Диалектика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание

Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 88.58 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 Среди многообразия  наблюдаемых качеств Демокрит намечал два рода их: одни качества, как твердость, плотность, объясняются непосредственно составом  атомов; другие же представляют собой

 

 

 

 не качества самих  вещей, а возбуждаемые в нас  вещами чувственные ощущения; таковы  цвет, тепло, холод и т. д.

 

 

 

 Это различение, установленное  Демокритом, послужило в дальнейшем основой для учения о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Следует, однако, тут же отметить, что так называемые вторичные качества отнюдь не носят у Демокрита чисто субъективного характера. «Вообще же, — пишет Теофраст, — наибольшее противоречие во всех (его объяснениях) заключается в том, что он одновременно делает (эти качества) состояниями чувственного восприятия и вместе с тем определяет их формами (атомов)» «вторичных» качеств Демокрита имеется объективная материальная основа.

 

 

 

 Четыре эмпедокловых элемента—землю, воду, воздух и огонь — атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений. Они суть «средние ступени», из которых складываются все другие образования и на которые эти образования вновь распадаются. В состав земли, воды и воздуха входят атомы всевозможных форм, огонь же составляется только из шарообразных атомов.

 

 

 

 Как же возникает  мир из первичного атомного  хаоса?

 

 

 

 В свидетельствах древних  авторов имеется довольно подробное,  хотя и не совсем ясное, изложение  процесса возникновения мироздания  по учению атомистов.

 

 

 

Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Возникают  миры следующим образом. Множество  разнообразных по форме атомов, выделяясь  из беспредельного, несется «в великую пустоту». Собравшись вместе, они образуют единый  вихрь.  В этом вихре они кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. «Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетал к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь, движутся вместе и образуют прежде всего некоторое шарообразное соединение» .

 

 

 

От этой шарообразной массы  отделяется нечто вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные  и тяжелые тельца собираются в  середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. «И самая периферия, (образовавшаяся) наподобие оболочки, продолжала увеличиваться за счет отделившихся извне тел. Будучи носима вихрем, она  присоединяла к себе все, чего ни касалась. Из них  же некоторые сплетения (тел) образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным; (затем) эти (тела) высохли и стали кружиться вместе с мировым вихрем, потом, воспламенившись, они образовали природу светил».

 

 

 

 Солнце находится дальше  всего от земли, луна же ближе  всего к земле. И солнце и  луна носятся по кругам вокруг  земли. Между этими кругами  находятся круги других планет. Все светила воспламеняются и  горят вследствие быстроты движения. «И как есть у мира рождение, так (у него есть) и рост, и  гибель, и уничтожение в силу  некоторой необходимости» .

 

 

 

 Земля представлялась  Демокриту не шарообразной, а плоской и не движущейся, а только вращающейся вокруг своей оси. Причем она, невидимому, не всегда находилась в данном состоянии. Демокрит полагал, что «вначале земля блуждала вследствие своей малости и легкости, с течением же времени, сделавшись плотнее и тяжелее, она перешла в неподвижное состояние».

 

 

 

 Подобно земле, возникают  и другие миры, которые раскаляются  благодаря быстрому вращению.

 

 

 

Так как число атомов, а  также протяженность пустого  пространства бесконечны, то атомисты учили о бесконечном множестве  одновременно существующих и постоянно  вновь возникающих и погибающих миров. Атомистическое учение о множественности  миров прекрасно разъясняет один из поздних учеников Демокрита,  Метродор  Хиосский. Он говорит, что одинаково было бы странно, если бы на большом ровном поле вырос один только колос и если бы в бесконечном пространстве образовался один только мир. А что миров бесконечное множество, явствует из того, что причины их образования бесконечны. В самом деле, если отдельный мир ограничен, причины же, из которых возник этот мир, бесконечны, то миров должно быть бесконечное множество. Ибо где бесконечны причины, там бесконечны и продукты их. Причины же суть атомы или элементы.

 

 

 

 Бесчисленные миры  существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.

 

 

 

«Миры (по мнению Демокрита) бесчисленны и различны по величине. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна больше по размерам наших, а в некоторых их большее число. Расстояния между мирами не равны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги... Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать в себя что-либо извне» Таким образом, не существует принципиальной разницы между нашим миром и другими мирами. Наш мир представляет собой один из бесконечно многих миров и имеет перед всеми другими мирами (или, может быть, только перед некоторыми из них) лишь то преимущество, что «находится в расцвете». Теория мира Демокрита пробивала брешь в господствовавшей в ту эпоху и разделяемой самим Демокритом  геоцентрической точке зрения и подготовляла почву для возникновения гелиоцентрической системы.

 

 

 

 Миры возникают и  исчезают. Притом, как это видно  из приведенного выше фрагмента,  «...погибают они друг от друга,  сталкиваясь между собой», или,  по другому свидетельству: «...мир  гибнет, когда больший одерживает  верх над меньшим» И Гибель миров в необозримых мировых пространствах — повседневное явление. «Бесчисленные миры у Демокрита возникают и гибнут ежедневно» .

 

 

 

 Мир в целом подвержен  беспрерывному изменению. В нем  пет ничего постоянного: все, что возникает, должно погибнуть. Этот процесс вечной смены захватывает как наш ограниченный мир, так и неведомые нам безграничные мировые пространства.

 

 

 

 В проблеме жизни  Демокрит намечает ту основную мысль, что жизнь является делом не божественного творчества, а результатом механических сил самой природы. Жизнь не привносится извне, не заносится «метеорами» из других миров, а возникает на основе механических процессов.

 

 

 

 «Жизнь порождалась  влажными телами благодаря теплоте,  точно благодаря семени своему».

 

 

 

 «По мнению Демокрита, — говорит Цензорин, — первые люди произошли из воды и ила», а Лактанций негодует на Демокрита за то, что, по его мнению, люди «произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания».

 

 

 

 Демокрит учил, что из влажности и сырости ила сперва возникли земноводные животные, затем появляются животные, обитающие только на земле. Все виды животных существ непрерывно изменялись. Рождались глухие и слепые, безрукие и безногие существа, но они были принуждены уйти от жизненной борьбы навсегда, чтобы уступить место тем, которые прочно утвердились в жизни. Постепенно, когда природа испробовала множество форм и путей животных организаций, появился и тот род животных, которые называются людьми.

 

 

 

Демокрит выдвинул общее положение: подобное притягивается подобным. На этом положении основывается вся картина мирового движения атомов, принимающего форму вихря. В форме видимого хаотического движения атомов осуществляется соединение однородных первоначал на основе притяжения подобного подобным. Здесь проглядывает догадка о законе всемирного притяжения.

 

 

 

 В органическом мире  действует тот же закон, что  и в неорганическом.

 

 

 

 «Демокрит дает следующее учение об одушевленных (существах) и неодушевленных (предметах). «Животные, — говорит он,— соединяются с животными того же самого вида, как, например, голуби с голубями и журавли с журавлями и у (всех) прочих неразумных (животных) дело обстоит точно так же. Равным образом (то же самое можно сказать) и относительно неодушевленных (предметов), как можно видеть на примере просеивания семян и на примере камешков па морских берегах. При вращении веялки отдельно ложатся чечевицы с чечевицами, ячменные зерна с ячменными; под действием прибоя волн продолговатые камешки отбрасываются на одно место с продолговатыми, круглые же — (на одно место) с круглыми, так что как будто подобие в вещах имеет силу соединять их вместе в одно» г.

 

 

 

 А на чем основывается  это подобие в вещах? На подобии  атомов. Однородность атомов —  условие их взаимного притяжения.

 

 

 

 Животные отличаются  от других предметов способностью  двигаться или, что для атомистов  то же самое, одушевленностью.  «Эти философы предполагают, что  душа есть то, что доставляет  животным движение» .

 

 

 

 Душа, так же как  и все, состоит из атомов, по  атомы души в отличие от  атомов тела-имеют круглую форму, подобно атомам огня, и отличаются большой подвижностью. «Шарообразные атомы, по своей природе никогда не оставаясь в спокойном состоянии, двигаясь, влекут за собой и приводят в движение все тело». Благодаря своей подвижности эти атомы- развивают теплоту; теплота же заражает все тело возбуждением и тем самым приводит его в движение.

 

 

 

 Таким образом, процесс  жизни в понимании атомистов  покоится на механике атомов  особой формы. Никакого нематериального  и целеполагающего начала Демокрит не допускает.

 

 

 

 «Однако, он ничего не сказал о том, — говорит Аристотель, — что природа сделала это именно с такой целью. Или вообще, как и другие физики, и он вовсе не касается этой целевой причины. Ибо он говорит, что душа и теплота одно и то же, а именно, они — первичные формы специфических телец».

 

 

 

 Все различие между  жизнью и смертью сводится  Демокритом к различию в количестве присутствующих в теле круглых атомов. Бессмертие души Демокрит решительно отвергает: «Душа смертна, она уничтожается вместе с телом» .

 

 

 

 Демокрит требует от человека поддержания тела в таком состоянии, чтобы ничто не препятствовало правильному круговороту легчайших атомов души. Соразмерность и умеренность в проявлениях нашей телесной сущности даются с большим трудом, но они есть основное условие хорошего расположения духа. В противном случае чрезмерные проявления, увеличения или противоположения телесных атомов возмутят и опрокинут массы душевных атомов, и последние не смогут попреяшему крепко усидеть в порах тела и приведут тело к гибели.

 

 

 

 

 Признание всеобщей  причинной необходимости является  руководящим принципом всей системы  атомистов.

 

 

 

 «Ни одна вещь, —  писал Левкипп, — не возникает беспричинно, но все (появляется) на каком-нибудь основании и в силу необходимости» .

 

 

 

 Это — единственная  мысль, дошедшая до нас от  Левкиппа, в его собственных выражениях. Ею проникнута вся система атомистов. Большой заслугой Левкиппа является его положение о том, что все в мире возникает, существует и исчезает по закону причинности. Для богов не оставалось места во вселенной. Они изгонялись, а вместе с ними и духи, чудеса, провидение. «Мир — не одушевлен и не управляется провидением, но, будучи образован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой»,— свидетельствует о взглядах атомистов Аэций. «Ведь ничто не возникает случайно, говорят они, но у всего того, относительно чего мы говорим, что оно возникает само собою или случайно, есть какая-то определенная причина» .

 

 

 

Как движение атомов, которое  мыслилось Демокритом не имеющим начала и существующим вечно, так и причины всего совершающегося не имеют, по его мнению, начала во времени, «ибо искони, с бесконечного времени они в силу необходимости предшествуют, предваряя без исключения все бывшее, настоящее и будущее».

 

 

 

 «Все совершается по  необходимости, так как вихрь  является причиной возникновения  всего земного, и этот вихрь  Демокрит называет необходимостью» .

 

 

 

Случайности, согласно учению Демокрита, в природе не существует. Она— выдумка людей. «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» . «Он удаляет ее (случайность) из жизни людей и норщает, как глупцов, тех, которые почитают ее» .

 

 

 

 Людям, прибегающим  к случаю, Демокрит противопоставляет людей «мудрой проницательности». Случай и ум он рассматривает как две враждебные силы: «По природе случай и ум противоречат друг другу». Атомисты «совершенно отвергают и устраняют» случай. Они, по остроумному замечанию, приводимому Дионисием и взятому, по всей вероятности, у самих атомистов, «прославляют не возникший по счастливому случаю ум, но разумнейший случай» .

 

 

 

 Таким образом, атомистическая  теория всеобщей причинности  утверждает абсолютность причинности  и исключает случайность. И тем не менее в источниках нередко встречаются о ней высказывания прямо противоположного характера.

 

 

 

 В комментарии Симплиция к аристотелевской «Физике» мы читаем:

 

 

 

 «Слова: «подобно древнему  учению, отвергающему случай», повидимому, сказаны относительно Демокрита. Хотя он в своем учении об образовании мира и пользовался, повидимому, случаем, однако, при объяснении более частных (фактов) он утверждает, что случай не является причиной чего-либо, но (все) он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища (он считает) копание (земли) или посадку оливкового дерева, причиной же того, что был разбит череп лысого — орла, сбросившего черепаху, чтобы разбить ее скорлупу».

 

 

 

Бросается в глаза противоречие в высказывании Симплиция: с одной стороны, Демокрит  отвергал случай, а с другой — он  пользовался случаем в своем учении об образовании мира. Такая неувязка встречается во многих свидетельствах о Демокрите.

 

 

 

 У Лактанцня мы читаем: «Начать с того вопроса, который кажется первым по природе, существует ли провидение, которое печется о всех делах, или все сделано случайно и (все случайно) совершается. Основателем последнего учения был Демокрит».

Информация о работе Диалектика Гегеля