Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

    3.2.3. Эго-направленность.

    Наиболее  известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

    3.2.4. Психологические функции.

    Вскоре  после того, как Юнг сформулировал  концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью  этой пары противоположных ориентации невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

    Мышление  и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

      Вторую пару противоположных  функций — ощущение и интуиция  — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Информация о работе Аналитическая теория личности К. Г. Юнга